Рабочая программа по дисциплине "экономика отрасли" : Экономика

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины “Экономика отрасли” разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190605 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

Рабочая программа состоит из 6 разделов. В первом разделе “Предприятие в условиях рыночной экономики ” рассматриваются вопросы: “Предприятие как хозяйствующий субъект”, “Организационные формы предприятия”.

Во втором разделе “Ресурсы предприятия” изучаются темы: “Оборотные и основные фонды предприятия”, “Трудовые ресурсы предприятия ”.

Третий раздел “Основные показатели деятельности предприятия” знакомит студента с темами: “Издержки производства”, “Ценообразование в рыночной экономике”, “Прибыль и рентабельность”.

В четвертом разделе “Маркетинговая деятельность предприятия” изучаются вопросы маркетинга, его функций, рекламы, качества и конкурентоспособности.

Пятый раздел “Планирование деятельности на предприятия ” содержит сведения об основных принципах и элементах планирования на предприятии, о показателях, характеризующих финансовое состояние предприятия, о типах и структуре бизнес-планов.

Шестой раздел “Внешнеэкономическая деятельность предприятия” знакомит студента с вопросами внешнеэкономической деятельности предприятия.

Рабочая программа дисциплины “Экономика отрасли” предусматривает следующие требования к знаниям и умениям обучающихся:

Выпускник должен знать:

  • характеристику, специфические особенности и структуру отрасли;
  • основные формы организации и труда;
  • основные направления повышения эффективности использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов;
  • основные технико-экономические и финансовые показатели работы;
  • механизмы ценообразования;
  • формы оплаты труда в современных условиях.

Выпускник должен уметь:

  • грамотно объяснять экономические процессы и явления;
  • рассчитывать технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия;
  • выявлять резервы производства и определять основные направления и организационно-технические мероприятия по повышению эффективности производства.

Рабочая программа дисциплины “Экономика отрасли” предусматривает выполнение курсового проекта. Перечень тем курсовых проектов прилагается.

Содержание учебной дисциплины

I. Предприятие в условиях рыночной экономики

1. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационные формы предприятия

Студент должен знать:

  • основные признаки предприятия;
  • механизм функционирования предприятия;
  • классификацию предприятий по формам собственности, по отраслевому признаку, по типам производства, видам предприятий в отрасли.

Производственное предприятие: цель деятельности, основные экономические характеристики (форма собственности, степень экономической свободы, форма деятельности, форма хозяйствования). Организационно-правовые формы деятельности предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества: сущность и особенности функционирования. Виды предприятий в отрасли.

Самостоятельная работа:

  • написание конспекта на тему “Порядок образования и ликвидации субъектов хозяйствования”.

Самостоятельная работа:

  • написание конспекта “Материально-техническая база отрасли”.

II. Ресурсы предприятия

1. Основные и оборотные средства предприятия

Студент должен знать:

  • отраслевуюструктуру и эффективные формы использования основных средств;
  • пути повышения использования основных производственных средств;
  • состав и структуру оборотных средств и их использование в отрасли.

Студент должен уметь:

  • рассчитывать важнейшие показатели эффективного использования основных средств;
  • рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств.

Понятие нематериальных активов: виды оценок и амортизация. Основной капитал (основные фонды (средства)) и его роль в производстве. Учёт и оценка основных и оборотных фондов. Износ и амортизация основных фондов, их воспроизводство. Показатели эффективного использования основных и оборотных фондов предприятия.

Практическое занятие № 1, № 2.

Определение показателей, характеризующих эффективность использования основных и оборотных средств. Расчёт суммы амортизационных отчислений.

2. Трудовые ресурсы предприятия

Студент должен знать:

  • формы и системы оплаты труда,
  • характеристика производительности труда: выработка и трудоёмкость;

Студент должен уметь:

  • рассчитать среднесписочную численность работников предприятия;
  • рассчитать баланс рабочего времени.
  • рассчитать заработную плату различных категорий работников.

Практическое занятие № 3.

Расчёт показателей производительности труда, бюджета рабочего времени. Расчёт заработной платы различным категориям работников.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему “Производственная структура организации”.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему: “Фотография рабочего времени, метод моментных наблюдений”.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему: “Аренда основных производственных средств. Лизинговая форма аренды”.

III. Основные показатели деятельности предприятия

1. Издержки производства. Ценообразование в рыночной экономике

Студент должен знать:

  • состав и структуру издержек производства;
  • методы формирования цены;
  • виды и системы цен.

Студент должен уметь:

  • рассчитать себестоимость единицы продукции;
  • рассчитать цену товара.

Понятие и состав издержек производства и обращения. Постоянные и переменные затраты. Калькуляция себестоимости и её значение. Методика включения смет косвенных расходов в себестоимость.

2. Прибыль и рентабельность

Студент должен знать:

  • источники образования прибыли;
  • распределение прибыли;
  • виды рентабельности.

Студент должен уметь:

  • рассчитать уровень рентабельности.

Доход предприятия, его сущность и значение. Планирование прибыли. Распределение и использование прибыли. Рентабельность предприятия. Показатели рентабельности. Расчёт уровня рентабельности. Пути повышения рентабельности.

Практическое занятие №4, №5, №6, №7, №9

Расчёт показателей прибыли, рентабельности, себестоимости, затрат, расходов.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему: “Антимонопольное законодательство в ценообразовании”.

IV. Маркетинговая деятельность предприятия

1. Организация маркетинга на предприятии

Студент должен знать:

  • об основах маркетинга, его целях и задачах.

Маркетинг, его основы. Понятие маркетинга. Принципы и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность.

2. Качество и конкуренция

Студент должен знать:

  • требования к рекламе;
  • пути повышения качества продукции и конкурентоспособности;
  • сущность инновационной и инвестиционной политики предприятия.

Реклама, назначение, требования к рекламе, виды рекламы. Сущность и значение качества продукции. Показатели качества продукции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему: “Правовая база рекламной деятельности. Планирование и проведение рекламных компаний”.

V. Планирование деятельности на предприятии

1. Внутрифирменное планирование

Студент должен знать:

  • этапы, элементы и методы планирования;
  • виды и основные принципы планирования.

Основные принципы и элементы планирования на предприятии. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, методика их расчёта. Классификация планов. Стратегическое и оперативное планирование.

2. Бизнес-план

Студент должен знать:

  • понятие бизнес-плана;
  • структуру бизнес-плана и его виды.

Студент должен уметь:

  • выделять основные этапы бизнес-плана из имеющейся информации;
  • характеризовать эффективность применения каждого этапа отдельно.

Понятие бизнес-плана и его основные элементы. Виды бизнес-плана. Составляющие элементы бизнес-плана и его характеристики.

Практическое занятие №8

Составление бизнес-плана по имеющимся данным и выделение основных его составляющих.

3. Кредиты

Студент должен знать:

  • понятие и сущность кредитной системы;
  • банки их роль в рыночной экономике.

Понятие кредита и кредитной системы. Роль банков в экономике.

Практическое занятие № 10.

Источники финансовых ресурсов предприятия.

Самостоятельная работа:

  • написание конспекта на тему: “Смешанные формы финансирования предприятия”.

VI. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

1. Выход организации на внешний рынок

Студент должен знать:

  • условия выхода на внешний рынок;
  • о конкурентоспособности;
  • о средствах расчётов во внешнеэкономической деятельности.

Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли. Выход предприятия (организации) на внешний рынок. Конкурентоспособность продукции. Совместное предпринимательство. Таможенная тарифная ставка. Средства расчётов во внешнеэкономической деятельности.

Самостоятельная работа:

  • написание конспекта на тему: “Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке”.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Читать еще:


Новые материалы:

Информация. Работа с информацией :: Интерактивная игра "Клуб знатоков информатики" (5-й класс) :: Создание анимации в графическом редакторе Adobe Photoshop :: Концептуальное проектирование баз данных :: Игра-соревнование по информатике "Золотая лихорадка" :: Суперсемейка 2 ( Incredibles 2 ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Мебель для спальни/Матрасы, подушки/Матрасы / Лонакс / Матрас Лонакс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD