Рабочая программа по дисциплине "экономика отрасли" : Экономика

Рабочая программа по дисциплине "экономика отрасли" : Экономика

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины “Экономика отрасли” разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190605 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

Рабочая программа состоит из 6 разделов. В первом разделе “Предприятие в условиях рыночной экономики ” рассматриваются вопросы: “Предприятие как хозяйствующий субъект”, “Организационные формы предприятия”.

Во втором разделе “Ресурсы предприятия” изучаются темы: “Оборотные и основные фонды предприятия”, “Трудовые ресурсы предприятия ”.

Третий раздел “Основные показатели деятельности предприятия” знакомит студента с темами: “Издержки производства”, “Ценообразование в рыночной экономике”, “Прибыль и рентабельность”.

В четвертом разделе “Маркетинговая деятельность предприятия” изучаются вопросы маркетинга, его функций, рекламы, качества и конкурентоспособности.

Пятый раздел “Планирование деятельности на предприятия ” содержит сведения об основных принципах и элементах планирования на предприятии, о показателях, характеризующих финансовое состояние предприятия, о типах и структуре бизнес-планов.

Шестой раздел “Внешнеэкономическая деятельность предприятия” знакомит студента с вопросами внешнеэкономической деятельности предприятия.

Рабочая программа дисциплины “Экономика отрасли” предусматривает следующие требования к знаниям и умениям обучающихся:

Выпускник должен знать:

  • характеристику, специфические особенности и структуру отрасли;
  • основные формы организации и труда;
  • основные направления повышения эффективности использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов;
  • основные технико-экономические и финансовые показатели работы;
  • механизмы ценообразования;
  • формы оплаты труда в современных условиях.

Выпускник должен уметь:

  • грамотно объяснять экономические процессы и явления;
  • рассчитывать технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия;
  • выявлять резервы производства и определять основные направления и организационно-технические мероприятия по повышению эффективности производства.

Рабочая программа дисциплины “Экономика отрасли” предусматривает выполнение курсового проекта. Перечень тем курсовых проектов прилагается.

Содержание учебной дисциплины

I. Предприятие в условиях рыночной экономики

1. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационные формы предприятия

Студент должен знать:

  • основные признаки предприятия;
  • механизм функционирования предприятия;
  • классификацию предприятий по формам собственности, по отраслевому признаку, по типам производства, видам предприятий в отрасли.

Производственное предприятие: цель деятельности, основные экономические характеристики (форма собственности, степень экономической свободы, форма деятельности, форма хозяйствования). Организационно-правовые формы деятельности предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества: сущность и особенности функционирования. Виды предприятий в отрасли.

Самостоятельная работа:

  • написание конспекта на тему “Порядок образования и ликвидации субъектов хозяйствования”.

Самостоятельная работа:

  • написание конспекта “Материально-техническая база отрасли”.

II. Ресурсы предприятия

1. Основные и оборотные средства предприятия

Студент должен знать:

  • отраслевуюструктуру и эффективные формы использования основных средств;
  • пути повышения использования основных производственных средств;
  • состав и структуру оборотных средств и их использование в отрасли.

Студент должен уметь:

  • рассчитывать важнейшие показатели эффективного использования основных средств;
  • рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств.

Понятие нематериальных активов: виды оценок и амортизация. Основной капитал (основные фонды (средства)) и его роль в производстве. Учёт и оценка основных и оборотных фондов. Износ и амортизация основных фондов, их воспроизводство. Показатели эффективного использования основных и оборотных фондов предприятия.

Практическое занятие № 1, № 2.

Определение показателей, характеризующих эффективность использования основных и оборотных средств. Расчёт суммы амортизационных отчислений.

2. Трудовые ресурсы предприятия

Студент должен знать:

  • формы и системы оплаты труда,
  • характеристика производительности труда: выработка и трудоёмкость;

Студент должен уметь:

  • рассчитать среднесписочную численность работников предприятия;
  • рассчитать баланс рабочего времени.
  • рассчитать заработную плату различных категорий работников.

Практическое занятие № 3.

Расчёт показателей производительности труда, бюджета рабочего времени. Расчёт заработной платы различным категориям работников.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему “Производственная структура организации”.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему: “Фотография рабочего времени, метод моментных наблюдений”.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему: “Аренда основных производственных средств. Лизинговая форма аренды”.

III. Основные показатели деятельности предприятия

1. Издержки производства. Ценообразование в рыночной экономике

Студент должен знать:

  • состав и структуру издержек производства;
  • методы формирования цены;
  • виды и системы цен.

Студент должен уметь:

  • рассчитать себестоимость единицы продукции;
  • рассчитать цену товара.

Понятие и состав издержек производства и обращения. Постоянные и переменные затраты. Калькуляция себестоимости и её значение. Методика включения смет косвенных расходов в себестоимость.

2. Прибыль и рентабельность

Студент должен знать:

  • источники образования прибыли;
  • распределение прибыли;
  • виды рентабельности.

Студент должен уметь:

  • рассчитать уровень рентабельности.

Доход предприятия, его сущность и значение. Планирование прибыли. Распределение и использование прибыли. Рентабельность предприятия. Показатели рентабельности. Расчёт уровня рентабельности. Пути повышения рентабельности.

Практическое занятие №4, №5, №6, №7, №9

Расчёт показателей прибыли, рентабельности, себестоимости, затрат, расходов.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему: “Антимонопольное законодательство в ценообразовании”.

IV. Маркетинговая деятельность предприятия

1. Организация маркетинга на предприятии

Студент должен знать:

  • об основах маркетинга, его целях и задачах.

Маркетинг, его основы. Понятие маркетинга. Принципы и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность.

2. Качество и конкуренция

Студент должен знать:

  • требования к рекламе;
  • пути повышения качества продукции и конкурентоспособности;
  • сущность инновационной и инвестиционной политики предприятия.

Реклама, назначение, требования к рекламе, виды рекламы. Сущность и значение качества продукции. Показатели качества продукции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная работа:

- написание конспекта на тему: “Правовая база рекламной деятельности. Планирование и проведение рекламных компаний”.

V. Планирование деятельности на предприятии

1. Внутрифирменное планирование

Студент должен знать:

  • этапы, элементы и методы планирования;
  • виды и основные принципы планирования.

Основные принципы и элементы планирования на предприятии. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, методика их расчёта. Классификация планов. Стратегическое и оперативное планирование.

2. Бизнес-план

Студент должен знать:

  • понятие бизнес-плана;
  • структуру бизнес-плана и его виды.

Студент должен уметь:

  • выделять основные этапы бизнес-плана из имеющейся информации;
  • характеризовать эффективность применения каждого этапа отдельно.

Понятие бизнес-плана и его основные элементы. Виды бизнес-плана. Составляющие элементы бизнес-плана и его характеристики.

Практическое занятие №8

Составление бизнес-плана по имеющимся данным и выделение основных его составляющих.

3. Кредиты

Студент должен знать:

  • понятие и сущность кредитной системы;
  • банки их роль в рыночной экономике.

Понятие кредита и кредитной системы. Роль банков в экономике.

Практическое занятие № 10.

Источники финансовых ресурсов предприятия.

Самостоятельная работа:

  • написание конспекта на тему: “Смешанные формы финансирования предприятия”.

VI. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

1. Выход организации на внешний рынок

Студент должен знать:

  • условия выхода на внешний рынок;
  • о конкурентоспособности;
  • о средствах расчётов во внешнеэкономической деятельности.

Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли. Выход предприятия (организации) на внешний рынок. Конкурентоспособность продукции. Совместное предпринимательство. Таможенная тарифная ставка. Средства расчётов во внешнеэкономической деятельности.

Самостоятельная работа:

  • написание конспекта на тему: “Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке”.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Читать еще:


Новые материалы:

Программа летнего лагеря "Вместе весело шагать" :: Сценарий торжественной встречи поколений, посвященной 90-летию ВЛКСМ "Юность комсомольская моя" :: Профориентационный классный час "Я бы в медики пошёл…" :: Программа организации детского самоуправления "ДРУГ" :: Diskussion "Jugendprobleme. Volljaehrig und zu Hause wohnen" :: Самокритика буржуазного пса ( Selbstkritik eines buergerlichen Hundes ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Рок, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD