Конспект урока экономики в 11-м классе по теме "Цикличность экономического роста и методы ее регулирования" : Экономика

Цель: формирование знаний об экономическом цикле, умений анализировать происходящие в экономике изменения и выбирать инструменты антициклического регулирования для различных фаз цикла.

Задачи:

  • Обучающие:
    • формирование понятий:
      • экономический цикл,
      • фазы цикла (оживление, подъём, пик, спад, депрессия, низшая точка спада),
      • параметры цикла,
      • антициклическая политика,
      • контрциклические и проциклические параметры;
    • формирование умений:
      • оценивать состояние экономики в различных фазах, используя параметры цикла,
      • отличать контрциклические параметры от проциклических,
      • выбирать вид и способ применения антициклических мер регулирования экономики;
  • Развивающие:
    • формирование навыков деятельности, составляющих информационно-коммуникативную компетентность:
      • управление – выделение в экономическом цикле отдельных фаз,
      • оценка – сравнение различных фаз цикла по поведению в них параметров цикла,
      • создание – выбор антициклических мер регулирования экономики;
  • Воспитательные:
    • формирование познавательного интереса путем применения циклов для анализа экономических ситуаций в стране в разные периоды её истории;
    • выработка у учащихся способностей использовать таблицы для структурированного представления информации при анализе экономических данных.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, исследовательский; практический.

Оборудование: листочки или тетради для проверочных работ, 8-10 карточек с перечнем параметров цикла (Приложение 1), 8-10 чистых листов для записи ответов.

План урока:

Этап

Время

1

Организационный момент, сообщение темы, цели урока.

2 мин.

2

Актуализация знаний. Проверочная работа с анализом результатов.

10 мин.

3

Объяснение нового материала.

7 мин.

4

Первичное закрепление и систематизация знаний. Практическая работа-исследование. Обсуждение и запись в тетради полученных результатов.

24 мин.

5

Подведение итогов. Домашнее задание.

2 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы урока, цели

– Тема сегодняшнего урока «Цикличность экономического роста и методы её регулирования».
Сегодня на уроке мы должны познакомиться с понятие «экономический цикл», научиться анализировать происходящие в экономике изменения и выбирать инструменты антициклического регулирования для различных фаз цикла.

2. Актуализация знаний. Проверочная работа

– На предыдущих уроках мы рассмотрели с вами понятие «экономический рост», научились представлять его в виде сдвига кривой производственных возможностей, познакомились с экономическим развитием разных стран. Проверим Ваши знания по этой теме.

Проверка знаний (письменные ответы на вопросы):

I вариант

  • Дать определение понятию экономический рост.
  • Интенсивный рост.
  • Изобразите графически ситуацию: в стране наблюдается рост занятости и капиталовложений.

II вариант

  • Дать определение понятию экономическое развитие.
  • Экстенсивный рост.
  • Изобразите графически ситуацию: в стране применяются новейшие технологии в производстве.

3. Объяснение нового материала

– Экономике присущ циклический характер движения, который с полной очевидностью обнаружил себя во второй половине ХIХ века и стал предметом пристального внимания экономической науки. До этого представители классической экономики (Давид Риккардо и др.) отрицали возможность всеобщих экономических кризисов, охватывающих экономику страны в целом, а частичные кризисы перепроизводства объясняли нарушением пропорциональности между разными отраслями, которая восстанавливается самим ходом движения рыночной экономики. Но факты – упрямая вещь. Периодическая повторяемость спадов производства побудила экономистов к поиску причин, вызывающих циклический характер движения общественного производства. Однако единого понимания причин этого явления не было достигнуто. Поэтому оправданной является позиция, которая обобщённо называет эту причину так – сложный и противоречивый характер многообразных сил и факторов, действующих в рыночной экономике. Рассмотрим подробно экономический цикл.
Цикл (от лат. «колесо», «круг», «кругооборот») – совокупность явлений, процессов, повторяющихся в течение определённого промежутка времени.

Экономический цикл – промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики.

Экономисты выделяют в цикле следующие типичные стадии (фазы):

  • подъём (экспансия, расширение) – растёт объём реального производства,
  • спад (сжатие, сокращение, рецессия, депрессия) – снижается объём реального производства,
  • пик (бум) – реальный объём достигает наивысшего значения, расширение производства сменяется спадом,
  • низшая точка спада («дно», «подошва») – объём реального производства наименьший, спад сменяется подъёмом.

Графически экономический цикл можно изобразить следующим образом:

Колебания деловой активности происходят вокруг долгосрочного тренда экономического роста. Характеристику фаз цикла можно дать, анализируя изменение макроэкономических показателей – параметров цикла:

  • объём реального производства, ВВП
  • загрузка производственных мощностей
  • инвестиции
  • безработица
  • занятость
  • денежная масса
  • ставки %
  • скорость обращения денег
  • заработная плата
  • инфляция
  • спрос
  • запасы готовой продукции
  • прибыль фирм.

4. Закрепление изученного

1. Работая в группах в течение 7 минут, попробуйте самостоятельно дать характеристику фазам цикла. На столе у каждой группы список с параметрами цикла и названием фазы. Определите, как ведут себя параметры в данной фазе (растут, падают, остаются неизменными, достигают максимума, минимума).

Учащиеся работают в группах, после обсуждения выступают представители от каждой группы со своими ответами, которые анализируются, параллельно идёт заполнение таблицы, в которой отражены  изменения параметров в различных фазах цикла.

Параметры цикла Фазы цикла
Подъём Пик Спад Низшая точка спада
1 ВВП мах min
2 загрузка производственных мощностей перегрузка не загружены
3 инвестиции ~ 0 0
4 безработица естественная мах
5 занятость мах min
6 денежная масса невелика
7 ставки % (Dкредиты>S) мах высокая (мало денег) min
(много денег)
8 скорость обращения денег начинает min
9 заработная плата высока min
10 инфляция незначительно (спроса и издержек) начинает min
11 спрос (на товары и ресурсы) на товары
на ресурсы
на ресурсы и товары низкий
12 запасы готовой продукции невелики невелики мах
13 прибыль фирм мах , растёт число банкротств min

Подъём характеризуется следующим образом:

  • устойчивый рост объёма реального производства, ВВП
  • не полностью занятые производственные мощности всё более загружаются
  • растут инвестиции
  • снижается безработица
  • повышается занятость
  • растёт денежная масса
  • растут ставки % (спрос на кредиты превышает предложение)
  • увеличивается скорость обращения денег
  • растёт заработная плата
  • цены повышаются вначале незначительно (спрос уравновешивается растущим предложением), инфляция растёт незначительно
  • спрос на товары и ресурсы растёт
  • запасы готовой продукции невелики
  • прибыль фирм растёт.

Пик:

  • объём реального производства, ВВП максимальный
  • перегрузка производственных мощностей
  • инвестиции сокращаются
  • безработица достигает естественного уровня
  • сверхвысокая занятость
  • денежная масса растёт
  • ставки % высоки
  • скорость обращения денег начинает снижаться
  • заработная плата очень высока (активизируются профсоюзы)
  • усиливается инфляция, как спроса, так и издержек
  • спрос превышает предложение; снижается спрос на средства производства (расширять объём выпуска больше нельзя)
  • запасы готовой продукции невелики
  • прибыли фирм максимальны.

Спад:

  • объём реального производства, ВВП снижается
  • загрузка производственных мощностей уменьшается
  • инвестиции близки к нулю
  • увеличивается безработица (сначала в отраслях производящих средства производства, затем и в отраслях производящих потребительские товары)
  • снижается занятость
  • денежная масса уменьшается
  • погоня за деньгами некоторое время удерживает высокую ставку %
  • скорость обращения денег снижается
  • снижается заработная плата
  • инфляция начинает снижаться (замедляется рост цен)
  • снижается спрос сначала на средства производства, затем на потребительские товары
  • скапливаются запасы нереализованной продукции
  • прибыли фирм падают (растёт число банкротств предприятий).

Низшая точка спада:

  • объём реального производства, ВВП минимален
  • производственные мощности стоят незагруженные
  • инвестиции практически отсутствуют
  • безработица максимальна
  • занятость минимальна
  • денежная масса невелика
  • ставки % минимальны (большой резерв свободных денег)
  • скорость обращения денег минимальна
  • заработная плата минимальна
  • инфляция минимальна
  • спрос низок
  • запасы готовой продукции максимальны
  • прибыли фирм минимальны.

Проанализировав изменение параметров цикла, можно увидеть, что одни из них проциклические растут на подъёме и уменьшаются на спаде, а другие контрциклические увеличиваются на спаде и снижаются на подъёме.

1) Отметьте в таблице в  списке параметры процикличиские знаком «п». Назовите их.

– Объём реального производства, ВВП, загрузка производственных мощностей, инвестиции, занятость, денежная масса, ставки %, скорость обращения денег, заработная плата, инфляция, прибыль фирм, спрос.

2) Отметьте в таблице в  списке контрциклические параметры знаком «к». Назовите их.

– Безработица, запасы готовой продукции, число банкротств.

Цикличность экономики закономерна и объективна, её не избежать. Задача государства – смягчение цикличности экономического развития через проведение фискальной и монетарной политики. При чрезмерно высоких темпах роста необходимо сдерживать рост предложения денег, а при спаде увеличить предложение.

2. Работая в группах в течение 5 минут, предложите действенные меры фискальной и монетарной (кредитно-денежной) политики, применимые для Вашей фазы цикла (каждой группе даётся своя фаза: подъём или спад).

Заслушиваем ответы и записываем в тетрадь результаты обсуждений. При подъёме необходимо уменьшить денежную массу страны и темпы производства, применяя фискальную (увеличение налоговых ставок) и монетарную (увеличение резервных требований и  учётной ставки ЦБ РФ, продажа государственных ценных бумаг) политики. При спаде необходимо увеличить предложение денег и темпы производства, применяя фискальную (снижение ставок налогов) и монетарную (уменьшение резервных требований и  учётной ставки ЦБ РФ, покупка государственных ценных бумаг) политики.

В зависимости от причин выделяют следующие виды циклов:

  • короткие 2-4 года (связаны с восстановлением равновесия на потребительском рынке, возникающего из-за запаздывания по времени движения информации, влияющей на принятие решений коммерческими фирмами; модель Джозефа Китчина);
  • средние 10-12 лет (связаны с изменением спроса на оборудование и сооружения, влиянием временных задержек между принятием инвестиционных решений и возведением соответствующих производственных мощностей; модель Клемента Жугляра);
  • «строительные» 15-25 лет (связаны с обновлением основного капитала: строительством зданий, модернизацией оборудования; модель Саймона Кузнеца);
  • длинные 50-60 лет (связаны с изменением технологического способа производства; модель Николая Дмитриевича Кондратьева).

5. Домашнее задание:

Найти в сети Интернет характеристику циклов Кондратьева со сроками и технологическими причинами.

Домашнее задание проверяется на следующем уроке. Приведём примерные результаты.

Циклы Кондратьева:

    • 1 цикл — с 1803 до 1841-43 гг. (текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля),
    • 2 цикл — с 1844-51 до 1890-96 гг. (угледобыча и черная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель),
    • 3 цикл — с 1891-96 до 1945-47 гг. (тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей),
    • 4 цикл — с 1945-47 до 1981-83 гг. (производство автомобилей и других машин, химической промышленности, нефтепереработки и двигателей внутреннего сгорания, массовое производство),
    • 5 цикл — с 1981-83 до ~2018 г. (развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники),
    • 6 цикл — с ~2018 до ~ 2030 (возможно, NBIC-конвергенция (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий)).
Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие в форме виртуальной экскурсии по Эрмитажу. Тема: "Келья" шедевров" :: Проект "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом" :: Развитие коммуникативных навыков посредством театрализованных игр :: Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы детского сада :: Урок по обществознанию и финансовой грамотности. Раздел "Экономика". Тема: "Налоги и налогообложение". 11-й класс :: Безумные соседи ( À bras ouverts ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Матрасы / Ангстрем / Матрас Active roll (800х2000 мм) Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать широкую спину

Как накачать широкую спину: лучшие упражнения для мышц спины Спина – вторая по величина мышечная группа на теле после ног. Для многих спина – это широчайшие...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как похудеть в щеках упражнения

Избавляемся от пухлых щечек Пухлые щечки – распространенная проблема среди современных девушек. У многих из них даже начинают развиваться комплексы по этому...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Программа для похудения на велотренажере

Велотренажер для похудения - отзывы о занятиях и результаты, программы тренировок Велотренажер имитирует езду на велосипеде, поэтому отлично подходит для...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как девушке накачать плечи в тренажерном зале

Упражнения на плечи в тренажерном зале. Эффективные упражнения на плечи Что, по вашему мнению, создает впечатление по-настоящему накачанного тела? Естественно,...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD