Конспект урока экономики в 11-м классе по теме "Цикличность экономического роста и методы ее регулирования" : Экономика

Цель: формирование знаний об экономическом цикле, умений анализировать происходящие в экономике изменения и выбирать инструменты антициклического регулирования для различных фаз цикла.

Задачи:

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, исследовательский; практический.

Оборудование: листочки или тетради для проверочных работ, 8-10 карточек с перечнем параметров цикла (Приложение 1), 8-10 чистых листов для записи ответов.

План урока:

Этап

Время

1

Организационный момент, сообщение темы, цели урока.

2 мин.

2

Актуализация знаний. Проверочная работа с анализом результатов.

10 мин.

3

Объяснение нового материала.

7 мин.

4

Первичное закрепление и систематизация знаний. Практическая работа-исследование. Обсуждение и запись в тетради полученных результатов.

24 мин.

5

Подведение итогов. Домашнее задание.

2 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы урока, цели

– Тема сегодняшнего урока «Цикличность экономического роста и методы её регулирования».
Сегодня на уроке мы должны познакомиться с понятие «экономический цикл», научиться анализировать происходящие в экономике изменения и выбирать инструменты антициклического регулирования для различных фаз цикла.

2. Актуализация знаний. Проверочная работа

– На предыдущих уроках мы рассмотрели с вами понятие «экономический рост», научились представлять его в виде сдвига кривой производственных возможностей, познакомились с экономическим развитием разных стран. Проверим Ваши знания по этой теме.

Проверка знаний (письменные ответы на вопросы):

I вариант

II вариант

3. Объяснение нового материала

– Экономике присущ циклический характер движения, который с полной очевидностью обнаружил себя во второй половине ХIХ века и стал предметом пристального внимания экономической науки. До этого представители классической экономики (Давид Риккардо и др.) отрицали возможность всеобщих экономических кризисов, охватывающих экономику страны в целом, а частичные кризисы перепроизводства объясняли нарушением пропорциональности между разными отраслями, которая восстанавливается самим ходом движения рыночной экономики. Но факты – упрямая вещь. Периодическая повторяемость спадов производства побудила экономистов к поиску причин, вызывающих циклический характер движения общественного производства. Однако единого понимания причин этого явления не было достигнуто. Поэтому оправданной является позиция, которая обобщённо называет эту причину так – сложный и противоречивый характер многообразных сил и факторов, действующих в рыночной экономике. Рассмотрим подробно экономический цикл.
Цикл (от лат. «колесо», «круг», «кругооборот») – совокупность явлений, процессов, повторяющихся в течение определённого промежутка времени.

Экономический цикл – промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики.

Экономисты выделяют в цикле следующие типичные стадии (фазы):

Графически экономический цикл можно изобразить следующим образом:

Колебания деловой активности происходят вокруг долгосрочного тренда экономического роста. Характеристику фаз цикла можно дать, анализируя изменение макроэкономических показателей – параметров цикла:

4. Закрепление изученного

1. Работая в группах в течение 7 минут, попробуйте самостоятельно дать характеристику фазам цикла. На столе у каждой группы список с параметрами цикла и названием фазы. Определите, как ведут себя параметры в данной фазе (растут, падают, остаются неизменными, достигают максимума, минимума).

Учащиеся работают в группах, после обсуждения выступают представители от каждой группы со своими ответами, которые анализируются, параллельно идёт заполнение таблицы, в которой отражены  изменения параметров в различных фазах цикла.

Параметры цикла Фазы цикла
Подъём Пик Спад Низшая точка спада
1 ВВП мах min
2 загрузка производственных мощностей перегрузка не загружены
3 инвестиции ~ 0 0
4 безработица естественная мах
5 занятость мах min
6 денежная масса невелика
7 ставки % (Dкредиты>S) мах высокая (мало денег) min
(много денег)
8 скорость обращения денег начинает min
9 заработная плата высока min
10 инфляция незначительно (спроса и издержек) начинает min
11 спрос (на товары и ресурсы) на товары
на ресурсы
на ресурсы и товары низкий
12 запасы готовой продукции невелики невелики мах
13 прибыль фирм мах , растёт число банкротств min

Подъём характеризуется следующим образом:

Пик:

Спад:

Низшая точка спада:

Проанализировав изменение параметров цикла, можно увидеть, что одни из них проциклические растут на подъёме и уменьшаются на спаде, а другие контрциклические увеличиваются на спаде и снижаются на подъёме.

1) Отметьте в таблице в  списке параметры процикличиские знаком «п». Назовите их.

– Объём реального производства, ВВП, загрузка производственных мощностей, инвестиции, занятость, денежная масса, ставки %, скорость обращения денег, заработная плата, инфляция, прибыль фирм, спрос.

2) Отметьте в таблице в  списке контрциклические параметры знаком «к». Назовите их.

– Безработица, запасы готовой продукции, число банкротств.

Цикличность экономики закономерна и объективна, её не избежать. Задача государства – смягчение цикличности экономического развития через проведение фискальной и монетарной политики. При чрезмерно высоких темпах роста необходимо сдерживать рост предложения денег, а при спаде увеличить предложение.

2. Работая в группах в течение 5 минут, предложите действенные меры фискальной и монетарной (кредитно-денежной) политики, применимые для Вашей фазы цикла (каждой группе даётся своя фаза: подъём или спад).

Заслушиваем ответы и записываем в тетрадь результаты обсуждений. При подъёме необходимо уменьшить денежную массу страны и темпы производства, применяя фискальную (увеличение налоговых ставок) и монетарную (увеличение резервных требований и  учётной ставки ЦБ РФ, продажа государственных ценных бумаг) политики. При спаде необходимо увеличить предложение денег и темпы производства, применяя фискальную (снижение ставок налогов) и монетарную (уменьшение резервных требований и  учётной ставки ЦБ РФ, покупка государственных ценных бумаг) политики.

В зависимости от причин выделяют следующие виды циклов:

5. Домашнее задание:

Найти в сети Интернет характеристику циклов Кондратьева со сроками и технологическими причинами.

Домашнее задание проверяется на следующем уроке. Приведём примерные результаты.

Циклы Кондратьева:

Читать еще:


Новые материалы:

Понятие о композиции в интерьере. Цветы в интерьере. 6-й класс :: Сервировка стола к ужину. 6-й класс :: Эстетическое воспитание сельских школьников через уроки декоративно-прикладного искусства :: Изящная изонить :: Изящная изонить :: Мстители: Война бесконечности ( Avengers: Infinity War ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Комоды и Тумбы/Тумбы / Арника / Тумбочка Ирис ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD