Сущность безработицы. Государственная политика занятости : Экономика

Цель: сформировать у студентов представление об экономическом явлении - безработица.

Задачи:

Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний.

Метод занятия: частично-побуждающий.

Ход занятия

1 этап – организационный (приветствие, проверка отсутствующих, изложение цели и задач занятия)

2 этап – изучение нового материала. При объяснении новой темы, первоначально задаются проблемные вопросы студентам. Далее их ответы обобщаются и новый материал конспектируется.

1. Понятие безработицы. Виды безработицы.

Вопросы студентам:

Безработицаэто социально – экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые:

- не имеют работы;

- занимаются поисками работы;

- готовы приступить к работе.

Виды безработицы в зависимости от причины ее возникновения:

- структурная. Несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим, изменение структуры производства и иным критериям;

- фрикционная. Связана с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую;

- сезонная – часть фрикционной безработицы. Она связана с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. (Строительство, сельское хозяйство, рыболовство, продажа мороженного).

- циклическая. Превышение предложения рабочей силы в стране над спросом на нее в период экономического спада.

Виды безработицы в зависимости от её формы проявления:

- частичная. Трудящиеся вынуждены работать не полный рабочий день или неделю.

- скрытая. Нерациональная, неэффективная занятость. На одном рабочем месте работают два человека.

2. Измерение безработицы.

Вопросы студентам:

Все трудоспособное население (РР) страны можно представить следующей формулой.

РР = Е + U + NL,

Е – количество занятых людей,

U – количество безработных в экономике,

NL – трудоспособное население, не желающее работать.

Из общей массы трудоспособного населения выделяют рабочую силу (L).

L = E + U

Основной показатель, характеризующий безработицу – это уровень безработицы (u).

u = U / L x 100

При этом различают естественный уровень безработицы, который включает в себя структурную и фрикционную безработицу. В этом случае число свободных рабочих мест примерно равно числу людей, ищущих работу. При естественном уровне безработицы существует полная занятость.

В России естественный уровень безработицы составляет 4-5 %. На диаграмме представлен уровень безработицы в нашей стране за последние 10 лет.

3. Последствия безработицы.

Вопрос студентам:

1. Недовыпуск продукции. Для определения потери ВВП используют закон Оукена. Каждый процент превышения естественного уровня безработицы увеличивает отставание объема ВВП на 2,5%.

Пример: 9%-уровень безработицы, 6% - естественный уровень безработицы. Потери ВВП = (9-6)?2,5=7,5%.

2. Снижение жизненного уровня населения.

3. Моральная деградация людей потерявших работу.

4. Демографический спад.

5. Потеря квалификации, навыков, опыта.

6. Сокращение совокупного спроса.

7. Упадок городов, поселков.

8. Рост социальной и политической напряженности.

4. Государственная политика занятости и регулирование безработицы.

Вопросы студентам:

Основные направления государственного регулирования рынка труда (прямое воздействие).

  1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.
  2. Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  3. Программы содействия найму рабочей силы.
  4. Программы по социальному страхованию безработицы.

Косвенное воздействие на безработицу оказывается фискальной, денежно-кредитной политикой путем стимулирования экономического роста, развития тех или иных отраслей и регионов.

3 этап – закрепление пройденного материала, выявление степени усвоения изученной темы. Нижеперечисленные вопросы распределяются по вариантам. Ответы даются в письменной форме всеми присутствующими на занятии студентами.

Вопросы:

1. Домохозяйка среднего возраста, имеющая высшее образование, которая не ищет работу, будет относиться к категории безработных или нет? Почему?

2. Выпускник нашего техникума, который сразу же приступил к поиску работы после обучения, но пока не может трудоустроиться, относиться к занятому населению или к безработному? Почему?

3. В регионе существует избыток рабочей силы, так как в учебных заведениях этого региона преобладает подготовка специалистов химической промышленности, а развиваются пищевая и текстильная отрасли. Определите вид безработицы.

4. Рыболовецкое предприятие в зимний период приостановило свою деятельность в связи с прекращением судоходства. Работники данной организации зимой пребывают дома. Определите вид безработицы.

5. Какова норма безработицы, если численность рабочей силы 80 млн. человек, а число безработных 4 млн. человек.

6. Каковы потери ВВП, если естественный уровень безработицы 5%, а фактический 7,5%.

4 этап – подведение итогов урока, выдача домашнего задания.

Использованная литература.

  1. Слагода В. Г. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., испр. и доп. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005
  2. Экономика: учебник.3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005
Читать еще:


Новые материалы:

Урок – командная игра № 4. Закрепление пройденного материала в игровой форме :: Урок английского языка на тему "Кем ты восхищаешься?" (7-й класс) :: Урок немецкого языка в 6-м классе по теме: "Deutsch lerner-Land and Leute kennen lernen" :: Литературная гостиная "Вспоминая Жака Превера" :: Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка :: Лабиринты любви, 2015 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Каталог/Стеллажи/Угловые стеллажи / HomeMe / Стеллаж угловой Техас 240 см (дуб сонома) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD