Урок "Основные средства (фонды) предприятия" : Экономика

Тип урока: Формирование новых знаний с контролем полученных знаний.

Цели:

Обеспечение занятия: Наглядные пособия: презентации PowerPoint (Приложение 1, Приложение 2).

Технические средства: проектор, ПК.

Продолжительность: 1час 30 мин.

План занятий:
№\№ Наименование Время, мин. Содержание
1 Организационная часть 2 Тема и постановка цели занятия. Приложение 1 (Слайд 1, 2)
2 Вводный материал 8 Понятие производственных фондов.
3 Объяснение нового материала– лекция

65
  1. Понятие и сущность основных средств (фондов).
  2. Классификация и структура основных средств.
  3. Учёт и оценка основных средств.
  4. Износ и амортизация основных средств.
  5. Обобщающие показатели использования основных средств.
4 Закрепление материала посредством повторения 13 Тест по пройденному материалу. Приложение 2.
(самопроверка учащимися усвоенных знаний)
5 Определение домашнего задания 2 Выучить основные определения по конспекту. Подготовиться к практическому занятию.

Лекция.

Введение.

Производственный процесс на любом предприятии осуществляется при участии производственных фондов и трудовой деятельности человека.

(Слайд 3) Для выпуска продукции предприятиям необходимы машины, механизмы, здания, сооружения, транспорт, топливо, материалы и денежные средства, которые называются производственными фондами, выраженные в средствах производства и денежных средствах предприятия.

(Слайд 4) Средства производства делят на основные и оборотные. В процессе производства они различаются длительностью оборота, способом перенесения своей стоимости на готовый продукт и характером воспроизводства.

В процессе производства главная, решающая роль принадлежит средствам труда, то есть совокупности материальных средств, с помощью которых рабочий воздействует на предмет труда, изменяя его физико-химические свойства.

Сегодня мы познакомимся с одной из составляющих производственных фондов – основными средствами.

Основная часть.

(Слайд 5) Основные средства (фонды) ОФ – это средства труда, которые длительное время участвуют в производственном процессе и частями, по мере износа, переносят свою стоимость на готовую продукцию, не меняя свою первоначальную форму. По Постановлению Правительства с 1 января 2002 года имущество, используемое более года, относят к ОФ.

В соответствии с назначением в производственном процессе и правилами учёта отдельные элементы ОФ группируются в относительно однородные группы.

(Слайды 6, 7) Классификация ОФ.

  1. Здания основных и производственных цехов, лаборатории, мастерские, служебные корпуса, склады, гаражи и тд
  2. Сооружения –плотины, каналы, мосты, дороги, коммунальные сети ….
  3. Передаточные устройства– телеграфная, телефонная, электронная связь, ЛЭП, трубопроводы
  4. Силовые машины и оборудование– генераторы, трансформаторы…
  5. Рабочие машины и оборудование– станки, технологическое оборудование…
    и другие группы.

(Слайд 8) Подумай и ответь:

1. Приведите примеры основных фондов предприятия, на котором вы проходили производственную практику.
2. Почему нельзя отнести сварочные электроды к основным фондам предприятия?

(Слайд 9) В зависимости от роли, выполняемой в производственном процессе, ОФ делятся на:

  1. промышленно производственные – здания, сооружения, оборудование:
    а. непосредственно участвующие в производственном процессе – активные;
    б. не участвующие в производственном процессе, но создающие для него необходимые условия – пассивные;
  2. непроизводственные – жилые дома, общежития, детские сады, культурно-просветительские учреждения и т.д.

(Слайд 10) Исходя из права собственности ОФ могут быть:

  1. собственными – принадлежащими предприятию
  2. привлечёнными или арендованными – находящимися на балансе другого предприятия.

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики размеры ОФ предприятий по Приморскому краю за 2007 и 2008 года значительно возросли и по структуре видно, что увеличение происходило за счёт привлечённых средств.

Высокая стоимость оборудования, инструментов, а также привлечение денежных средств вынуждают предприятия уделять больше внимания лучшему использованию основных фондов в процессе их эксплуатации. Прежде всего, требуется ведение чёткого учета наличия и движения основных фондов на предприятии.

(Слайд 11) Учёт и оценка ОФ производится в натуральной и денежной форме.

1. Учёт и планирование в натуральной форме заключается в определении состояния оборудования, производственных мощностей как на текущий, так и на перспективные периоды, например:
Здания – число, общая полезная площадь,
Рабочие машины – число единиц, тип, марка, срок службы

(Слайд 12) Процесс учёта осуществляется путём инвентаризации. Специально созданная комиссия проводит проверку наличия и состояния ценностей в местах хранения и эксплуатации (в цехах, на складах, участках) и заполняет инвентаризационную опись основных средств.

(Слайд 13) Для более полной характеристики состояния средств труда на предприятиях проводят аттестацию каждого рабочего места– комплексную оценку его соответствия нормативным требованиям и передовому опыту по направлениям: технико-экономический уровень, условия труда и техника безопасности и составляется Карта аттестации рабочего места  – документ, содержащий сведения о фактических условиях труда на рабочем месте.

(Слайд14) 2. Учёт в денежной форме проводится для определения общей величины и структуры ОФ, динамики их изменений, расчёта амортизационных отчислений и экономической эффективности капитальных вложений.

(Слайды 15, 16, 17,18) Стоимостная оценка ОФ.

(Слайд 19) Износ ОФ – постепенная утрата их стоимости в период функционирования ОФ предприятий совершают хозяйственный кругооборот, состоящий из стадий:
– Износ ОФ;
– Амортизация, заключающаяся в накоплении средств для последующего полного восстановления фондов;
– Замена фондов путём капиталовложений.

(Слайд 20) В процессе износа фонды утрачивают полезные свойства, а вместе с ними и стоимость. Это происходит в разных отраслях неравномерно. Анализируя данные Федеральной службы статистики, мы на представленной диаграмме видим, что фонды предприятий нашей страны имеют износ более 50%, особо устаревшая материальная база на предприятиях машиностроения, транспорта, обрабатывающей промышленности и строительства.

Различают два вида износа: моральный и физический.

(Слайд 21) Физический износ – ухудшение технического состояния ОФ.

Физический износ протекает неравномерно. Частично он может быть восстановлен путём ремонта, реконструкции.

(Слайд 22)

(Слайд 23) Моральный износ ОФ представляет собой их обесценивание под влиянием НТП, он проявляется в потере экономической эффективности использования устаревших основных средств. Это вызывает потребность внедрения современной техники и технологий, и поэтому периодически возникает потребность полной замены ОФ

Полным моральным износом называют такое обесценивание оборудования, когда его дальнейшая эксплуатация становится убыточной.

(Слайд 24) Амортизация основных средств – это процесс перенесения стоимости изношенной части ОФ на создаваемую продукцию или оказываемые услуги, что позволяет ко времени полного износа накопить денежные средства для воспроизводства. Амортизационные отчисления являются источником денежных средств строго целевого назначения: на возмещение физического и морального износа ОФ. Хранение указанных средств осуществляется в банках с последующим их выделением строго на приобретение новых ОФ

Существует несколько способов расчёта амортизационных отчислений. Один из простых

(Слайд 25) При линейном способе годовую сумму амортизационных отчислений можно определить по формуле:

Агод = ОФ перв х На/100,

где ОФ перв – среднегодовая первоначальная стоимость основных средств, руб.;

На – норма амортизации – установленный в % размер амортизационных отчислений по каждому виду ОФ за определённый период.

(Слайд 26) Обобщающие показатели использования основных средств.

Для общего анализа хозяйственной деятельности, планирования капитальных вложений, ввода в действие основных фондов и производственных мощностей всех звеньев промышленности все большее значение приобретает такой показатель эффективности производства, как выпуск продукции на 1 ед. основных фондов, который обычно называют показателем фондоотдачи.

1. Фондоотдача – наиболее обобщающий стоимостный показатель использования ОФ, определяет насколько эффективно используются вложенные средства.

Фо = Пвал / ОФ,

где Пвал – объём валовой продукции;

ОФ – среднегодовая стоимость ОФ.

Последние два десятка лет в промышленности наблюдается снижение показателя фондоотдачи, что связано с тем, что цены на новую технику растут быстрее, чем полезный эффект их использования. Это привело к росту фондоёмкости производства и делало экономически выгодным использование старой техники.

(Слайд 27) 2. Фондоёмкость – обратная величина фондоотдачи, показывает долю стоимости ОФ, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции.

Фе = ОФ / Пвал = 1 / Фо.

(Слайд 28) 3. Фондоворужённость показывает, сколько ОФ приходится на каждого работника, отражает степень обеспечённости рабочих средствами труда.

Фр = ОФ / Чср,

где Чср – среднесписочная численность работников.

(Слайд 29) 4. Рентабельность ОФ характеризует величину прибыли, приходящейся на 1 руб. фондов, и определяется как отношение прибыли к стоимости фондов:

Роф = Пбал / ОФ х 100%,

где Пбал – балансовая прибыль, руб.

(Слайд 30) Улучшения использования основных средств на предприятии можно достигнуть путём:

Заключение.

Проблема повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятия занимает центральное место в рыночных условиях. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.

Имея ясное представление о роли каждого элемента основных фондов в производственном процессе, физическом и моральном их износе, факторах, влияющих на использование основных фондов, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основных фондов и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда.

Используемая литература и ресурсы:

  1. Основы экономики. Учебное пособие для начального профессионального образования. / Соколова С.В. – М: Академия, 2007.
  2. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия “Учебники, учебные пособия”. 4-е изд., перераб. и доп.– Ростов н/Д: “Феникс”, 2001.
  3. http://ekonomika-predprijatija.ru/
  4. http://edu.nstu.ru/courses/econ/ecpr/demo/
  5. http://www.primstat.ru/

Читать еще:


Новые материалы:

Урок–детектив "Следствие ведут знатоки…" (повторение и обобщение знаний по теме "Фонетика" в 5-м классе) :: Внутренние воды Восточно-Eвропейской равнины :: Внеклассное мероприятие в 4-м классе по нравственному воспитанию "Учусь жить в мире с другими людьми" :: День защитника Отечества :: Урок по теме "Размножение и развитие птиц", 7-й класс :: Прощай, Кристофер Робин ( Goodbye Christopher Robin ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для гостиной/Камины/Электрокамины / ETW / Электрокамин ETW ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD