Организация дистанционного обучения экономике на основе Экономической интернет-школы : Экономика

Современные условия поступления российских школьников в высшие учебные заведения, возможность участия в предметных олимпиадах (как с целью с целью зачисления в ведущие вузы страны по результатам олимпиад, так и более глубокого изучения предмета) ставят учеников школ перед необходимостью более раннего выбора профиля обучения. Это выдвигает перед отечественным образованием – общим и дополнительным – задачу более качественной подготовки учащихся по интересующим их предметам. В последние годы в группе таких предметов в Вологодской области по-прежнему продолжает оставаться экономика. Это подтверждается высоким показателем приема студентов на экономические специальности высших учебных заведений региона. Так, величина его в 2010 году составила 31,5 % от общей численности поступивших на обучение в вузы студентов [1]. Вместе с этим преподавание экономики на профильном уровне ведется лишь в небольшом количестве средних образовательных учреждений региона (в первую очередь, в МОУ «Лицей № 32» г. Вологды, МОУ «СОШ № 11» г. Череповца, МОУ «СОШ № 17» г. Череповца).

Заполнить пробел в экономическом образовании вологодских школьников сделал попытку Институт социально-экономического развития территорий РАН (далее ИСЭРТ РАН), на базе которого c 2003 года функционирует Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (далее НОЦ).

НОЦ – это инновационная структура, представляющая собой многоступенчатую систему (школа – вуз – аспирантура) подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации для науки, хозяйствующих субъектов и органов власти Вологодской области. НОЦ включает подсистемы дополнительного школьного образования (осуществляет взаимодействие в рамках экономического факультатива по экономике со школами г. Вологды и районов Вологодской области), высшего образования (сотрудничает в рамках Дискуссионного клуба и экономического лектория с вузами г. Вологды), послевузовского образования (занимается подготовкой кадров в рамках аспирантуры и докторантуры ИСЭРТ РАН).

Эффективность деятельности НОЦ проявляется в поступлении более 40% выпускников школьной подсистемы НОЦ на экономические специальности вузов г. Вологды, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, 3% выпускников вузовской подсистемы НОЦ – на экономические специальности аспирантуры ИСЭРТ РАН.

Одним из направлений инновационного развития Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий является функционирование в подсистеме школьного образования НОЦ с 2010-2011 уч. года Экономической Интернет-школы. Она предоставляет возможность учащимся под контролем методиста НОЦ дистанционно изучить основы экономической теории, закрепить полученные знания на основе практических заданий, упражнений, контрольных работ.

Задачами Интернет-школы являются:

Образовательный процесс в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН построен на принципах классического дистанционного обучения: с помощью Интернет-ресурсов, размещенных по адресу http://e-learning.vscc.ac.ru, преподаватель организует обучение по экономике, ученик прорабатывает предложенный материал в удобное для него время.

Экономическая Интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН была создана на основе курсов дистанционного обучения экономике учащихся 10 – 11 классов городов Сокола, Грязовца и села Устье-Кубенское Вологодской области, которые работали в НОЦ в 2008/2009 – 2009/2010 учебном годах. За этот период были определены направления работы со школьниками, выработан механизм взаимодействия с учащимися (рис. 1), апробирована в условиях НОЦ система «Moodle», с помощью которой организован образовательный процесс. схема1

Рис. 1. Механизм взаимодействия с учащимися

Как показано на рисунке 1 участниками образовательного процесса в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН являются:

Учащимися Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН являются школьники 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Они зачисляются в Экономическую Интернет-школу без вступительных экзаменов и имеют право:

В свою очередь основными обязанностями их являются своевременное выполнение практических заданий, а также посещение занятии по изучению учебных курсов, организуемых куратором.

Кураторами учащихся Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН являются школьные преподаватели. Они назначаются руководством образовательных учреждений и имеют право:

В обязанности куратора входит:

Образовательный процесс в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН организует методист по дистанционному обучению. Он имеет право на получение в установленные сроки выполненных учащимися контрольных заданий для своевременной их проверки.

Основные обязанности методиста:

Обучение в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляется ежегодно с 1 сентября по 31 мая на основе четырех учебных курсов:

Их содержание определяется стандартами профильного школьного экономического образования (8 – 9 классы – предпрофильный уровень, 10 – 11 классы – профильный уровень).

Так, в период с сентября по апрель в каждый 1-ый день месяца на сайте Интернет-школы размещаются теоретический материал и контрольные задания по экономике для каждого класса. На их изучение и решение учащимся дается месяц. За выполнение каждого задания школьникам начисляются баллы. Оценка ответов на вопросы к лекциям и тестов осуществляется автоматически, становится известна учащимся сразу после их прохождения. Проверка практических заданий и контрольных работ проводится методистом НОЦ ИСЭРТ РАН до 15 числа следующего месяца. В этот же период на сайте Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН размещаются полные решения проверочных и контрольных работ, а также результаты их выполнения учащимися. После изучения каждой темы формируется рейтинг успеваемости учащихся каждого класса. Он высылается кураторам школьников в образовательные учреждения.

В начале мая на сайте Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН размещаются итоговые тест и контрольная работа. Срок их выполнения и сдачи – 15 мая. В период с 15 по 31 мая методистом НОЦ ИСЭРТ РАН проводится проверка контрольных заданий, а также подводится итоговый рейтинг успеваемости каждого класса. Результаты обучения учащихся в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН в срок до 31 мая публикуются на сайте и высылаются кураторам.

По окончании каждого класса Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН на основании итогового рейтинга успеваемости проводится награждение лучших учащихся, и выдаются сертификаты школьникам, набравшим не менее 50% баллов от максимального количества.

В рамках обучения в Экономической Интернет-школе также осуществляется подготовка и организация участия учащихся в конкурсах, конференциях и олимпиадах разного уровня.

Для эффективного усвоения учебного материала каждый учебный курс Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН оснащен следующими ресурсами (рис. 2) [3]:

схема2

Рис. 2. Структура учебных курсов

Учебные курсы Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН соответствуют требованиям качественного электронного курса, предложенным Е.И. Медведевой и С.В. Крошилиным. Они имеют следующие обязательные компоненты (табл. 1):

Таблица 1

Наличие обязательных компонентов электронных курсов Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН и Интернет-школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [2, 3]

Компонент курса

Экономическая Интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН

Экономико-менеджериальная Интернет-школа ВШЭ

Руководство по пользованию курсом

+

+

Календарный план обучения

+

Учебное пособие

+ (учебные материалы)

+ (учебные материалы)

Тесты и задания для самопроверки

+

+

Презентации

+

Список обязательных и дополнительных источников

+

+

Вопросы или планы для форумов и чата

+ (вопросы)

+ (вопросы)

Приемлемый дизайн и дружественный интерфейс

+

+

С помощью дистанционных курсов в 2010/2011 уч. году в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН успешно обучались экономике 72 ученика. Набор учащихся на 2011/2012 уч. год составил 95 школьников (табл. 2). Значительная доля из них (36%) – учащиеся из образовательных учреждений Республики Беларусь.

Таблица 2

Численность учащихся Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН на начало 2010/2011 – 2011/2012 уч. года, человек [3]

Территория

2010/2011 уч. год

2011/2012 уч. год

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Вологодская область

11

7

26

8

29

9

12

12

Ростовская область

1

Республика Беларусь

15

5

16

11

6

Общая численность

72

95

Как результат функционирования Экономической Интернет-школы, ее ученики показывают высокие учебные результаты, являются победителями и лауреатами конкурсов и олимпиад, проводимых в НОЦ в 2010-2011 учебном году. Так, по итогам Открытой Олимпиады по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН учащаяся 8 класса МОУ «СОШ № 31» г. Череповца Резникова Александра стала победителем, заняв 3 место. А по результатам конкурса эссе 2011 г. за работу «Если бы я была президентом» учащаяся 8 класса Экономической Интернет-школы Непочелович Полина, обучающаяся в ГОУ «Гимназия № 1 г. Старые Дороги» стала лауреатом, заняв 5 место.

Таким образом, изложенный выше подход к организации Интернет-обучения экономике основывался на собственном двухлетнем опыте дистанционного образования в НОЦ, изучении литературы по данной теме и на основе анализа функционирования экономико-менеджериальной Интернет-школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Она позволяет:

Используемая Научно-образовательным центром ИСЭРТ РАН система подготовки школьников по экономике в рамках Экономической Интернет-школы направлена на решение проблемы недостаточности школьного экономического образования в регионе, а также имеет, на наш взгляд, универсальный характер и может быть распространена на углубленное изучение школьниками и студентами других общеобразовательных предметов.

Список литературы:

  1. Образование в Вологодской области в 2006-2010 годах / стат. сборник – Вологда, 2011 – с. 50, 66-70.
  2. Сайт Интернет-школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ischool.hse.ru/?destination=index
  3. Сайт Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-learning.vscc.ac.ru
  4. Электронное образование и развитие инновационной экономики России / Е. И. Медведева, С. В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – № 4. – C. 58-73.
Читать еще:


Новые материалы:

Детское творчество при изучении, раздела "Словообразование". Разбор слова по составу :: Урок математики по теме "Компоненты сложения". 1-й класс :: Где зимуют птицы? :: Азбука географии :: Проект "Дружный класс" :: Лунный свет ( Moonlight ), 2016 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Мебель для кабинета/Кабинеты для руководителя / Сокол / Гарнитур для руководителя Сокол ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD