Деловая игра-аукцион "Мир рыночной экономики" : Экономика

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся.

Задачи урока.

  • Образовательная: закрепить экономические понятия и термины; ознакомить с процедурой проведения аукциона; использования кредита под определенный процент; закрепить навыки ведения документации.
  • Развивающая: развивать экономическое мышление учащихся; умения применять экономические знания, наблюдать и объяснять современные экономические явления.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся активную жизненную позицию по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам.

Тип урока: урок закрепления.

Методы: репродуктивный; объяснительно-иллюстративный.

Форма организации работы: общегрупповая, индивидуальная.

Оборудование: правила проведения аукциона, лицевой счет участника аукциона, банковская ведомость выдачи кредита, номер-карточка аукциониста (1-й тур, 2-й тур, 3-й тур).

Ход урока

1. Подготовительный этап.

Координатор игры (преподаватель) напоминает участникам определение рыночной экономики и характерные для нее черты.

Экономическая система, состоящая из свободных товаропроизводителей, которые связаны между собой отношениями купли-продажи, называется рыночной.

Что характерно для рыночной экономики.

  1. Применимы все формы собственности.
  2. Планирование осуществляют сами фирмы и предприниматели.
  3. Свободные рыночные цены.
  4. Характеризуется бездефицитностью, высоким уровнем предприимчивости, но дифференциацией доходов и уровня жизни, высоким уровнем безработицы, инфляцией, платностью большинства услуг, жесткой конкуренцией.

Лот.
– 1) партия, серия товаров, вещей.
– 2) единица измерения товаров при сделках.

1 лот = 3 золотника = 12,8 г. В России использовался до введения метрических мер.

Координатор игры знакомит участников с содержанием игры.

Все участники перед началом аукциона получают в банке (банкир – учащийся) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% годовых (до конца аукциона) в размере 1000 монет.

Участники игры получают номера, дающие им права претендовать на тот или иной лот, выставленный на аукционе.

В виде лотов на аукционе предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.

В данной игре используется дифференцированный подход. В 1 туре задаются более простые вопросы (что?), во 2 и 3 турах – более сложные вопросы (назвать признаки, сравнить, вопросы на эрудицию).

2. Правила игры.

Аукционист объявляет правила игры, по которым будет проходить первый тур:
– участникам задается конкретный вопрос из области экономики рыночного типа;
– право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов;
– первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100 монет, а торговый шаг – 50 монет;
– называя свою цену, участник должен поднять и показать аукционисту номер, который он получил перед началом аукциона;
– участник, предложивший наибольшую сумму и купивший лот, платит в банк сумму, за которую он купил этот выставленный лот;
– за правильный ответ на вопрос участник получает денежное вознаграждение от 100 до 1500 монет в зависимости от сложности вопроса;
– если участник ответил на вопрос неверно, он платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи с аукциона. Деньги, уплаченные за вопрос в банк, участнику не возвращаются;
– в том случае, когда у участника закончились деньги, он может с разрешения координатора взять в банке дополнительный кредит, но не более1000 монет и под 50% годовых.

Возможен вариант безналичных расчетов при проведении аукционных торгов. В этом случае все участники аукциона оформляют и ведут Лицевой счет.

В качестве примера рассмотрим Лицевой счет одного из участников Ростовцева Ивана, взявшего первоначальный кредит в банке в размере 1000 монет (см. запись № 1).

Лицевой счет.

Участник Ростовцев Иван _______141 группа_____________________

№ п-п Приход (монет) Расход (монет) Остаток (монет)
1. 1000 1000
2. 350 650
3. 1500 2150

Запись № 2: Ростовцев Иван купил во время торгов один из лотов за 350 монет, которые сняты со счета. Он сразу же сделал расчет остатка на счете.

Записью № 3 зафиксировано получение денежного вознаграждения за правильный ответ на купленный вопрос.

Таким образом, каждый участник в любой момент игры видит реальный остаток своих денежных средств. Координатор же имеет возможность проверить кредитоспособность участника.

3. Аукцион.

1-й тур – конкретный вопрос (открытый лот).

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1000 монет. Стартовая цена вопроса -100 монет.

  1. Что такое косвенные налоги? (Налоги на НДС, акцизы – налог на покупки.)
  2. Что такое акционерное общество? (Фирма, принадлежащая акционерам.)
  3. Что такое акция? (Акция – ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли, дивидендов.)
  4. Что такое банк? (Посредник на рынке денег, принимающий вклады и предоставляющий займы.)
  5. Что такое деньги? (Общепринятые средства платежа, которые могут обмениваться на любые товары и услуги.)
  6. Что такое дивиденды? (Часть прибыли, которая ежегодно распределяется между акционерами.)
  7. Что такое физический капитал? (Все, что создано для производства человеческим трудом, например, здания, сооружения, станки, машины и другое.)
  8. Что такое финансовый капитал? (Деньги, использованные или предназначенные для приобретения физического капитала.)
  9. Что такое эмиссия? (Это выпуск в обращение бумажных денег и ценных бумаг.)
  10. Что такое товар? (Это то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека и произведено для обмена и продажи.)

2-й тур – область экономических знаний (полузакрытый лот).

На продажу выставляется определенная область знаний об экономике рыночного типа и точную формулировку вопроса узнает лишь тот, кто купит выставленный лот. Цены на вопросы остаются прежними – 100 монет. Но цена на правильный ответ на вопрос возрастает от 1000 до 2000 монет. В остальном все правила проведения торгов остаются прежними.

  1. Вопрос из области банковской деятельности: доля вкладов, которую банки обязаны удержать в качестве запаса (резервов). (Обязательные резервы.)
  2. Вопрос из области финансового бизнеса: как называются денежные средства и ценные бумаги, помещенные для хранения в кредитные учреждения (банки). (Депозиты.)
  3. Вопрос из области биржевой деятельности: в чем принципиальное различие деятельности брокера и дилера. (Брокер – это посредник между продавцом и покупателем, который действует от имени третьего лица и за свой счет. Дилер осуществляет свою деятельность на бирже за свой счет и от своего имени.)
  4. Вопрос из области банковской деятельности: в чем различие ссудного (кредитного) и депозитного процентов. (Ссудный процент взимается с лица или фирмы банком за пользование кредитом. Депозитный процент выдается вкладчику за хранение его денежных средств в банке.)
  5. Вопрос из области международных экономических отношений: как называется ввоз товаров и услуг из-за границы. (Импорт.)
  6. Вопрос из области фискальной политики государства: вид налогов, при котором ставка налога для всех одинакова. (Пропорциональный налог.)
  7. Вопрос из области фискальной политики государства: вид налогов, при котором ставка налога тем больше, чем выше уровень доходов. (Прогрессивный налог.)
  8. Вопрос из области биржевой деятельности: стоимость всех акций фирмы. (Цена фирмы.)
  9. Вопрос из области ценообразования: рыночная цена, при которой величина спроса на товар равна величине его предложения. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения. (Равновесная цена.)
  10. Вопрос из области банковской деятельности: счет, с которого вкладчик может снять деньги в любой момент. (Текущий счет.)

3-й тур – неизвестный вопрос (закрытый лот).

Продается просто неизвестный вопрос. Затем формулируется сам вопрос. Правила те же. Цена за правильный ответ на купленный в лоте вопрос увеличивается и составляет 2000–2500 монет.

  1. Неизвестный вопрос: экономическое благо, предназначенное для продажи. (Товар.)
  2. Неизвестный вопрос: превышение расходов государства над его доходами. (Дефицит государственного бюджета.)
  3. Неизвестный вопрос: процесс, при котором покупательная сила денег падает и цены растут. (Инфляция.)
  4. Неизвестный вопрос: состязание, столкновение интересов различных экономических агентов. (Конкуренция.)
  5. Неизвестный вопрос: рыночная цена акции, устанавливающаяся на фондовой бирже. (Курс акции.)
  6. Неизвестный вопрос: способ согласования действий производителей в условиях разделения труда. (Экономическая система.)
  7. Неизвестный вопрос: товары и услуги, которые страна вывозит за границу. (Экспорт.)
  8. Неизвестный вопрос: количество акций, дающее возможность управлять корпорацией. (Контрольный пакет акций.)
  9. Неизвестный вопрос: ситуация, при которой на рынке господствует несколько очень крупных продавцов. (Олигополия.)
  10. Неизвестный вопрос: ситуация на рынке, при которой продажу товара осуществляет один единственный продавец. (Монополия.)

4. Заключение и подведение итогов.

  1. Все участники определяют сумму наличных денег на Лицевом счете.
  2. Возвращают в банк взятый кредит и 30% годовых за пользование им.
  3. Называется победитель, т. е. участник, у которого остается на руках больше всего денег. Кроме того учитывается корректность ответа.
  4. Оценка работы банкира.

Литература.

  1. Автономов, В.С. Введение в экономику [Текст]: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд. / Автономов В.С. – 5 изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2003. – 256 с.
  2. Прутченков, А.С. Основы экономики. Практикум [Текст] / А.С. Прутченков, Б.А. Райзберг. – М.: Социально-политический журнал, 1993. – 96 с.
  3. Райзберг, Б.А. Деловые игры и экономические практикумы: к курсу “Введение в экономику” [Текст] / Райзберг Б.А., Прутченков А.С. – Ростов-на-Дону: центр экономического образования молодежи, 1994 г. – 60 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок в 9-м классе по теме "Коррозия" :: Обучение ионно-электронному методу составления уравнений окислительно-восстановительных реакций :: "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атома". 11-й класс, урок — подготовка к ЕГЭ :: Урок по теме "Неметаллы и их соединения" :: Химические свойства спиртов :: Душа компании ( Life of the Party ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Мебель для телевизора/Тумбы под телевизор / ITech / Стеллаж под ТВ KT1109B ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD