Авторская программа факультативного курса "Экономика" : Экономика

Программа «Экономикс» предлагается к использованию в системе школьного дополнительного образования для учащихся 9–10-х классов, 1 час в неделю в рамках организации факультативных занятий.

Программа основана на теоретическом материале школьного курса экономики, преподаваемом в 9-м или 11-м классе, и поэтому не ведет к перегрузке учащихся. Значительное количество времени, отведенное на выполнение практических заданий, равномерно распределяет нагрузку.

Программа учитывает основные принципы системного, деятельностного, развивающего, проблемного обучения и содержит в себе: направленность на комплексное решение задач образования, воспитания, развития, научность обучения, системность и последовательность, доступность, стимулирование положительного отношения школьников к учению, формированию у них познавательных интересов, потребностей в знаниях, сознательность, активность, и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога, оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, а также других методов, технологий и приемов обучения, оптимальное сочетание практического и теоретического материала, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения, что способствует индивидуализации обучения.

Работа по данной программе позволит учащимся получить комплекс умений по подготовке проектных, исследовательских работ, получить опыт участия в конференциях разного уровня.

Реализация программы позволит, учитывая возрастные особенности детей, достичь планируемых результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, мотивировать школьников к изучению экономики в урочное время и к обучению по специальности обществоведческих дисциплин в ВУЗе, поможет детям более полно реализовать свои природные способности, удовлетворить интерес к познанию обществоведческих дисциплин (право, обществознание). Введение факультативного курса позволит учащимся более качественно проработать отдельные вопросы по дисциплине «Обществознание», в том числе подготовиться для сдачи экзаменов за курс средней школы.

Пояснительная записка

Учебная программа предназначена для организации занятий факультатива (кружка) «Экономикс». Она включает в себя возможности для получения учащимися знаний по экономике и основам предпринимательства. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год.

Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).

Направленность программы

Программа направлена на помощь учащимся воспринимать школьный курс экономики через расширенное познание хозяйственной деятельности общества.

Это достигается путем широкого использования наглядности, выполнения практических работ, решение задач, проведения деловых игр. Умелое использование организации самостоятельной работы учащихся позволяет решать учебно–воспитательные задачи, сочетая разные подходы к обучению.

Программа направлена на помощь учащимся

Применение технических средств и ИКТ, связанных с ними игровых методик, на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления, развитию предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна

Экономика окружает каждого человека в детства.

Поэтому:

  • предлагаемая программа связана с содержательным блоком урока экономики, часто является подготовкой или продолжением его;
  • внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения тематических игр и мероприятий в школе;
  • программа позволяет ориентироваться на интересах учащихся к изучаемому предмету, хозяйственной жизни общества, семьи и потому помогает решать важные учебно–воспитательные задачи, углубляя и расширяя экономические знания учащихся;
  • программа составлена с учетом возрастных особенностей детей: дети активно проявляют интерес к изучению хозяйственной деятельности общества, стремятся к самостоятельной, творческой работе; в программе учитывается то, что многие подростки, сталкиваясь с трудностями при выполнении работы, не проявляют должной настойчивости, теряют интерес к выполнению заданий. – для предотвращения этого учитываются психологические особенности подростков, учитель оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, оказывая психологическую поддержку, обеспечивает успешное завершение работ учащимися;
  • близкое общение учителя с учащимися при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельное познавательной деятельности.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические особенности возраста детей и применением различных психологических техник.

Цели

Программа способствует формированию у учащихся

  • экономического и хозяйственного мировоззрения;
  • сознательного отношения к труду;
  • развитие интереса детей к экономическим процессам, способствовать развитию интеллекта;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • приобретение навыков проектной деятельности (от постановки задачи до ее успешной реализации);

Задачи:

  • обеспечить выработку у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые в последствии могут стать основой для более серьезных исследований;
  • усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии;
  • поддержание и развитие интереса, любознательности; потребности в приобретении новых знаний и способностей их получения путем самообразования;
  • эстетическое воспитание учащихся;
  • формирование аналитического мышления учащихся через систему решения задач, содействие развитию критического мышления;
  • получение необходимых знаний и приемов работы для реализации перечисленных выше задач

Отличительные особенности программы: Заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности.

Возраст детей: Программа рассчитана на применение в 9–10-х общеобразовательных классах при одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы: при одногодичном цикле обучения программа реализуется за один учебный год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год (по 1 учебному часу в неделю)

Основная форма организации внеклассной работы по экономике в школе – кружок.

В программе «Экономикс» предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое изучение основ экономики и предпринимательства;
  • групповые практические занятия;
  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, выполнение индивидуальных проектов; исследовательская деятельность);
  • общешкольные мероприятия;
  • экскурсии, игры,
  • практическое применение полученных навыков (организация ярмарок, экономических игр).

Ожидаемые результаты

  • формирование стойкого интереса к экономической науке;
  • воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;
  • приобретение учащимися прочных знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;
  • закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;
  • развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие эстетического вкуса.

Учебно-тематическое планирование

Класс Теоретическая
часть
Практическая
часть
9 класс 40% 60%
10 класс 60% 40%

Способы проверки ожидаемого результата

  • тестирование
  • защите рефератов
  • составление проектов
  • участие в олимпиадах

Формы подведения итогов

  • организация тематических выступлений, конференций;
  • организация выставки работ учащихся;
  • проведение открытых мероприятий: викторин, вечеров, игр.

Краткое содержание программы

Программа направлена на развитие интереса к экономическим наукам, расширение знаний по экономике, расширение знаний по производственной и непроизводственной сферам экономической жизни человека. Ученик в ходе изучения представленного материала узнает методологические и философские подходы к экономической науке, усваивает теорию производства, узнает о различных экономических системах общества.

Методическое обеспечение программы

Программа «Экономикс» предусматривает различные формы и методы работы:

1) групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов – дискуссия, мозговой штурм; практическое6 выполнение опытов, ролевые игры, экскурсии, массовые мероприятия в школе;

2) индивидуальные занятия:

  • консультации,
  • работа с учебной литературой,
  • подготовка сообщений, индивидуальных проектов,
  • работы с использованием компьютерных программ;

3) техническое оснащение школы позволяет широко использовать в работе технические средства, разнообразный традиционный дидактический материал, а также информационные технологии, которые позволяют достигать максимально возможного результата в обучении.

Для создания программы использованы:

  1. Программа «Экономическая теория»,
  2. Программа «Основы экономических знаний», В.В.Любимов,
  3. Программа «Основы экономических знаний», И.В.Липсиц,
  4. Программа «Основы предпринимательства», И.В.Липсиц,
  5. Программа «Прикладная экономика».

Тематическое планирование
1 год обучения

1 Что такое экономика 3 часа
2 Экономические системы 4 часа
3 Спрос. Предложение 3 часа
4 Равновесие рынка 2 часа
5 Потребление, сбережение, вклады, инвестиции 4 часа
6 Финансирование бизнеса 3 часа
7 Производство и производительность 3 часа
8 Рынок труда. Роль профсоюзов 4 часа
9 Конкуренция 2 часа
10 Деньги 3 часа
11 Мировая экономика 2 часа
12 Повторение 4 часа

2 год обучения
(для двухгодичного варианта программы)

1 Предмет экономической теории 1 час
2 Методы экономических исследований 2 часа
3 Теория производства 3 часа
4 Модель организации экономической системы 3 часа
5 Рыночные отношения. Рыночная конкуренция 6 часов
6 Механизм функционирования рынка 2 часа
7 Фирма. Теория фирмы 6 часов
8 Теория издержек 4 часа
9 Макроэкономическая политика 2 часа
10 Экономический рост. Цикличность экономики 4 часа
11 Финансовая система 3 часа
12 Повторение 4 часа

Завершение изучения программы предусматривает написание научно-исследовательской работы. Тема работы – по выбору учащегося. Объем работы – не менее 10 страниц, включая схемы, графики, диаграммы, таблицы.

Список литературы

  1. Основы предпринимательской деятельности, книга для учителя 10–11 классы, 1997.
  2. Экономическая теория, учебник, Питер, 2001.
  3. Автономов В.С. Введение в экономику, 1998.
  4. Липсиц И.В. Экономика, 2001.
  5. Прикладная экономика, 2003.
Читать еще:


Новые материалы:

Методическая разработка сценария "Литературная гостиная" (сценарий по творчеству Б.Пастернака, поэта и переводчика) :: Открытый урок: "Спешите стать терпимей и добрей" :: Литературный вечер "Мои первые университеты", посвященный М.В. Ломоносову :: Сценарий литературно-музыкального вечера "Всего и надо, что вглядеться…" :: Методическая разработка урока по литературе для 6-го класса на тему «Национально-патриотический пафос героической баллады "Робин Гуд и золотая стрела"» :: Заячья школа ( Rabbit school ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол обеденный Kenner 1100C Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как убрать ямки на попе упражнения

Как эффективно убрать убрать целлюлит с бедер Целлюлит представляет собой изменение структуры подкожно – жирового слоя. Это состояние обусловлено нарушением...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Отруби для похудения отзывы

Овсяные, пшеничные, ржаные отруби для похудения Порой похудеть мешают мелочи: сидячая работа, любовь к вкусным булочкам и разгулявшийся аппетит. Как бороться с...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как подкачать внутреннюю часть бедра в домашних

Как накачать внутреннюю часть бедра дома? Накачать внутреннюю часть бедра можно в домашних условиях Getty Чтобы подкачать мышцы на бедрах, нужно соблюдать...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать мышечный корсет

Как укрепить мышечный корсетскачать PDF Эффективные упражнения и советы, которые сделают мышцы кора сильнее. Часто можно услышать о том, что все проблемы с...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD