Элективный курс "Безработица" : Экономика

Пояснительная записка

Одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики является безработица. Что такое безработица, кто такой безработный и как им не оказаться, каковы причины безработицы, её виды, формы, последствия, а также направления, по которым государство решает проблему безработицы? Получение учащимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.

Курс «Безработица» рассчитан на 12 часа изучения в 10 классе в рамках профильного обучения.

Цели курса:

  • повышение уровня изучения экономики как базового учебного предмета, оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне;
  • знакомство учащихся с экономическим явлением - безработицей;
  • развитие экономического образа мышления, интереса к изучению экономики;
  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач, освоения экономических знаний для будущей работы и эффективной самореализации в экономической сфере.

Задачи курса:

  • систематизация и закрепление знаний учащихся по занятости и безработице, имеющихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса;
  • формирование у учащихся восприятия безработицы как естественной и неотъемлемой части рыночного хозяйства;
  • воспитание гражданственности, ответственности за экономические решения, уважения к труду;
  • развитие умений и навыков поиска, извлечения, систематизации и анализа экономической информации;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Материал курса разделён на отдельные темы.

Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • владеть материалом по теме курса;
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск экономической информации в источниках разного типа, анализировать и обобщать полученную информацию;
  • владеть навыками работы с научно – популярной и справочной литературой;
  • уметь пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • уметь представлять собранную информацию в формах конспекта, схемы, таблицы, выступлений на семинарах, творческой работы, реферата;
  • уметь, участвуя в дискуссиях, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Основные формы отчетности учащихся: тетрадь с конспектами, заданиями (проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах.

Содержание курса

Введение (1ч).

Знакомство с целями и задачами курса.

Тема 1. Занятые и безработные (2ч).

Занятые и безработные по определению Международной организации труда. Экономически активное население: занятые и безработные. Факторы, влияющие на предложение рабочей силы. Уровень безработицы: норма безработицы, показатель уровня безработицы, неточности при вычислении уровня безработицы.

Тема 2. Причины безработицы (2ч).

Определение понятия «безработица». Причины безработицы. Периоды наибольшего увеличения безработицы. Современные экономисты о безработице. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Тема 3. Основные виды и формы безработицы (2ч).

Основные виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Основные формы безработицы: открытая, скрытая, застойная, текучая (сезонная). Фрикционная безработица: определение, причина, характеристика, плюсы. Структурная безработица: определение, причина, характеристика, сравнение с фрикционной безработицей; разновидность – технологическая безработица. Циклическая безработица: определение, причина, характеристика, период отсутствия циклической безработицы. Застойная безработица: определение, причина и средняя продолжительность, характеристика. Сезонная безработица: определение, причина, характеристика. Скрытая безработица: определение, причина, характеристика.

Тема 4. Последствия безработицы (2ч).

Позитивные и негативные. Экономические последствия безработицы: на индивидуальном уровне, на уровне общества. Неэкономические последствия безработицы (психологические, социальные, политические последствия потери работы): на индивидуальном уровне, на уровне общества.

Тема 5. Государственная политика занятости и регулирование безработицы (2ч).

Государственное регулирование занятости. Регулирование уровня и продолжительности безработицы. Гарантии материальной и социальной поддержки безработных.

Итоговое занятие (1ч).

Подведение итогов курса.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекция

семинар

практическое занятие

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение

1

1

 

 

Конспект

2

Занятые и безработные

2

1

1

 

Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

3

Причины безработицы

2

1

1

 

Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

4

Основные виды и формы безработицы

2

 

1

1

Конспект, тестирование, презентация

5

Последствия безработицы

2

 

1

1

Выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

6

Государственная политика занятости и регулирование безработицы

2

1

1

 

Выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация, творческая работа

7

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итоговое собеседование, тестирование, реферат

 

Итого

12

4

6

2

 

Литература

  1. Бахмутова Л.С. Конспекты уроков для учителя истории. 11 класс. Обществознание. М., 2004.
  2. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания. М., 2001.
  3. Кайзер Ф.-Й., Веткина А.В., Курмелева А.С. Экономика. Базовый курс для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007.
  4. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2008.
  5. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования / под ред. С.И.Иванова. М., 2007.
Читать еще:


Новые материалы:

Применение опорных таблиц на уроках математики для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) :: Конспект игры-занятия по экологии "Игры с Водяным" :: "Время - наше богатство. Береги его" :: Открытый урок по экономике по теме "Деньги" :: Тема урока: "Экологические проблемы ядерной энергетики". 9-й класс :: Самокритика буржуазного пса ( Selbstkritik eines buergerlichen Hundes ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас двуспальный Галактика сна-Венера 1600x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать руки женщине после 40 лет

Как накачать руки женщине после 40 лет Многие девушки полагают, что руки не нуждаются в нагрузке, поскольку можно стать похожей на бодибилдера. На самом деле это...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Программа для тренажерах для похудения

Программа кардиотренировок для сжигания жира: 2 лучших комплекса Кардиотренировка для сжигания жира – эффективная фитнес-программа, которая позволяет активно...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как правильно делать упражнение планка чтобы похудеть

Реальный результат: как делать планку, чтобы похудеть? Планка – универсальное упражнение для разных групп мышц, которое, к тому же, помогает похудеть....

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как мужчине накачать талию

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD