Бюджет семьи : Экономика

Бюджет семьи : Экономика

Урок экономики

Цели урока:

Обучающие: познакомить с понятием бюджет, доход, расход, их классификацией, законом Энгеля, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии.

Развивающие: развить логическое мышление, навыки ведения домашней бухгалтерии, умения планировать семейный бюджет.

Воспитательные: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, культуры потребления, ответственности и экономности.

Основные понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, сбалансированный бюджет, закон Энгеля, баланс.

Ресурсы урока: проектор, презентация “Бюджет семьи”, раздаточный материал для практической работы.

План урока:

  1. Мотивация.
  2. Целепологание, определение прогнозируемых результатов.
  3. Объяснение нового материала с использованием презентаций.
  4. Практическая работа.
  5. Рефлексия.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте! Садитесь! (Слайд № 1)

(Слайд №2)

В народе говорят: “Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая”. Для этого нужно научиться формировать и распределять бюджет.

Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями бюджет, доход, расход, научимся рассчитывать бюджет семьи. Для динамичного развития нашего государства стране нужны мудрые экономисты. Поэтому экономическую культуру нужно формировать как можно раньше. Начинать с семьи.

(Слайд № 3)

– Вы, наверно, уже знаете, что раньше в состоятельных домах работали экономки, которые ведали хозяйством.

– Как вы думаете – почему они пользовались большим уважением хозяев? (Предполагаемый ответ: помогали рационально использовать денежные средства)

(Слайд №4)

Понятие бюджет. Буквально в переводе “бюджет” – денежная сумка. Совокупность доходов и расходов за определенный период времени.

(Слайд №5)

(Слайд №6)

Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-либо рода деятельности.

– Подумайте, что может являться доходом предприятия? (Предполагаемый ответ: доходы предприятий – разница между выручкой от продажи продукции и расходами на ее производство.)

– благотворительной организации? (Предполагаемый ответ: доходы благотворительных организаций – членские взносы, пожертвование.)

– государственных органов власти? (Предполагаемый ответ: доходы государственных органов власти-платежи и налоги.)

(Слайд №7)

Семьи получают доходы благодаря факторам производства:

  1. Труда (умственные способности и навыки…)
  2. Капиталла (автомобиль, квартира) Следует помнить, что доход приносит только та собственность, которая может быть направлена на производство нужных людям благ. Автомобиль – капитал, когда его используют для получения дохода (напр. такси)
  3. Земли (ресурсы земельные…)
  4. Предпринимательские способности. (Слайд №8)

Доход семьи можно классифицировать:

  1. Денежные.
    А) Зарплата с доплатами.
    Б) Пенсии, стипендии, социальные выплаты
    В) От предпринимательской деятельности (надомное кустарное производство, оказание частных услуг, продажа продукции приусадебного хозяйства).
    Г) Доходы от операций, % по банковскому вкладу, ценных бумаг, от курса валют).
  2. Натуральные.
  3. Предоставление льгот.

(Слайд №9)

Семейные доходы можно квалифицировать в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит

Факторы производства Вид приносимых доходов
Труд наемного работника Заработная плата
Труд предпринимателя и капитал фирмы, созданный за счет собственных средств Прибыль собственников
Производственный капитал фирмы Прибыль фирмы, доход ее владельцев
Земля (природные ресурсы) Рента
Денежный капитал Процент

В большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата.

Анализ диаграммы (слайд № 10)

Как мы видим основная часть доходов семей США

Являются доходы от заработной платы, а так же от предпринимательства…..

– Кстати это структура мало чем изменилась за последние десятилетия А вот структура доходов Российских семей сильно изменилась за последние 2 десятилетия.

– Как вы думаете почему? (Предполагаемый ответ: разная экономическая система.)

(Слайд № 11)

Командная система 1917 г. уничтожила частную собственность на капитал и землю, а предпринимательские способности карались тюремным сроком. Единственным фактором производства оставался труд. Неудивительно, что в 90 годы Россия вступила с нищим населением. Люди со средним достатком обладали собственностью до 10 т. руб. Это примерная стоимость автомобиля “Москвич” 14 % населения обладали имуществом, стоимость которого не превышала 25 месячных окладов – 3200 р.

С приходом рыночной системы, как вы видите, динамика изменилась.

– Что мы видим? (Предполагаемый ответ: доходы семьи стали получать не только за счет заработной платы, но и появились доходы от собственности и предпринимательской деятельности)

(Слайд № 12)

А так советские люди пытались поправить свое финансовое положение, как было сказано выше из-за низкой заработной платы.

– завышали объем сделанного;

– не качественно выполняли свои обязанности;

– расхищали на производстве все, что плохо лежит (Существовал такой девиз: “Все, что не прибито – мое; все, что можно оторвать, – не прибито!”.

(Слайд №13)

Расходы. В Дании существует интересная поговорка “Датчанин живет как принц, потому что экономит как нищий”.

Статьи расходов на удовлетворение потребностей: – материальные потребности (питание, одежду, бытовые предметы, оплата жилья). (Слайд№14)

– духовные потребности (образование, зрелищные мероприятия – театр, футбол…) (Слайд№15)
– социальные потребности (газеты, журналы…) (Слайд№16)
– неразумные потребности (алкоголь, сигареты, сладкие продукты, не очень нужные, но престижные вещи….) (Слайд № 17)
– жилищные потребности (строительство дома, ремонт квартиры, гараж…)
– транспорт (Слайд№18)

Расходы классифицируют: (Слайд №!9)

  1. Постоянные – можно запланировать. (Плата за квартиру, проездной билет, покупка основных продуктов питания).
  2. Переменные.
    А) Циклические – предметы, которые покупают на долгое время (мебель 7-12 лет, шубу…) Б) Непредвиденные (ремонт сломавшейся техники, покупка лекарств…)
    В) Сезонные – связанные с сезонными явлениями (закупка ягод впрок, семян для посева…)
  3. Единовременные (украшения, обручальное кольцо…)

Семейные расходы: (Слайд №20)

  1. Личное потребление (самая большая величина)
  2. Денежные сбережения (покупка ценных бумаг).
  3. Налоги и другие обязательные платежи (они уменьшают сумму, которую семья может потратить на свои цели).

Сравнивая структуру потребления в России и США можно отметить, что она сильно отличается.

– Найдите отличия. (Много денег тратится на питание.)

(Слайд №21)

Еще раз показывает, как много денег российскими гражданами тратится на питание в сравнении с другими развитыми странами.

(Слайд №22)

Еще в 19 в. Прусский статист Эрнст Энгель показал, что существует прямая связь между дохода, количеством и качеством покупаемых товаров. Согласно закону Энгеля,с увеличением дохода уменьшается его часть, используемая на питание и предметы первой необходимости, а доля расходов на культурные нужды, предметы роскоши, сбережения увеличивается.

(Слайд №23) показывает, как меняется структура потребления в связи с увеличением заработной платой. Расходы на питание остаются почти на том же уровне. Как говорится “Наши потребности в пище ограничены стенками нашего желудка”. На промтовары и услуги изменяется мало, а на культуру увеличиваются”

Конечно, нельзя не учитывать при подсчете расходов (Слайд №24):

  1. Уровня цен.
  2. Потребности семьи во благах.
  3. Объем денежных средств семьи.
  4. Сумму налогов.
  5. Инфляции (Слайд №25)

Инфляция – процесс общего повышения цен в стране, который сильно влияет на покупательную способность денег.

– ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НОМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ РЕАЛЬНОГО? (Слайд № 26)

Расходы семьи могут уменьшить (Слайд №27):

1) Выращивание своих овощей, изготовление благ собственными руками (пошив одежды).
2) Бесплатные блага, которые предоставляет государство (бесплатный проезд).
3) Бережное отношение к вещам (Напр. пальто носить не 2 года, а 3).

Вернемся к понятию бюджет.

Бюджет бывает (Слайд № 28):

  1. Личный
  2. Семейный
  3. Предприятий, фирм
  4. Государственный

Бюджет можно представить в виде весов. (Слайд №29)

Если чаши весов в равновесии, значит бюджет сбалансированный. Это позволит рационально использовать ресурсы семьи.

Если расходы больше доходов – бюджет дефицитный.

Если доходы больше расходов – бюджет избыточный.

Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы (Слайд №30):

  1. Постановка финансовых целей. (Например, планирование крупной машины, отдых, образование…)
  2. Оценка доходов и возможность увеличить доходную часть бюджета.
  3. Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости.

Для того чтобы рационально использовать средства необходимо вести финансовую документацию. Есть много вариантов хозяйственных и бухгалтерских книг. (Слайд №31)

Рассмотрев тему, попытаемся выполнить практическую работу.

У нас две семьи (Работа в группах.). Нужно подсчитать бюджет двух семей.

Выполнение практической работы.

Выводы из практической работы.

Рефлексия. – Что нового узнали на уроке?

– Где могут пригодиться полученные знания?

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное занятие по теме "Дом, в котором я живу". 1-й класс :: Урок литературного чтения "Прощание с летом" :: Урок в 4-м классе "Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже" :: Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе :: Изучение реактивного движения на уроке физики в 9-м классе :: Маленький вампир ( The Little Vampire 3D ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list1.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list1.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list1.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Родные, 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD