Элективный курс "Как стать богатым в России?" 9-й класс : Экономика

Элективный курс "Как стать богатым в России?" 9-й класс : Экономика

Пояснительная запмска.

Преподавание экономики в школе – в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым условиями жизни, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях.

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути, призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Экономическое образование взаимосвязано с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Цель курса:

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению экономики;
  • уточнить готовность и способность ученика осваивать экономические знания на повышенном уровне;
  • подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 10–11 классах.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики;
  • создать условия, позволяющие ученику реализовать свой интерес к экономическим знаниям через участие в различных видах деятельности;
  • развить умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • развить творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Конечным результатом является творческая работа на тему: “Как стать богатым в России?”

Курс рассчитан на учащихся 9-х классов, т.к. он ставит одной из своих целей подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 10–11 классах, являясь связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получили при изучении курса истории и систематическим изучением основ экономической теории в 10–11 классах.

Курс состоит из 17 часов: из которых теоретическая часть (10 ч), практическая часть (7 ч).

Для реализации курса потребуются:

  • Учебник И.В.Липсиц “Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности” – М.: Вита – Пресс, 1999;
  • Печатный материал на основе пособия для учителя автора Н.А.Заиченко “Опорный конспект школьника по экономике” к учебнику И.В.Липсица “Экономика: история и организация хозяйственной деятельности” – М.: Вита – Пресс, 2001;
  • Сборники тренингов, практикумов и деловых игр по экономике.

Теоретическая часть программы элективного курса составлена на основе творческой переработки программы “Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности”, автор И.В.Липсиц, рекомендована МО РФ, М.: Вита – Пресс, 2000, практическая часть подобрана в соответствии с изучаемой теорией.

Учебно-тематический план.

Название темы Количество часов
теория практика
1 Зачем нужна и как возникла экономика. 1 1 деловая игра. “Прибыльное производство”.
2 Возникновение торговли. 1 1 деловая игра. “Оптовая и розничная торговля”.
3 Зачем нужна биржа. 1
4 Деньги. История их возникновения. 1 1 деловая игра. “Рыночная цена”.
5 Как создается и работает банк. 1 1 деловая игра. “Фондовая биржа”.
6 Заработная плата. 1 1 практикум. “Как оплачивается труд и определяется заработная плата”.
7 Профессии, заработки, карьера. 1
8 Собственность и её виды. 1 1 практикум. “Анализ способов приватизации”.
9 Защита прав собственности. 1 1 деловая игра. “Совет директоров или Как избежать банкротства”.
10 Экономика предпринимателя. 1

Содержательная часть программы курса.

Теоретическая часть (10 часов).

Тема 1. Зачем нужна и как возникла экономика.

Понятие об экономике как хозяйственной деятельности, потребности и блага, понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры. Как организуется производство благ. Понятие о технологии и менеджменте, их роль в процессе производства.

Тема 2. Возникновение торговли.

История возникновения торговли и обмена, причины расцвета или замирания торговли, роль торговли в жизни общества. Торговля для потребителя и производителя. Розничная и оптовая торговля, формы организации торговли.

Тема 3. Зачем нужна биржа.

Сущность биржевой торговли, история возникновения бирж.

Тема 4. Деньги. История их возникновения.

История возникновения денег, банкноты и монеты. Виды денег в современном мире. Банковские деньги, бумажные деньги. Безналичные деньги, электронные карточки. Безналичные деньги, чеки, платежные карточки.

Тема 5. Как создается и работает банк.

Истоки банковской системы, роль банков в использовании сбережений, типы депозитов. Банк и кредитование. Понятие о кредите, проценты по кредиту и доход банка, роль банков в экономике.

Тема 6. Заработная плата.

Понятие о доходах, виды доходов наемного работника, повременная и сдельная зарплата.

Тема 7. Профессии, заработки, карьера.

В мире профессий и заработков, как люди добиваются увеличения своих заработков, что такое карьера и как она влияет на доходы. Творческий труд. Как платят за творчество, понятие о гонораре и роялти.

Тема 8. Собственность и ее виды.

Понятие о собственности, виды собственности. Интеллектуальная собственность, признаки интеллектуальной собственности. Как люди становятся собственниками. Способы приобретения собственности, права собственников, границы прав собственников.

Тема 9. Защита прав на собственность.

За что можно лишиться собственности, понятие о несостоятельности и банкротстве. Защита интеллектуальной собственности.

Тема 10. Экономика предпринимателя.

Понятие о маркетинге, понятие о прибыли, экономические условия делового успеха.

Практическая часть (7 часов).

Тема 1. Деловая игра “Прибыльное производство”.

Тема 2. Деловая игра “Оптовая и розничная торговля”.

Тема 3, 5. Деловая игра “Фондовая биржа”.

Тема 4. Деловая игра “Рыночная цена”.

Тема 6,7. Практикум “Как оплачивается труд и определяется заработная плата”.

Тема 8. Деловая игра “Акционерная собственность”.

Практикум “Анализ способов приватизации”.

Тема 9. Деловая игра “Совет директоров или Как избежать банкротства”.

Тема 10. Практикум “Расчет себестоимости, прибыли, цены”.

Методическая часть программы курса.

Так как курс призван, с одной стороны, подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9–11 классах, а с другой – сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики, применяя полученные знания на практике, то он органично сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности с системой практических занятий.

Учебный процесс организуется в форме занятий трех типов:

А) теоретические;
Б) теоретико-практические;
В) практические: деловые игры, практикумы, решение проблемных задач.

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия содержательной части программы курса.

Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать экономическую ситуацию в России;
  • Делать выводы, аргументируя их;
  • Применять полученные знания на практике в ходе участия в практикумах, деловых играх;
  • Работать в группах;
  • Работать с дополнительной литературой по разным направлениям экономической науки, отбирая материал, необходимый для занятия;
  • Используя полученные знания написать итоговую работу на тему: “Как стать богатым в России?”

Отслеживание результатов работы учащихся, их знаний , умений и навыков будет осуществляться следующим образом:

  • Тестирование мотивации и имеющихся у учащихся ЗУНов на первом и последнем занятии;
  • Участие в практикумах и деловых играх;
  • Участие в обсуждении вопросов на занятии;
  • Выполнение творческой работы.

Все итоговые творческие работы получают рецензию учителя, которая может быть положена в портфолио ученика.

Литература

Основная литература:

  1. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  2. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников.– М.: Общество “Знание”, 1993.
  3. Лашов Б.В., Соколов О.В. Краткий экономический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Дело, 1999.
  5. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности.-М.: Вита-Пресс, 1999.

Дополнительная литература:

  1. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве.– М.: Фонд “Начала”, 1997.
  2. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Мир рыночной экономики. Сборник деловых игр. – М.: РПА, 1992.
  3. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр к курсу “Введение в экономику”. – М.: Новая школа, 1993.
  4. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр к курсу “Основы экономики и предпринимательства”. – М.: Новая школа, 1993.
Читать еще:


Новые материалы:

Исследовательская работа ученика 1-го класса "Чем занимался, так и назывался" :: Сценарий вечера встречи выпускников :: Классный час "Один дома" по правилам пожарной безопасности, дорожного движения для учащихся 5–6-х классов :: Диспут "Преступление и наказание" :: Импрессионизм в музыке и живописи :: Любовь прет-а-порте, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD