Элективный курс "Как стать богатым в России?" 9-й класс : Экономика

Пояснительная запмска.

Преподавание экономики в школе – в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым условиями жизни, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях.

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути, призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Экономическое образование взаимосвязано с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Цель курса:

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению экономики;
  • уточнить готовность и способность ученика осваивать экономические знания на повышенном уровне;
  • подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 10–11 классах.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики;
  • создать условия, позволяющие ученику реализовать свой интерес к экономическим знаниям через участие в различных видах деятельности;
  • развить умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • развить творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Конечным результатом является творческая работа на тему: “Как стать богатым в России?”

Курс рассчитан на учащихся 9-х классов, т.к. он ставит одной из своих целей подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 10–11 классах, являясь связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получили при изучении курса истории и систематическим изучением основ экономической теории в 10–11 классах.

Курс состоит из 17 часов: из которых теоретическая часть (10 ч), практическая часть (7 ч).

Для реализации курса потребуются:

  • Учебник И.В.Липсиц “Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности” – М.: Вита – Пресс, 1999;
  • Печатный материал на основе пособия для учителя автора Н.А.Заиченко “Опорный конспект школьника по экономике” к учебнику И.В.Липсица “Экономика: история и организация хозяйственной деятельности” – М.: Вита – Пресс, 2001;
  • Сборники тренингов, практикумов и деловых игр по экономике.

Теоретическая часть программы элективного курса составлена на основе творческой переработки программы “Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности”, автор И.В.Липсиц, рекомендована МО РФ, М.: Вита – Пресс, 2000, практическая часть подобрана в соответствии с изучаемой теорией.

Учебно-тематический план.

Название темы Количество часов
теория практика
1 Зачем нужна и как возникла экономика. 1 1 деловая игра. “Прибыльное производство”.
2 Возникновение торговли. 1 1 деловая игра. “Оптовая и розничная торговля”.
3 Зачем нужна биржа. 1
4 Деньги. История их возникновения. 1 1 деловая игра. “Рыночная цена”.
5 Как создается и работает банк. 1 1 деловая игра. “Фондовая биржа”.
6 Заработная плата. 1 1 практикум. “Как оплачивается труд и определяется заработная плата”.
7 Профессии, заработки, карьера. 1
8 Собственность и её виды. 1 1 практикум. “Анализ способов приватизации”.
9 Защита прав собственности. 1 1 деловая игра. “Совет директоров или Как избежать банкротства”.
10 Экономика предпринимателя. 1

Содержательная часть программы курса.

Теоретическая часть (10 часов).

Тема 1. Зачем нужна и как возникла экономика.

Понятие об экономике как хозяйственной деятельности, потребности и блага, понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры. Как организуется производство благ. Понятие о технологии и менеджменте, их роль в процессе производства.

Тема 2. Возникновение торговли.

История возникновения торговли и обмена, причины расцвета или замирания торговли, роль торговли в жизни общества. Торговля для потребителя и производителя. Розничная и оптовая торговля, формы организации торговли.

Тема 3. Зачем нужна биржа.

Сущность биржевой торговли, история возникновения бирж.

Тема 4. Деньги. История их возникновения.

История возникновения денег, банкноты и монеты. Виды денег в современном мире. Банковские деньги, бумажные деньги. Безналичные деньги, электронные карточки. Безналичные деньги, чеки, платежные карточки.

Тема 5. Как создается и работает банк.

Истоки банковской системы, роль банков в использовании сбережений, типы депозитов. Банк и кредитование. Понятие о кредите, проценты по кредиту и доход банка, роль банков в экономике.

Тема 6. Заработная плата.

Понятие о доходах, виды доходов наемного работника, повременная и сдельная зарплата.

Тема 7. Профессии, заработки, карьера.

В мире профессий и заработков, как люди добиваются увеличения своих заработков, что такое карьера и как она влияет на доходы. Творческий труд. Как платят за творчество, понятие о гонораре и роялти.

Тема 8. Собственность и ее виды.

Понятие о собственности, виды собственности. Интеллектуальная собственность, признаки интеллектуальной собственности. Как люди становятся собственниками. Способы приобретения собственности, права собственников, границы прав собственников.

Тема 9. Защита прав на собственность.

За что можно лишиться собственности, понятие о несостоятельности и банкротстве. Защита интеллектуальной собственности.

Тема 10. Экономика предпринимателя.

Понятие о маркетинге, понятие о прибыли, экономические условия делового успеха.

Практическая часть (7 часов).

Тема 1. Деловая игра “Прибыльное производство”.

Тема 2. Деловая игра “Оптовая и розничная торговля”.

Тема 3, 5. Деловая игра “Фондовая биржа”.

Тема 4. Деловая игра “Рыночная цена”.

Тема 6,7. Практикум “Как оплачивается труд и определяется заработная плата”.

Тема 8. Деловая игра “Акционерная собственность”.

Практикум “Анализ способов приватизации”.

Тема 9. Деловая игра “Совет директоров или Как избежать банкротства”.

Тема 10. Практикум “Расчет себестоимости, прибыли, цены”.

Методическая часть программы курса.

Так как курс призван, с одной стороны, подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9–11 классах, а с другой – сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики, применяя полученные знания на практике, то он органично сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности с системой практических занятий.

Учебный процесс организуется в форме занятий трех типов:

А) теоретические;
Б) теоретико-практические;
В) практические: деловые игры, практикумы, решение проблемных задач.

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия содержательной части программы курса.

Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать экономическую ситуацию в России;
  • Делать выводы, аргументируя их;
  • Применять полученные знания на практике в ходе участия в практикумах, деловых играх;
  • Работать в группах;
  • Работать с дополнительной литературой по разным направлениям экономической науки, отбирая материал, необходимый для занятия;
  • Используя полученные знания написать итоговую работу на тему: “Как стать богатым в России?”

Отслеживание результатов работы учащихся, их знаний , умений и навыков будет осуществляться следующим образом:

  • Тестирование мотивации и имеющихся у учащихся ЗУНов на первом и последнем занятии;
  • Участие в практикумах и деловых играх;
  • Участие в обсуждении вопросов на занятии;
  • Выполнение творческой работы.

Все итоговые творческие работы получают рецензию учителя, которая может быть положена в портфолио ученика.

Литература

Основная литература:

  1. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  2. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников.– М.: Общество “Знание”, 1993.
  3. Лашов Б.В., Соколов О.В. Краткий экономический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Дело, 1999.
  5. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности.-М.: Вита-Пресс, 1999.

Дополнительная литература:

  1. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве.– М.: Фонд “Начала”, 1997.
  2. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Мир рыночной экономики. Сборник деловых игр. – М.: РПА, 1992.
  3. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр к курсу “Введение в экономику”. – М.: Новая школа, 1993.
  4. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр к курсу “Основы экономики и предпринимательства”. – М.: Новая школа, 1993.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка. Тема: "Предлоги места" :: Создание оптимального методического оснащения урока: индивидуальная папка – справочник :: Тема урока: "Shopping for clothes" :: Открытый урок по теме "Королевство цветов". 2-й класс ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list3.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Weddings :: Богемная рапсодия ( Bohemian Rhapsody ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Сокол / Стол-трансформер СП-07.1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как качался брюс ли

Принципы питания и тренировок Брюса Ли Многие мужчины ставят перед собой цель накачать красивое тело, развить силу, скорость удара и выносливость. Образцом...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать паховые мышцы

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD