Основные аспекты использования информационных технологий на уроках географии : География
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Основные аспекты использования информационных технологий на уроках географии : География

Время требует, заставляет нас искать новые формы работы на уроке. Использование информационных технологий на уроке открывает для нас новые возможности.

Для работы в 6 - 10 классах я использую программные продукты, разработанные различными фирмами по заказу Министерства Образования, которые удобны в качестве демонстрационных, а тесты - для первичного закрепления материала. Например, “1С. Образовательная коллекция. Начальный курс географии”, “Уроки географии Кирилла и Мефодия”, “Физическая карта полушарий. Дрофа”.

В нашей школе кабинет географии имеет 10 ученических и 1 учительский ПК, мультимедийный проектор, лазерный принтер, наушники, микрофон для учителя. В школе создана локальная сеть, после подключения в каждом классе будет выход в Интернет. Это очень удобно, т. к. каждая учебная программа может использовать ресурс Интернета по изучаемой теме.

Помимо ресурсов, предлагаемых нам издательствами, учителю необходимо к уроку создавать свои ресурсы, отвечающие запросам конкретного урока.

В первую очередь мною был создан небольшой комплект оцифрованных карт, наиболее часто используемых на уроках. Карты проецируются на экран, что очень удобно для проведения разных видов работ. (Рис.1)

Уроки географии должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Фрагменты урока нуждаются в иллюстративном материале в виде слайдов, видеофрагментов о природе, городах, культуре стран. К урокам я готовлю иллюстративные приложения. Например, урок обобщающего повторения по теме “Азия”. Здесь я использую оцифрованные видеофрагменты и слайды, на которых изображены памятники архитектуры, культуры, природы. Каждый слайд - это вопрос (Рис.2). Нужно назвать страну по предложенному кадру и строке описания. Ученики быстро справляются с этим заданием. Карта помогает проверить знание номенклатуры по теме. При изучении этой темы, а также в структуре многих других уроков я использую оцифрованные видеофрагменты. Они используются не только для повышения наглядности на уроке, но и для проверки знаний. Например, в форме работы “Репортажа с места событий”. Пока видеофрагмент идет, ученик должен в сжатой форме, в журналистской манере рассказать всё самое важное о стране, увиденной на экране.

Как учителя географии, мы часто сталкиваемся с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов (Рис.3). Например, по теме “Демография” проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический материал в Интернете и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта, презентацией, я пользуюсь при объяснении темы “Население”. Работая над созданием презентации, ребята использовали программу MS EXCEL, которой научились пользоваться на уроках информационных технологий.

Работая на уроках с учебником В.П. Максаковского, я обратила внимание на раздел “Дополнительные сведения”, в котором содержится много интересной информации. Возникла идея о создании учебно-методического комплекта с иллюстративным материалом по всем темам этого учебника. В этом нам с ребятами помогла программа MacromediaFlash.

Программа MacromediaFlash имеет обширные возможности для создания интерактивных объектов. Она была использована учениками для работы над проектами. Продукты, созданные учащимися 11 класса по разным тема этого учебника используются мною не только на уроках в 10 классе, но и в 6-9 классах при изучении отдельных тем. Эти Flash-презентации стали призерами Окружного фестиваля по информационным технологиям в 2005 г. (Рис.4). Учебно-методический комплект тем в 2005/2006 учебном году дополнился работами, содержащими тестовые задания, которые создавались с целью проверки усвоения материала, представленного в проекте. В работах используются два вида тестов: авторские тесты или тесты, созданные на основе конструктора. Такие тесты были созданы по темам “Австралия” и “Китай” (авторы Брызгалов Андрей, Ле Николай) (Рис.5). Наиболее интересен авторский тест, при выполнении которого ученик будет возвращаться к началу теста до тех пор, пока не даст правильный ответ. Работа с этими тестами позволяет проводить быстрое диагностирование усвоения материала.

Технология проекта позволяет индивидуализировать процесс обучения, так как наиболее заинтересованные дети могут сами выбирать темы для разработки. Такой работой стала работа учениц 10 класса Гершфельд Юлии и Воскресенской Екатерины “Терроризм как глобальная проблема человечества” (Рис.6). Эта тема вызывала много вопросов и споров, поэтому было принято решение о создании такого проекта. Этот проект занял призовое место в окружном конкурсе проектов в 2006 году. Работа имеет межпредметные связи с историей, обществоведением, информатикой, экономикой. В нем использовались как аудиозаписи, так и стихи, из чего видно личностное отношение детей к этой проблеме.

Проектные технологии средствами ИКТ также используются в качестве формы сдачи экзамена по географии. Тогда ведется большая работа по сбору и обработке информации, она носит исследовательский характер. Примером такого проекта служит экзаменационный проект “Эфиопия” (Рис.7). Полученные продукты проектной технологии могут быть использованы на уроках и помогают в объяснении материала. В этом проекте используется так же документальные видеоматериалы, интересные, обработанные в виде диаграмм, статистические материалы. Этот проект может быть так же использован в курсе географии 7-го класса при изучении стран Африки.

В процессе работы над проектами, мы столкнулись с необходимостью построения карт с заданной темой. Такие возможности раскрывает для нас учебно-методический комплект “Школьная геоинформационная система”, созданный ИНТом и ЗАО “КБ Панорама”. Так же я использую геоинформационную систему (далее ГИС) для проверки и закрепления знаний, полученных на уроке. Привожу пример практической работы на уроке обобщающего повторения по теме Мировой Океан с использованием ГИС.

Ученики получают задание по теме “Проблемы Мирового океана”. С помощью карт ГИС: “Глобальные проблемы человечества” и “Памятники природы и культуры мира” находят точки по заданным координатам. Каждая точка – это памятник природы или культуры (Рис.8). Учащиеся устанавливают связь проблем Мирового океана с памятниками природного и культурного наследия. Эта практическая работа показывает усвоение учениками темы “Мировой океан”, их умение строить причинно-следственные связи, анализировать тематические карты и при их наложении получать новую информацию. Так же применять на уроке географии знания, полученные на уроке Мировой художественной культуры.

Тип урока: урок обобщающего повторения и совершенствования практических умений и навыков.

Форма урока: практикум с элементами итогового контроля.

Цели:

1. Способствовать развитию и закреплению умений и навыков работы с географической картой (с помощью ГИС) и применять теоретические знания о Мировом океане в новых условиях.

2. Способствовать формированию экологического мышления, развитию воображения, расширению кругозора.

Оборудование:

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, листы заданий, атласы.

Организация урока:

1. Проверка знаний особенностей Мирового океана. Устный опрос.

2. Класс делится на две группы: первая группа работает за компьютерами, вторая остается на своих местах.

3. Каждая из групп получает листы заданий. Учитель поясняет, как с ними работать.

4. I группа II группа
  Загружают 2 карты ГИС на экран – “Проблемы Мирового океана”, “Памятники культуры и природы”.

С помощью счетчика координат на карте “Памятники культуры и природы” находят первые 3 точки из таблицы.

Используя карту “Проблемы Мирового океана” определяют, от чего могут пострадать эти памятники природы или культуры.

Используют выведенную учителем на большой экран карту “Проблемы Мирового океана” с наложенной на неё картой “Памятники культуры и природы”.

Определяют координаты точек с помощью атласа. Учитель масштабирует для ребят необходимые участки карты.

Заполняют 4-ю и 5-ю точки из таблицы.

5. В процессе проверки будет заполнена вся таблица всеми учениками.

6. По окончанию работы проводится проверка правильности заполнения таблицы.

Учитель выводит на большой экран слайды с изображением этих точек в позиции вопрос-ответ (Рис.8). На слайде – вопросе используется космический снимок местности, а на слайде – ответе – фотография памятника.

7. Итоги урока: по окончанию проверки подводятся итоги работы на уроке, учитель отмечает учеников показавших, лучшие результаты в практической работе.

8. Рефлексия:

- чему мы сегодня научились?

- какие знания нам в этом помогли?

- как вы относитесь к решению проблем Мирового океана?

- что вам понравилось на уроке?

- как бы вы сами решили проблемы Мирового океана?

Домашнее задание. Ребятам предлагается написать обращение к будущим поколениям о сохранении Мирового океана.

Задание.

С помощью школьной ГИС проанализируйте карты:

- памятники природы и культуры;

- глобальные проблемы мира.

1. Найдите памятники природы и культуры с предложенными координатами.

2. Определите какое влияние на них оказывает Мировой океан.

3. Какое значение имеют эти памятники для человечества.

4. Заполните таблицу.

 

Точка Координаты Глобальные проблемы Мировое значение
прямое влияние косвенное влияние
  22? 49’ 5.302” ЮШ

150? 34’ 16.104” ЗД

     
  36? 4’ 24.827” СШ

113? 14’ 28.318” ЗД

     
  13? 12’ 43.745” ЮШ

72? 28’ 20.336” ЗД

     
  27? 7’ 14.551” СШ

78? 2’ 39.249” ВД

     
  56? 9’ 46.885” СШ

161? 1’ 5.253” ВД

     
Точка Координаты Глобальные проблемы Мировое значение
прямое влияние косвенное влияние
Большой Барьерный риф 22? 49’ 5.302” ЮШ

150? 34’ 16.104” ЗД

Нефтяное загрязнение. Сейсмическая зона. Природное наследие ЮНЕСКО
Большой каньон 36? 4’ 24.827” СШ

113? 14’ 28.318” ЗД

Сейсмическая зона.   Природное наследие ЮНЕСКО
Мачу-Пикчу 13? 12’ 43.745” ЮШ

72? 28’ 20.336” ЗД

Сейсмическая зона. Кислотные дожди. чудо света, памятник ЮНЕСКО
Тадж-Махал 27? 7’ 14.551” СШ

78? 2’ 39.249” ВД

Сейсмическая зона, зона затопления. Кислотные дожди, тропические циклоны. чудо света, памятник ЮНЕСКО
Вулканы

Камчатки

56? 9’ 46.885” СШ

161? 1’ 5.253” ВД

Сейсмическая зона.   Природное наследие ЮНЕСКО

Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Читать еще:

Новые материалы:

Дидактические материалы по теме "Три основные формы глаголов" (немецкий язык) :: Добро пожаловать в Лондон :: Сценарий праздника "Да здравствует французский!" :: Использование технологии "Метод проектов" в процессе изучения иностранного языка для формирования коммуникативных компетентностей учащихся :: Открытый урок в 9-м классе: "Защита окружающей среды" :: Красный воробей ( Red Sparrow ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru