Урок географии "Горные породы и минералы" : География

Урок географии "Горные породы и минералы" : География

Цели:

  1. Сформировать представления об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород.
  2. Научить различать происхождение горных пород по их свойствам.

Оборудование: образцы горных пород, плакат строения земной коры, презентация, раздаточный материал

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний.

Постепенно углубляясь в недра Земли будем знакомиться с ее строением.

- Из каких внутренних частей состоит земной шар?

- Что вы знаете о ядре?

Внутреннее яро твердое, внешнее – жидкое, радиус ядра 3470км, на глубине 2900км, температура 6000°С. Состоит из железа и никеля.

Ядро

Внутреннее
(твердое)
внешнее
(жидкое)

- Что вы знаете о мантии?

Высокая температура до 2000°С. Вещество мантии из-за большого давления – твердое. В верхней части мантии есть размягченный слой, который может потихоньку двигаться. (Магма – это расплавленное вещество мантии )

Мантия

Твердый слой        Размягченный слой

Что вы знаете о земной коре?

Толщина земной коры 5-7 км (под океанами), из двух слоев: осадочного, базальтового 30-40 км (суша).

Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового.

Земная кора

Океаническая материковая
Осадочный Осадочный
Базальтовый Гранитный
Базальтовый

Дать определение “литосфера”.

III. Новая тема.

Толща земной коры состоит из разнообразных горных пород.

А горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будет зависит от состава минералов.

По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы.

Слагают основную массу земной коры, образуя тела разной формы и размеров, и зависят от химического состава магмы и ее застывания.

В зависимости от условий застывания магмы, т. е. на глубине или на поверхности магматические породы могут быть глубинные и излившиеся.

Глубинные породы: магма остывала медленно, кристаллы образовывались прочные, крупнозернистые. (Габрро, гранит)

Излившиеся – магма остыла быстро, кристаллы менее твердые, почти не видны базальт, андезит, липарит, пемза).

Запись в тетради.

Магматические горные породы

Глубинные Излившиеся

Осадочные горные породы.

На поверхности Земли в результате действия различных внешних факторов температуры, ветра, воды, скапливаются осадки, которые в дальнейшем уплотняются и превращаются в горные породы, которые тонким чехлом покрывают поверхность континентов.

  • Обломочные породы возникают в результате механического разрушения пород и накопления образовавшихся обломков. (Щебень, галька, гравий, песок, глина)
  • Химические породы образовались в результате химических и биологических процессов в водных бассейнах. (Кальцит, доломит, известняк, соль).
  • Органические породы образуются из растительных и животных остатков (торф, уголь, нефть, сланцы)

Запись в тетрадь

Осадочные горные породы.

обломочные химические органические
песчаник гипс известняк
известняк поварен соль уголь

Метаморфические горные породы.

Горные породы со временем погружаются глубже, а выше их накапливаются новые толщи пород. На погрузившиеся породы воздействуют внутренние факторы.

Главные факторы – температура, давление, газы, вода. . и порода начинает изменяться (преобразовываться). Первичная порода изменилась и из нее образовалась новая порода.

Известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

Стр. 43 п. 4.

Запись в тетрадь

Метаморфические горные породы.

Известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

IV. Физ минутка.

V. Практическая работа.

Изучить свойства горных пород

Образцы:

Заполнить таблицу

Свойства

Название горной породы

 

 

 
Цвет      
Блеск      
Излом      
Твердость      

1. Цвет

Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

2. Прозрачность.

Характеризуется способность минерала пропускать свет.

  • Непрозрачные – не пропускающие свет (солнечные лучи)
  • Прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу;
  • Полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

3. Блеск.

Показывает способность минералов преломлять свет.

  • Металлический блеск
  • Стеклянный блеск
  • Жирный блеск
  • Перламутровый блеск
  • Восковой блеск
  • Без блеска - матовые

4. Твердость.

Способность противостоять внешним механическим воздействиям.

Шкала твердости (шкала Мооса)

  • 1 балл – карандаш
  • 2-2,5 балла – ноготь
  • 4-6 балла – гвоздь,
  • более твердые встречаются редко

5. Излом.

Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.

Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.

Вывод: Горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будет зависит от состава минералов.

Показ минералов в презентации.

Полная презентация.

VI. Д/З §17

Заполнить таблицу

магматические осадочные метаморфические
излившиеся глубинные обломочные химические органические
           
Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира . 4-й класс. Тема: "На службе у человека". Защита проектов :: Урок русского языка в 3-м классе "Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня" :: Мир вокруг нас "Откуда в наш дом приходит электричество?" (1-й класс) :: Они сражались за Родину :: Мотивационный этап усвоения знаний на уроках математики :: Пассажир ( The Commuter ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Жил-был кот ( Rudolf The Black Cat ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD