Урок географии "Горные породы и минералы" : География

Цели:

  1. Сформировать представления об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород.
  2. Научить различать происхождение горных пород по их свойствам.

Оборудование: образцы горных пород, плакат строения земной коры, презентация, раздаточный материал

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний.

Постепенно углубляясь в недра Земли будем знакомиться с ее строением.

- Из каких внутренних частей состоит земной шар?

- Что вы знаете о ядре?

Внутреннее яро твердое, внешнее – жидкое, радиус ядра 3470км, на глубине 2900км, температура 6000°С. Состоит из железа и никеля.

Ядро

Внутреннее
(твердое)
внешнее
(жидкое)

- Что вы знаете о мантии?

Высокая температура до 2000°С. Вещество мантии из-за большого давления – твердое. В верхней части мантии есть размягченный слой, который может потихоньку двигаться. (Магма – это расплавленное вещество мантии )

Мантия

Твердый слой        Размягченный слой

Что вы знаете о земной коре?

Толщина земной коры 5-7 км (под океанами), из двух слоев: осадочного, базальтового 30-40 км (суша).

Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового.

Земная кора

Океаническая материковая
Осадочный Осадочный
Базальтовый Гранитный
Базальтовый

Дать определение “литосфера”.

III. Новая тема.

Толща земной коры состоит из разнообразных горных пород.

А горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будет зависит от состава минералов.

По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы.

Слагают основную массу земной коры, образуя тела разной формы и размеров, и зависят от химического состава магмы и ее застывания.

В зависимости от условий застывания магмы, т. е. на глубине или на поверхности магматические породы могут быть глубинные и излившиеся.

Глубинные породы: магма остывала медленно, кристаллы образовывались прочные, крупнозернистые. (Габрро, гранит)

Излившиеся – магма остыла быстро, кристаллы менее твердые, почти не видны базальт, андезит, липарит, пемза).

Запись в тетради.

Магматические горные породы

Глубинные Излившиеся

Осадочные горные породы.

На поверхности Земли в результате действия различных внешних факторов температуры, ветра, воды, скапливаются осадки, которые в дальнейшем уплотняются и превращаются в горные породы, которые тонким чехлом покрывают поверхность континентов.

  • Обломочные породы возникают в результате механического разрушения пород и накопления образовавшихся обломков. (Щебень, галька, гравий, песок, глина)
  • Химические породы образовались в результате химических и биологических процессов в водных бассейнах. (Кальцит, доломит, известняк, соль).
  • Органические породы образуются из растительных и животных остатков (торф, уголь, нефть, сланцы)

Запись в тетрадь

Осадочные горные породы.

обломочные химические органические
песчаник гипс известняк
известняк поварен соль уголь

Метаморфические горные породы.

Горные породы со временем погружаются глубже, а выше их накапливаются новые толщи пород. На погрузившиеся породы воздействуют внутренние факторы.

Главные факторы – температура, давление, газы, вода. . и порода начинает изменяться (преобразовываться). Первичная порода изменилась и из нее образовалась новая порода.

Известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

Стр. 43 п. 4.

Запись в тетрадь

Метаморфические горные породы.

Известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

IV. Физ минутка.

V. Практическая работа.

Изучить свойства горных пород

Образцы:

Заполнить таблицу

Свойства

Название горной породы

 

 

 
Цвет      
Блеск      
Излом      
Твердость      

1. Цвет

Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

2. Прозрачность.

Характеризуется способность минерала пропускать свет.

  • Непрозрачные – не пропускающие свет (солнечные лучи)
  • Прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу;
  • Полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

3. Блеск.

Показывает способность минералов преломлять свет.

  • Металлический блеск
  • Стеклянный блеск
  • Жирный блеск
  • Перламутровый блеск
  • Восковой блеск
  • Без блеска - матовые

4. Твердость.

Способность противостоять внешним механическим воздействиям.

Шкала твердости (шкала Мооса)

  • 1 балл – карандаш
  • 2-2,5 балла – ноготь
  • 4-6 балла – гвоздь,
  • более твердые встречаются редко

5. Излом.

Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.

Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.

Вывод: Горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будет зависит от состава минералов.

Показ минералов в презентации.

Полная презентация.

VI. Д/З §17

Заполнить таблицу

магматические осадочные метаморфические
излившиеся глубинные обломочные химические органические
           
Читать еще:


Новые материалы:

Обучение английскому языку в учреждениях дополнительного образования. Методическая разработка открытого занятия: Extreme Sports :: Предпрофильный элективный курс "Переписка на английском языке" :: Игровой прием на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся при изучении грамматики :: Конспект урока по английскому языку в 10-м классе (социально-экономический профиль) "Написание заявления о приеме на работу" ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Урок-презентация с элементами внеклассной работы по теме "Праздники Великобритании и Америки" :: Осколки ( Middleground ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-05-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD