Урок по теме "Размещение и миграции населения". География, 10-й класс : География

Цели и задачи:

  1. Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.
  2. Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.
  3. Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.

Оборудование:

Карты "Плотность населения мира", "Политическая карта мира"; атлас, учебник, тетрадь, фрагмент видеофильма, словарь, раздаточный материал (каждому ученику).

Ход урока

Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока.

I) Изучение нового материала.

1. Размещение населения на Земле.

На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7 % территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном полушарии. 15 % суши - совершенно не освоено людьми. Это области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселяли и осваивали в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными условиями и ресурсами территории.

Средняя плотность населения 45 чел/км, но за этим показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными территориями. Наряду с этим около 50 % обитаемой суши имеют среднюю плотность 5 чел/км.

Определенная численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны.

Каковы же показатели min и max плотности населения и для каких районов они характерны?

2. Практическое задание.

2.1 Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните схему:

Размещение населения

Приложение 1.1

Что же влияет на размещение населения в мире и в отдельной стране? Давайте выясним.

2.2 Практическое задание.

Сопоставьте и проанализируйте карты «Плотность населения мира» и «Физическая карта мира». Заполните таблицу. Сделайте выводы.

Государство Китай Канада Австралия Россия
Материк        
Max плотность        
Где?        
Почему?        
Min плотность        
Где?        
Почему?        

Вывод: _____________________________________________________________________________

Приложение 1.2

3. Миграции населения.

"Люди, - писал Н.Н. Баранский, - не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами".

Ученик (работа со словарем):

Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.

Приложение 1.3

Международные миграции населения возникли в глубокой древности, продолжились в древние века - прежде всего в эпоху Великих географических открытий, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой миграционный взрыв начался в 19 веке в Европе, "выталкивание" части населения - свободные Земли и спрос на рабочую силу. Из Европы выехало 60 млн. человек.

Азия - китайские и индийские рабочие - вербовались для работы на плантациях и рудниках.

США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия.

После Второй Мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 века - " миграционный взрыв".

Ученик (работа с дополнительной литературой)

Приложение 1.4

Каковы же виды миграций и причины влияющие на перемещение населения мира?

4. Практическое задание.

4.1 У Вас на столах лежат карточки с названиями видов миграций. Посмотрите на схему и давайте попробуем классифицировать виды миграций.

Приложение 1.5

4.2 Работа с учебником стр. 65-66;

Какие причины вызывают перемещение населения?

Виды миграций Причины Откуда? Куда?
1      
2      
3      
4      
5      

Вывод: ______________________________________________________________________________

Приложение 1.6

II) Закрепление пройденного материала.

Исследования причин перемещения жителей из регионов России в НПР, проведенные 1998 году показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом на первое место - 89% ставят потребности в стабильном заработке,

11% - возможность безопасного продолжения рода, 2% - возможность получения жилья.

Давайте представим, какие последствия повлекут за собой: отсутствие вакантных рабочих мест, политика руководителей Норильского комбината на сворачивание производства.

Итоговое закрепление в форме взаимопроверки; выставление оценок в журнал.

III) Домашнее задание (по выбору учащихся):

1)Упражнение № 9, стр. 77;
2)Упражнение № 9 (дополнительное), стр. 78;
3)Упражнение № 10, стр. 78;

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок информатика + история по теме "Использование основных логических приемов формирования понятий при изучении истории и информатики на примере темы "Деятельность первых киевских князей" :: "Рыцарский турнир" :: Урок по истории России в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян" :: "…Мудрость бо обретаем…" :: Проект "Семь чудес света" :: Пятьдесят оттенков свободы ( Fifty Shades Freed ), 2018 :: Дом и дача/Освещение/Свет/Для детской/Люстры / Максисвет / Подвесная люстра 6504 2-6504-8-WH E14 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD