Программа элективного курса "Города и горожане" : География

Программа элективного курса "Города и горожане" : География

ЭКСПЕРТНОЕ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на  программу  элективного  курса  «Города и горожане» 
учителя  географии  МОУ  СОШ  №  5  п.Айхала  Мирнинского  района
РУДЕНКО  Лилии  Демидовны.

Программа предпрофильного элективного курса направлена на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Существенно расширяет возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Она обеспечивает развитие общих интеллектуальных, познавательных умений, способностей личности.
Материалы курса содержат современные данные, способствующие заинтересованности, раскрытию внутренних резервов школьника.
Четко разработаны цели и задачи, технологии реализации материала, прогнозируется результат прохождения курсов.
Этот курс актуален, так как именно социальная география поможет раскрыть школьнику те пространства сознания, которые в силу социально-культурных условий его жизни были для него  закрыты.
Ценность данной программы не только в ее актуальности, но и в возможности проявления учащимися творчества в процессе прогнозирования географических явлений на основе собранного статистического материала, моделирования.
Курсы предоставляют шанс использовать ресурсы учащегося для того, чтобы он мог раскрывать тот «образ Я», который изначально содержится в нем самом, развивать способность к поиску своего собственного социального и профессионального «формата», искать ответ на вопрос: «Зачем это содержание обучения необходимо именно мне ?».
Серия творческих заданий курса позволяет определить соответствие личностной заинтересованности в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля.

Председатель экспертного совета                                                 В.М. Петренко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Данный элективный курс рассматривает эволюцию процесса урбанизации от средних веков до современного времени. Повышение роли городов в жизни общества сопутствовало человечеству на протяжении всей его истории. Урбанизация в последнее время стала одним из важнейших факторов социокультурного развития нашей планеты, оказывающего все большее влияние на изменение человека и среды его обитания. Поэтому изучение закономерностей эволюции городских систем, оценка их значения в повышении качества жизни человека является сегодня актуальной задачей.

Цель курса – повышение уровня изучения профильного предмета (географии).

Задачи программы:

  • углубление знаний об эволюции городов и городского образа жизни;
  • развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений с использованием различных источников;
  • овладение умением анализировать, прогнозировать, моделировать;
  • воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, взаимоуважения;
  • удовлетворение познавательных интересов в географии;
  • формирование профессионального интереса.

Выполнение творческих заданий (оформление стендов по народным промыслам, подбор художественных описаний городов), составление прогнозов помогает развитию заинтересованности, раскрытию внутренних резервов школьника.
Изучение особенностей городского образа жизни способствует социализации личности школьника.
Данная программа позволяет определить соответствие возможностей школьника требованиям географического профиля.

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

  • определения: «город»,  «агломерация»,  «мегаполис»,  «урбанизация»,  «реурбанизация»;
  • гипотезы возникновения городов:  города древности и современности;
  • функции и закономерности размещения городов, перспективы развития, экономическую структуру городов;
  • занятость, качество жизни, социальное расслоение городского населения;
  • влияние города на окружающую среду.

уметь:

  • подбирать, сравнивать и анализировать материалы из различных источников информации;
  • определять общие черты и различия городов мира;
  • прогнозировать темпы роста городов;
  • решать проблемные ситуации;
  • оценивать качество жизни городского населения;
  • составлять и анализировать модели городов;
  • обосновывать причины социального расслоения;
  • составлять графики, диаграммы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

№№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма контроля

Образовательный продукт

всего

лекции

практика

1.

Город: границы, размеры, пределы роста.

1

2

 

Решение проблемной ситуации. Тезисы лекции.

2.

Крупнейшие города древности.

1

1

 

Собеседование. Тезисы лекции.

3.

Возраст городов русских.

1

 

1

Контроль учителя. Историчес-кий анализ.

4.

Каркас русской цивилизации.

1

 

1

Взаимоконтроль. Картосхемы по регионам.

5.

Описание городов в творчестве российских писателей.

1

 

1

Собеседование. Стихи, сказки, художевенное описание.

6.

Современные городские системы: эволюция, перспективы.

1

1

 

Дискуссия. Прогноз перспектив развития.

7.

Экономическая структура города.

1

1

 

Решение проблемной ситуации. Тезисы лекции.

8-9.

Индекс городского развития.

2

1

1

Самоконтроль. Обсуждение и анализ результатов. Диаграммы, графики, аналитический вывод.

10.

Дифференциация социального расслоения в городе.

1

1

 

Дискуссия. Тезисы лекции.

11.

Город и окружающая среда.

1

 

1

Решение проблемной ситуации. Отчет.

12.

Модель «Города будущего».

1

 

1

Презентация. Модель.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

1. Город: границы, размеры, пределы роста.

Юридическая и фактическая границы. Субурбанизация, реурбанизация. Территориальная структура агломераций. Мегаполис.

2. Крупнейшие города древности.

Гипотезы возникновения городов. Города в средние века.

3. Возраст городов русских.

Присвоение городского статуса. «Рождение» города. Что говорят летописи. Разжалование и реабилитация городов.

4. Каркас русской цивилизации.

Закономерности размещения городов. Их функции. Занятость населения. Ремесла.

5. Описание городов в творчестве российских писателей.

Художественное описание городов.

6. Современные городские системы: эволюция, перспективы.

Перспективы развития городов.

7. Экономическая структура современного города.

Базовый, обслуживающий и сектор домашнего хозяйства.  Базовый  сектор – лицо города. Индекс локализации.

8. Индекс городского развития.

Отражение ИГР уровня здравоохранения, образования. создание городского продукта, отходов. Показатель городской бедности.

9. Дифференциация социального расслоения в городе.

Проблемы ликвидации бедности. Влияние доходов на рождаемость и смертность. Основные показатели уровня жизни. Работающие бедняки.

10. Город и окружающая среда.

Формирование микроклимата. Смог, кислотные дожди. Образование бедлендов.

11. Презентация модели «Город моей мечты».

Практические работы.

Выявление закономерностей размещения российских городов.
Определение качества жизни городского населения на основе анализа статистических материалов.
Исследовательская работа с дополнительными информационными источниками.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА.

  1. Голубчик М.Н., Жулина М.А. Социальная география: сущность, задачи, новые направления исследования. География в школе, № 2, 2003 г., с.16-22.
  2. Золин П.М.  Одна из самых древнейших «карт» земель России. География в школе. № 6, 2003г., с.11-20.
  3. Лаппо Г.М. Возраст городов. География. – Первое сентября, № 7, 8, 2006 г.
  4. Лаппо Г.М. Города в творчестве К.Паустовского. География. – Первое сентября, №, 2006 г.
  5. Лысых С.В.  Индекс городского развития. География в школе. № 8, 2002 г., с.23-27.
  6. Максаковский В.П.  Географическая картина мира: в 2 кн.  М., Дрофа, 2003 г.
  7. Пивоваров Ю.Л.  Городские системы: исходные понятия, эволюция, перспективы. География в школе, №№ 4, 6, 2001 г.
  8. Сахнова Ж.Д.  Проблемы ликвидации бедности по странам мира. География в школе, № 8, 2002 г., с. 16–22.
  9. Холина В.Н.  География человеческой деятельности. 10-11 кл. Просвещение, 2001–2002 гг.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс :: Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу" :: Урок немецкого языка в 11-м классе по теме "Культура и музыка" :: Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего" :: Урок истории с использованием информационных технологий (10-й класс) :: Ну, здравствуй, Оксана Соколова!, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list8.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list8.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list8.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Книга джунглей: Начало ( Jungle Book ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD