Эколого-географическое исследование природных экосистем : География

Пояснительная записка

Одна из основных идей курса - ознакомительная. Учащиеся, прошедшие данный курс и освоившие элементарные навыки полевой работы, могут в дальнейшем углубить свои знания и умения, при обучении в классах эколого-технического, эколого-географического и биолого-географичесекого профиля. В программе, объемом 21 час, большая часть занятий ориентирована на практическую учебно-исследовательскую деятельность учащихся, в пределах буферной и охранной зон Юнтоловского заказника. Внимание учащихся так же будет обращаться на территорию микрорайона Лицея 554 и озеро Долгое.

В данной программе предусмотрена интеграция различных областей знаний - биологии, географии, истории, химии и экологии.

Программа реализуется в следующей логической последовательности: в начале, в течение трех часов, вводная теоретическая информация, по природоохранным объектам Санкт-Петербурга и их типах; а также методах исследования природных экосистем (минимальный набор). Затем самая главная часть программы – поисковая деятельность учащихся в пределах заказника, во время трех последующих занятий. Во время второго занятия преподаватель совместно с учащимися проводит обучающие мониторинги различных экосистем заказника. Третье и четвертое занятие – объемом по четыре часа каждое, представляет собой практическую работу учащихся на территории охранной зоны Юнтоловского заказника. Данные занятия необходимо проводить в различные учебные дни, выделяя полный учебный день.

Работа учащихся в заказнике осуществляется, главным образом, в группах по 3-5 человек. Во время второго занятия учащиеся практически разбирают основные методы работы на местности. А в течение третьего и четвертого углубленно работают по выбранным методам исследования, под руководством преподавателя.

И заканчивается курс камеральной обработкой, собранной эколого-географической информации и составлением отчета учебными группами по проделанной работе.

Работа учащихся объемом обычно не более 20-22 страниц печатного текста, должна иметь титульный лист и страницу содержания работы. Работа включает в себя введение, с общим описанием Юнтоловского заказника; главу, содержащую данные по теме исследования и применяемые методики. Но основное содержание работы раскрывается в главе по результатам исследований с бланками наблюдений, рисунками, фотографиями, схемами и диаграммами. Также необходимо небольшое заключение.

Каждая группа защищает свой полевой отчет и отвечает на возникающие вопросы, при этом вопросы задаются как группе в целом, так и конкретному учащемуся, отвечающему за данный раздел отчета. Оценка работы каждого учащегося происходит дифференцированно с учетом результатов полевого и камерального этапов, а также защиты отчета и ответов на вопросы, при этом учитывается мнение бригадира группы.

Учащиеся, успешно прошедшие данный элективный курс получают удостоверение об окончании, которое входит в портфолио ученика.

Учащимся, показавшим наиболее значимые результаты при прохождении данного предпрофильного курса, предоставляется возможность дальнейшей работы над понравившейся темой, результатом которой должна стать научно-исследовательская работа, которая, в дальнейшем, может быть направлена на Городскую экологическую олимпиаду и различные конкурсы.

При создании научно-исследовательской работы (проекта) учащийся, или творческая группа учащихся, состоящая из 2-3 человек, систематизирует весь накопленный материал, по данной проблеме. При необходимости проводятся дополнительные полевые и камеральные исследования, в том числе и геохимические анализы с использованием тест-систем и тест-комплектов ЗАО «Крисмас+». Но данный вид исследований все же больше ориентирован на учащихся специализированных 8-9 классов.

Важно заметить, что с учащимися, которые будут обучаться в 8 классах соответствующих профилей, данная работа может быть продолжена с дополнительным использованием геохимических методов исследования природных экосистем.

Разумеется, работа в рамках данного элективного курса возможна и на базе других природных объектов. 

Учебно-тематический план

Тема занятия Всегочасов В том числе
лекция практикум семинар
Тема 1: Введение – 3 часа
1 Типы природоохранных территорий 1 1
2 Природоохранные объекты Санкт-Петербурга 1 1
3 Методы эколого-географических исследований на местности 1 1
Тема 2: Учебный практикум в Юнтоловском заказнике – 5 часов
4 Гидрологический мониторинг 1 1
Метеорологический и радиационный мониторинг 1 1
Изучение почв, четвертичных отложений и форм рельефа 1 1
Мониторинг лесных и болотных экосистем 2 2
Тема 3: Комплексное исследование экосистем Юнтоловского заказника – 8 часов
5 Гидрометеорологический мониторинг экосистем 4 4
6 Мониторинг лесных и болотных ландшафтов охранной зоны Юнтоловского заказника 4 4
Тема 4: Камеральная обработка результатов полевых работ - 3 часа
7 Методы обработки различных видов информации 2 2
8 Правила оформления отчетной работы и процедуры защиты 1 1
Тема 5: Групповая защита отчета – 2 часа
9 Защита учебными бригадами отчетов 1 1
10 Подведение результатов работы 1 1
Итого: 21 5 13 3

Содержание программы

  1. Введение  Типы природоохранных объектов, природоохранные объекты Санкт-Петербурга. Методы эколого-географических исследований на местности, их цели и задачи  3 часа;
  2. Учебный практикум в Юнтоловском заказнике  мониторинг лесных и болотных экосистем заказника; гидрологический мониторинг реки Каменка (температура воды, ее физические и химические свойства, скорость течения, промер параметров русла и его глубины, русловые и прирусловые образования); метеонаблюдения на территории заказника (t, направление и скорость ветра, облачность, влажность, атмосферные явления и т.д.); изучение разрезов болотно-торфяных и других видов почв; исследование рельефа (абсолютные и относительные высоты, работа с планами местности) и четвертичных отложений (аллювиальные, болотные и озерно-морские); радиационный мониторинг (с дозиметром РКСБ – 104)  4 часа;
  3. Комплексное исследование экосистем Юнтоловского заказника  учащиеся, по бригадам, в течение двух занятий, по четыре часа каждое, проводят самостоятельное исследование экосистем Юнтоловского заказника, согласно плана второго занятия: мониторинг ландшафтов Юнтоловского заказника; гидрологический мониторинг; метеонаблюдения; изучение рельефа, почв и четвертичных отложений; радиационная съемка местности - 8 часов;
  4. Камеральная обработка результатов полевых работ  объясняются способы статистической, графической и картографической обработки всей собранной полевой информации. Подготовка к защите полевых групповых отчетов – 3 часа;
  5. Защита полевого отчета – производится по группам. Учащиеся оцениваются индивидуально, исходя из результатов защиты отчета, при этом учитываются мнения бригадиров групп. По результатам защит делаются общие выводы и определяются планы на ближайшую перспективу Учащиеся получают удостоверение о прохождении элективного курса, которое входит в «портфолио» учащегося – 2 часа.

УМК (учебно-методический комплекс) представлен широким перечнем учебно-методической литературы, данными собственных исследований, а также материалы СПбГУ и других ВУЗов. При работе на местности используется простейший полевой инвентарь (компас, рулетка, лопата, и.т.д.).

Предполагаемые темы отчетных работ:

  1. Рельеф и геологическое строение Юнтоловского заказника;
  2. Результаты изучения почв Юнтоловского заказника;
  3. Речная сеть буферной и охранных зон;
  4. Гидрологический мониторинг бассейна Лахтинского разлива;
  5. Мониторинг отдельных ландшафтов Юнтоловского заказника;
  6. Ландшафты Юнтоловского заказника;
  7. Результаты изучения антропогенного воздействия на экосистемы заказника;
  8. Радиационный мониторинг буферной и охранной зоны;
  9. Метеорологическое наблюдение за воздушным бассейном Приморского района.

/возможны и другие темы работ/

Следующим этапом после написания и защиты полевого отчета является исследовательская работа учащихся.

Требования к оформлению исследовательской работы (проекта): 

Работа представляется в машинописном исполнении, в объеме не более 30 страниц и должна иметь следующую структуру.

  1. Титульный лист (название ОУ, тема проекта, фамилии и имена исполнителей и их руководителей, год выполнения);
  2. Содержание;
  3. Введение с обоснованием актуальности работы;
  4. Цель и задачи работы;
  5. Литературный (аналитический) обзор;
  6. Материалы (методика) выполнения работы;
  7. Изложение результатов;
  8. Выводы (сжато сформулировать основные результаты работы);
  9. Заключение (практические предложения и рекомендации);
  10. Список использованной и публикованной литературы, в т.ч. сайты с интернета;
  11. Приложения (графические, картографические, текстовые, фотографические и др.).

Рисунки в тексте работы должны иметь подрисуночные надписи, а таблицы – названия и номера, причем текст работы должен содержать ссылки на рисунки и таблицы. В тексте работы желательно наличие ссылок, на используемую литературу.

Литература, используемая при реализации данного курса:

  1. «Заказник Юнтоловский» - СПб. Управление по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга, 1997 г.
  2. Комплексная экологическая практика школьников и студентов – Санкт-Петербург. Крисмас +, 2002 г.
  3. Методы и единицы измерения рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы. ВНИИЛМ – 1995 г.
  4. Научно-популярный справочник: Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга (CD-диск). Комитет по природопользованию и экологической безопасности Санкт-Петербурга.
  5. «Обустройство заказника Юнтоловский» (Проект).- 1996 г.
  6. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса - Санкт-Петербург. «Крисмас+», 2000 г.
  7. Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек./ Ред. В.В. Скворцов – СПб. «Крисмас+», 2006 г.
  8. Юнтоловский региональный комплексный заказник. Санкт-Петербург, 2005 г.
  9. Экологический мониторинг в школе./ Ред. Л.А. Коробейникова.- Вологда. Русь, 1998 г.
  10. Экологический практикум - Санкт-Петербург. «Крисмас+», 2003 г.
  11. Экологические экскурсии по Юнтоловскому заказнику. / Ред. А.С. Баев, Е.Л. Титова - СПб, 1998 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Изменение имен существительных по падежам. Образовательная программа "Школа России". 3-й класс :: Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер" :: Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова" :: "Петр Великий". Урок окружающего мира. Вводный курс истории и обществознания. 3-й класс. "Школа-2100" :: Урок-праздник "Праздник чая" в 5-м классе по теме: "Горячие напитки" :: Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо ( Leatherface ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Сокол / Стол компьютерный КСТ-101 + КТ-102 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD