Обобщающий урок по теме "Богатство внутренних вод России" : География

Обобщающий урок по теме "Богатство внутренних вод России" : География

Цели и задачи урока:

  1. Проверить знание учащимися основных терминов, понятий и определений по разделу.
  2. Определить уровень знаний учащимися:
    • главных особенностей внутренних вод России;
    • особенности размещения по территории страны крупных рек, озер и др. видов внутренних вод;
    • явлений природы, в том числе стихийных бедствий, связанных с внутренними водами на территории России;
    • распределения рек по бассейнам, типам и характеру течения, режимам и источникам питания.
  3. Определить уровень умения учащихся:
    • показывать на карте основные объекты внутренних вод России – реки, озера, ледники, районы распределения болот и мерзлоты;
    • работать с картами, диаграммами, схемами, таблицами и др. источниками информации;
    • составлять характеристику по плану одного из объектов внутренних вод России.
    • объяснять значение водных ресурсов в жизни и деятельности человека.

Учебно-наглядный комплекс: Карты России – физическая, климатическая, схемы, таблицы, картины, атласы, контурные карты.

Ход урока

I. Организация учащихся на выполнение работы.

II. Проверка домашнего задания

а) индивидуальный опрос (3 чел.).

б) работа с карточками (6 чел.).

в) фронтальный опрос (весь класс).

  1. Что такое река? Сколько рек в России?
  2. Что называют речной долиной?
  3. Назовите реки России, относящиеся к бассейну:
    а) Северного Ледовитого океана;
    б) Атлантического океана;
    в) Тихого океана;
    г) внутреннего стока.
  4. Какие типы рек вам известны?
  5. Что такое исток и устье реки?
  6. Приведите примеры равнинных рек.
  7. Приведите примеры горных рек.
  8. Что называется падением реки?
  9. Что называется уклоном реки?
  10. Перечислите основные типы питания рек.
  11. Дайте определение понятию «режим реки».
  12. Что такое половодье?
  13. Что такое межень?
  14. Что называют озером? Сколько озер в России?
  15. Какого происхождения могут быть озерные котловины?

г) Угадай:

  1. Это крупнейшее в Европе озеро возникло около 10 тыс. лет назад. Это озеро всегда имело большое хозяйственное значение: в озере водится 58 видов рыб. Это озеро сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны, когда Ленинград оказался в кольце блокады, отрезанным от Большой земли. «Дорогой жизни» назвали эту ледяную трассу. (Ладожское)
  2. Это море-озеро – крупнейший в мире замкнутый водоем, вытянутый с севера на юг почти на 1200 км., со средней шириной 320 км. Соленость воды изменяется от 0,5 промилле до 14 на юго-востоке. Главная проблема этого моря-озера заключается в многолетних колебаниях его уровня. Уникальны рыбные богатства моря. (Каспийское)
  3. Это озеро – самое большое на Алтае и одно из крупнейших в России. Занимает почетное 25 место среди самых глубочайших озер мира! По-алтайски озеро называется Алтын-Коль, что в переводе «золотое озеро». Наполненное горной водой глубокое озеро остается холодным в течение года. Но это и не главное – озеро словно магнит притягивает к себе тысячи туристов своей неповторимой красотой, таинственностью и загадочностью… (Телецкое)
  4. Озеро является остатком от большого древнего ледникового водоема, находившегося на месте современного. На льду озера, в южной его части, в 1242 году произошла битва русского войска под предводительством Александра Невского с тевтонскими рыцарями, вошедшая в историю как Ледовое побоище. (Чудское)
  5. это озеро – уникальное творение природы и крупнейшее месторождение соли. Название озера происходит от ног. Баш – «голова», кунча – «собака», т. е. озеро «Собачья голова». Это самое большое и самое соленое из всех известных соляных озер мира. (Баскунчак)
  6. Это озеро – самое северное в мире настоящее крупное озеро. Лежит оно далеко за полярным кругом, у подножья гор Быранга. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики – овцебыки. (Таймыр)
  7. Это озеро находится на границе Приморского края России и Китая, оно является самым крупным пресноводным водоемом на дальнем востоке. Одно из старинных названий его «Ханкай Омо» – «Море птичьих перьев». (Ханка)
  8. Второе по величине озеро в Европе после Ладожского. В озеро впадает 52 реки, а вытекает только одна – Свирь. Одним из известнейших островов на озере является остров Кижи, на котором расположен одноименный музей заповедник, построенный в XVIII веке деревянными храмами. В 1990 году Кижский погост был включен в список всемирного наследия Юнеско. (Онежское)
  9. Это озеро называют глубочайшим в мире, да и по объему пресных вод ему нет равных. В него впадает 554 реки, а вытекает же из озера могучая, полноводная Ангара. Вода в озере очень чистая и прозрачная и в этом ей помогают свои «санитары» -рачки «эпишура», которые больше нигде в мире не встречаются. Озеро считается древнейшим в мире. Ни одно озеро в мире не может сравниться с ним по разнообразию животного и растительного мира (более 2600видов) ¾ видов нигде больше не встречаются, то есть являются эндемичными видами. (Байкал)

Как вы уже поняли, озера всегда играли большую роль в жизни человека. Составим схему «Значение озер».

В наш век, когда водные ресурсы Земли истощаются, значение пресных водоемов, сохранение их чистоты, богатства их фауны и флоры становится делом первостепенной важности. Вот поэтому даже к самому крошечному озеру, наполненному «живой водой», следует относиться как к ценнейшему дару природы. Каждое озеро – это сложный живой организм, реагирующий на все изменения окружающей среды. Каждое озеро имеет свою жизнь.

Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 3 группы:

д) работа у доски по проверке номенклатуры. (работа в паре, работа учащийся – класс).

III. Подведение итогов урока

Сегодня мы провели с вами урок обобщающего повторения по теме: «Богатство внутренних вод России». Надеюсь, что вы разделяете вместе со мной слова, что на карте нашей Родины не должны исчезнуть внутренние водоемы – реки, озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники.

Наша задача перед будущим поколением – донести до него и не расплескать эти бесценные дары природы, полные живительной влаги.

IV. Д/з.

Повторить §15-17. На контурной карте отметить реки и озера по словарю в тетради.

Читать еще:


Новые материалы:

Декоративное рисование "Осенняя фантазия" (техника "набрызг"). 5-й класс :: Программа "Страна Изобразилия" (основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства) :: Предпрофильный курс по астрономии "Астрономия - это мир, открытий полный и «парадоксов друг»" :: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии :: Применение метода проектов по теме: "Обработка древесины" :: Чат (Chatroom, Великобритания, 2010) - спойлеры, пересказ, трактовка :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Вешалки/Напольные / ВасКо / Вешалка корпусная Соло 060-3104 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD