Урок по теме "Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра" : География

Урок по теме "Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра" : География

Цели и задачи урока: Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.

Оборудование: таблицы «природные зоны России» с изображением животных и картины зоны, гербарии, карта «природные зоны».

Ход урока

Организационный момент. Зачем нам необходимо знать все о природных зонах?

Изучение нового материала. Природные зоны.

-Природные комплексы - природные зоны, расположены не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (широтная зональность)

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.

В XIX веке В.В.Докучаев доказал, зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК - природных зон. Ведущими компонентами формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По рис. 77 определите:

-Как расположены природные зоны?

-Какие природные зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?

-Какие природные зоны не простираются до восточных окраин России? Почему?

Изучением природных зон занимался академик Лев Семенович Берг. Он дал характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов - земля, местность.

Природные зоны называют ландшафтом. Многие природные зоны очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности – степи, лесостепи, широколиственные леса. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.

Сейчас мы разобьемся на 3 группы и будем по плану давать характеристику природной зоны

  1. Географическое положение
  2. Типичный внешний облик зоны
  3. Климатические условия (пояс, области, средние температуры, количество и режим осадков, коэффициент увлажнения)
  4. Почвы и их свойства
  5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям зоны
  6. Возможность использования ресурсов природной зоны человеком
  7. Проблемы охраны природной зоны

Самостоятельная работа – работа в группах

Природные зоны арктических пустынь (10 мин.)

Природная зона тундра (10 мин.)

Запишите основные черты - природных зон арктических пустынь, природой зоны тундры.

Вопросы на закрепление по природной зоне арктических пустынь

Почему лето в арктической пустыни холодное?

Почему растительность не образует сплошного растительного покрова?

Почему белые медведи впадают в спячку на зиму?

Почему преобладают в арктической пустыни хищники?

Почему медведь – белый?

Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?

Вопросы на закрепление - по природной тундры

Почему в тундре так много озер и болот?

Почему природа севера очень ранима, трудно восстанавливаема?

Почему в тундре не растут деревья

Почему говорят грибы в тундре выше деревьев?

Почему в тундре преобладают многолетние растения, зимующие под снегом?

Закрепление. Цифровой диктант.

Природа зоны легко ранима.

Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

Значительные площади покрыты ледниками.

Средняя температура января -26о, а июля +1о.

Сильные ветра.

В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

Расположена на островах Арктики.

Увлажнение избыточное много болот и озер.

Промысел морского зверя.

На южной границе средняя температура +10°.

На скалах птичьи базары.

Лето короткое и холодное.

Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

В реках и озерах много рыбы.

Воды в твердом виде.

Много перелетных птиц летом.

Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Ответы:

Арктические пустыни - 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17

Тундра - 1,2,5,6,8,10,13,14,16

Дом. задание – п. 29

Анализ результатов деятельности - сколько выполнили на «5», «4», «3»,

Рефлексия - зачем нам надо знать материал о природных зонах?

Природная зона - это……

Песец, мхи, тундра, глеевые почвы – это природная зона…….?

Читать еще:


Новые материалы:

Дифференцированный подход к изучению художественных произведений на уроках литературы :: Методическая разработка урока по теме "Произведения М.М. Пришвина о природе". 6-й класс :: Азбука здоровья. Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы при изучении сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца" :: Урок-суд над Печориным. Ролевая игра (итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9-м классе) :: Урок-игра по обобщению темы "Климат России" :: Огни большой деревни, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / DG-Home / Комод Lazzio DG-F-CD9 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD