Урок по теме "Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра" : География

Урок по теме "Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра" : География

Цели и задачи урока: Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.

Оборудование: таблицы «природные зоны России» с изображением животных и картины зоны, гербарии, карта «природные зоны».

Ход урока

Организационный момент. Зачем нам необходимо знать все о природных зонах?

Изучение нового материала. Природные зоны.

-Природные комплексы - природные зоны, расположены не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (широтная зональность)

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.

В XIX веке В.В.Докучаев доказал, зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК - природных зон. Ведущими компонентами формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По рис. 77 определите:

-Как расположены природные зоны?

-Какие природные зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?

-Какие природные зоны не простираются до восточных окраин России? Почему?

Изучением природных зон занимался академик Лев Семенович Берг. Он дал характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов - земля, местность.

Природные зоны называют ландшафтом. Многие природные зоны очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности – степи, лесостепи, широколиственные леса. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.

Сейчас мы разобьемся на 3 группы и будем по плану давать характеристику природной зоны

  1. Географическое положение
  2. Типичный внешний облик зоны
  3. Климатические условия (пояс, области, средние температуры, количество и режим осадков, коэффициент увлажнения)
  4. Почвы и их свойства
  5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям зоны
  6. Возможность использования ресурсов природной зоны человеком
  7. Проблемы охраны природной зоны

Самостоятельная работа – работа в группах

Природные зоны арктических пустынь (10 мин.)

Природная зона тундра (10 мин.)

Запишите основные черты - природных зон арктических пустынь, природой зоны тундры.

Вопросы на закрепление по природной зоне арктических пустынь

Почему лето в арктической пустыни холодное?

Почему растительность не образует сплошного растительного покрова?

Почему белые медведи впадают в спячку на зиму?

Почему преобладают в арктической пустыни хищники?

Почему медведь – белый?

Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?

Вопросы на закрепление - по природной тундры

Почему в тундре так много озер и болот?

Почему природа севера очень ранима, трудно восстанавливаема?

Почему в тундре не растут деревья

Почему говорят грибы в тундре выше деревьев?

Почему в тундре преобладают многолетние растения, зимующие под снегом?

Закрепление. Цифровой диктант.

Природа зоны легко ранима.

Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

Значительные площади покрыты ледниками.

Средняя температура января -26о, а июля +1о.

Сильные ветра.

В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

Расположена на островах Арктики.

Увлажнение избыточное много болот и озер.

Промысел морского зверя.

На южной границе средняя температура +10°.

На скалах птичьи базары.

Лето короткое и холодное.

Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

В реках и озерах много рыбы.

Воды в твердом виде.

Много перелетных птиц летом.

Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Ответы:

Арктические пустыни - 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17

Тундра - 1,2,5,6,8,10,13,14,16

Дом. задание – п. 29

Анализ результатов деятельности - сколько выполнили на «5», «4», «3»,

Рефлексия - зачем нам надо знать материал о природных зонах?

Природная зона - это……

Песец, мхи, тундра, глеевые почвы – это природная зона…….?

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное занятие. Викторина "По дороге в сказку" :: Праздничная линейка, посвященная первому звонку "Здравствуй, школа!" :: Родительское собрание "Садимся за уроки" :: Родительское собрание "Учимся общаться" :: Урок-размышление на тему: "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом" (Роберт Бёрнс стихотворение "Честная бедность") :: Родители лёгкого поведения ( Drunk Parents ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Плохие парни 3 ( Bad Boys for Life) (боевик, триллер, комедия ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD