«Население Африки». 7-й класс : География

Цель урока: рассмотреть и объяснить особенности размещения населения по территории материка Африка.

Задачи:

  1. Образовательная: выявить географические особенности размещения населения Африки, познакомиться с политической картой материка;
  2. Развивающая: развивать умения и навыки работы с тематическими картами атласа, с дополнительной литературой, ресурсами интернета, выявлять причинно-следственные связи.
  3. Воспитательные: воспитывать культуру речи; интерес к предмету, к периодической печати; толерантность.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, сравнительный, частично-поисковый.

Оборудование: атласы, политическая карта Африки, учебник, презентация, выставка журналов «Вокруг света».

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: беседа-рассказ с элементами практической работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка пройденного материала по темам «Климат Африки» и «Природные зоны Африки», в том числе с использованием материалов к итоговой государственной аттестации учащихся по географии.

  • В каких климатических поясах расположена Африка? (на доске контуры материка с границами климатических поясов);
  • Определите для каких климатических поясов характерны эти климатограммы(графики климатограмм расставляются по климатическим поясам);
  • Назовите природные зоны материка;
  • Определите природные зоны по их описанию:
  • Для данной природной зоны, занимающей большую часть бассейна р. Конго и побережья Гвинейского залива, характерны следующие особенности: экваториальный климат, красно – желтые ферраллитные почвы, лес многоярусный, среди животных встречаются жираф окапи, карликовый бегемот(длиной 80 см), приматы.
  • Климат тропический сухой, скудный растительный (вельвичия, молочая, алоэ) и животный мир (верблюд, антилопа аракс, черепахи, змеи, скорпионы и т.д).
  • Для этой природной зоны характерно два сезона года: сухой (с приходом тропической ВМ) и влажный (с приходом ЭВМ). Почвы плодородные: красно-бурые. Густая травянистая растительность, возвышающиеся над ней акации, баобабы, бутылочное дерево.

Задание ЕГЭ.

3. Изучение нового материала.

Объявляется тема урока.

Учащимся предлагается определить его цель.

Цель урока: рассмотреть и объяснить особенности размещения населения по территории материка Африка.

«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира.
Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…»
(В. Корочанцев)

План урока:

  1. Численность и размещение населения;
  2. Расы и народы.

Численность и размещение населения.

В настоящее время численность населения материка превышает 1 млрд. человек. Население Африки размещено по континенту крайне неравномерно. Наша задача объяснить это.

Практическая работа по карте атласа «Плотность населения. Народы».

  1. Найдите районы с высокой плотностью населения. Объясните сосредоточение населения в этих районах.
  2. Назовите районы с низкой плотностью.
    Далее учащиеся пытаются объяснить выявленную картину, сопоставляют карты «Плотность населения. Народы» и «Природные зоны Африки», определяют какие природные зоны материка наиболее (или наименее) заселены, почему?
  3. Назовите африканские пустыни. Можно ли по ним определить, в какой из них самые неблагоприятные условия для жизни?
  4. Сахару пересекает нулевой меридиан. Он проходит через район с высокой плотностью населения (до 100 чел/ кв.км) и незаселенные территории. Чем объясняется их расположение в пустыне?
  5. Определите по карте крупные города (миллионеры). Попытайтесь объяснить расположение крупных городов на карте Африки.
    Крупных городов в Африке немного (значит, большая часть населения проживает в сельской местности), они расположены в долинах крупных рек: Нил, Конго, Нигер или по побережью.
    Побережье Гвинейского залива в прежние времена называлось Невольничий берег. (рассказ о колониальном прошлом Черного континента).

Расы и народы.

Используя схему «Население Африки» из книги для учителя «Опорные конспекты в обучении геграфии» авторы Т.М. Бенкович, Д.Л. Бенкович, Москва «Просвещение» 1995 год, учитель кратко рассказывает о расах и народах населяющих континент.

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие-знакомство с народами Африки.

Более подробно о быте, традициях расскажут нам сами коренные жители Африки и ученые-этнографы, изучающие традиции, быт населения (Приложение)

Сколько народов и племен живет на просторах Африки доподлинно неизвестно никому. В труднодоступных, малоизученных районах этого континента ученые время от времени делают новые открытия для нас – открытия необычных, самобытных, неповторимых культур.

IV. Закрепление материала.

Из рассмотренных нами на уроке, какие народы Африки живут :

А) в пустынях…
Б) в саваннах…
В) в экваториальных лесах…
Г) на нагорьях и плоскогорьях…

V. Заключение. Подведение итогов.

– Ребята, достигли мы цели урока?

VI. Домашнее задание.

П.22-читать, работа с политической картой Африки:

Приведите по три примера

А) страны, не имеющие выхода в океан;
Б) страны, расположенные в пустыне;
В) страны, расположенные во ВЭЛ;
Г) страны-карлики;
Д) страны-гиганты.

Список использованной литературы:

  1. О.В. Крылова. Уроки географии 7 класс: Из опыта работы.– М.: Просвещение, 1990.– 240 с.: ил.
  2. Т.М. Бенькович, Д.Л. Бенькович.Опорные конспекты в обучении географии: 7 класс: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.– 173 с.: ил.
  3. Л.И. Субанова, А.С. Тайсин. Тесты по географии материков и океанов для 7 класса. Учебное пособие. – Казань: Магариф,2002– 87 с.
  4. В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. ЕГЭ 2011. География. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен»,2011.– 142с.: ил., карт.
  5. Журналы «Вокруг света» №6 2006 г.; №8 2008 г.; №11 2009 г.; № 3,5 2014 г.;
  6. Ресурсы интернета.

Читать еще:


Новые материалы:

Стихосложение "Времена года", 5-й класс :: Методическая разработка урока литературы (7-й класс) "Мы в ответе за тех, кого приручили". Повесть Р.Ругина "Ланги" :: Урок по теме "Родион Раскольников и его двойники". "Свидригайлов: загадка" :: Урок-портрет, посвященный творчеству И.Талькова "И поверженный в бою, я воскресну… И спою…" :: Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы на примере рассказа А.Платонова "Третий сын" :: 2+1 ( Demain tout commence ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Шкафы/Шкафы прямые / Айрон / Шкаф для обуви Айрон Люкс 5с ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD