Урок "Разнообразие природы Африки". 7-й класс : География

Задачи урока:

ХОД УРОКА

Приложение 1

Повторение по пройденной теме

Учитель: В качестве повторения я хочу предложить вам фронтальный тест по пройденному материалу, работаем традиционно.

Задание № 1

Заполните пропуски.

А) Единственная крупная река на планете, которая дважды пересекает экватор – это ________________.
Б) Водопад Виктория расположен на реке ________________________.
В) Самое крупное озеро в Африке называется _____________________.
Г) Второе по глубине озеро мира называется ______________________.

Задание № 2

Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные – словом «Нет».

Водопады Левингстона и Стэнли располагаются на реке Конго                 
Нил, Конго и Замбези относятся к бассейну Атлантического океана  
Все крупнейшие озёра Африки находятся в районе Восточно-Африканского разлома  
Конго – самая полноводная река Африки  

Задание № 3

Самая длинная река Африки – это:

А) Конго
Б) Лимпопо
В) Нигер
Г) Нил

Задание № 4

Сколько ошибок допущено в данном тексте?

Север Африки испытывает сильную нехватку влаги. Почти вся территория занята сухими саваннами. И тем не менее эту пустыню пересекает не просто река, а самая полноводная река мира – Нил. В прежние времена на Ниле происходи ли разливы, связанные с дождями, выпадающими далеко на юге. Но сейчас Нил не разливается. Самой длинной рекой материка является Конго. В отличие от других африканских рек, на этой величественной реке есть участки с быстрым течением, изобилующие водопадами, крупнейшими из которых является водопад Виктория.

Задание № 5

Приложение 1. Слайд № 7  Назовите эти озера и покажите на карте

Учитель: Я довольна вашими ответами (Оценить)
Переходя к новой теме, мне хочется начать с главного понятия, а что такое «природная зона?»

Слайд № 9 Африка – один из самых контрастных материков, причина тому резкие различия во влажности климата. Леса сменяются степями, а те в свою очередь переходят в пустыни.

Слайд № 10 Густые, вечнозеленые леса занимают котловину Конго и побережье Гвинейского залива, образуя несколько ярусов. Верхний ярус – от 50м и выше, нижняя часть ствола обычно голая, нижний ярус не превышает высоту 15м.

Слайд № 11 

– По климатической карте определите в каком климатическом поясе находятся влажные экваториальные леса?  (В экваториальном) (с. 9)
– Дайте характеристику экваториальному климату. (В течение всего года – жарко и влажно)

Слайд № 12  

– По карте почв посмотрите какие почвы преобладают во влажных экваториальных лесах?(с. 8) (Красно-жёлтые ферраллитные)

Слайд № 13  (Зачитать) В лесу сумрак и сырость. Растительность вечнозеленая, расположена ярусами. На стволах и ветвях деревьев селятся растения – паразиты. Множество лиан, пальмы, фикусы, хлебное дерево, мимозы, эбеновое дерево, красное дерево, железное дерево, масличная пальма, бананы и др.

Слайд № 14 (Зачитать) Корни особой формы помогают деревьям оставаться в вертикальном положении.  На ветвях множество растений – паразитов, любое дерево старается расти выше, поближе к солнцу. На земле преобладают грибы и мхи.

Слайд № 15 (Зачитать) Большинство животных ведёт древесный образ жизни. Множество крупных насекомых (особенно муравьёв)

Слайд № 16 (Зачитать) Достаточно много лесных наземных животных. Обитают грызуны, мелкие копытные, лесные. Гигантам очень трудно пробираться через лесные заросли.

Слайд № 17  (Зачитать) Большую часть времени они проводят на земле, лишь на ночь забираясь не высоко на деревья. Это осторожные миролюбивые гиганты, питающиеся растительной пищей.

Слайд № 18  Это природная зона, для которой характерна смена сухого и влажного сезонов года, здесь преобладает травянистая растительность с отдельно стоящими деревьями или группами деревьев, в основном зонтичные акации.

Слайд № 19

– В каком климатическом поясе находятся саванны? (Субэкваториальном)
– Дайте характеристику субэкваториальному климату. (Лето – ЭВМ, жарко, влажно. Зима – ТВМ, жарко, сухо)

Слайд № 20

– Какие почвы преобладают в субэкваториальном климате? (Красно-бурые)

Слайд № 21    В летний период времени растительность расцветает, оживает, а в зимний – деревья сбрасывают листву, трава высыхает и саванна превращается почти в пустыню, но деревья приспособились.

Слайд № 22  Священный символ Африки – баобаб. Его обширный ствол состоит из мягкой волокнистой древесины, которая, как губка, впитывает воду и хранит её на протяжении всего сухого сезона.

Слайд № 23    (Зачитать)

Слайд № 24  Нигде в мире нет такого большого скопления животных, как в саванне. Саванны богаты растительной пищей, поэтому там много крупных травоядных животных. Эти животные вынуждены пробегать большие расстояния в поисках воды.
– Каждая зебра имеет уникальный, индивидуальный рисунок.

Слайд № 25  Когда в Южном полушарии сухой сезон, то в Северном – сезон дождей, туда и уходят животные, а потом возвращаются вместе с дождями.
– Самое крупное животное – слон.
Носорог – травоядное животное.

Слайд № 26  Самый крупный, сильный и грозный  хищник саванны – это лев, но и гиенам иногда удаётся отбить у царя зверей добычу.

Слайд № 27  Самое высокое животное – жираф
(Зачитать) Рост его достигает 6 м. В саванне много хищных птиц, и есть нелетающие, но быстробегающие страусы.

Слайд № 28  Зона пустынь находится на севере Африки и занимает большую площадь – это пустыня Сахара и на ю-з – пустыня Намиб.

Слайд № 29 

– В каком климатическом поясе находятся пустыни? (Тропическом)
– Характеристика климата. (Жарко, сухо)
В пустыне дожди редкое явление, но иногда выпадает «сухой» дождь, воздух настолько сух, что дождь не доходит до поверхности земли, а испаряется в атмосфере. Люди видят, что идёт дождь, но до поверхности земли он не доходит, но воздух незначительно увлажняется. Из-за отсутствия дождей облаков нет, поэтому здесь образуются большие суточные колебания t°. Человек попавший в пустыню днём будет умирать от жары, а ночью дрожать от холода.

Слайд № 30

– Какие почвы в пустыне? (Тропические пустынные)
В Сахаре – песчаная почва
В Намиб – каменистая почва

Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи.

Слайд № 31  Растительность в сухом климате скудная, это или длинные корни, как у Вельвичии, или толстые листья, листья-колючки. или толстый стебель.

Слайд № 32  Здесь растут в основном суккуленты, их листья заменены колючками или очень малы, это предохраняет от испарения драгоценной влаги.

Слайд № 33  (Зачитать)  Финиковая пальма, даёт исключительно питательные плоды, съев всего несколько штук человек может не есть весь день. Растёт она там, где близко подходят грунтовые воды.

Слайд № 34    (Зачитать)

Слайд № 35    (Зачитать)  Животные, живущие в пустынях способны подолгу обходится без воды, мелкие животные способны зарываться в песок, спрятавшись от жары.

Слайд № 36   (Зачитать)

Слайд № 37   (Зачитать)

Слайд № 38   Практическая работа <Приложение 2 > (Пока весь класс выполняет практическую работу, 1 ученик выполняет работу на компьютере по электронной карте и подписывает реки и озёра Африки – оценить)

Слайд № 39  Самооценка по практической работе  

Учитель:

Так что же такое природная зона?
– Природные зоны отличаются друг от друга?
– При изучении других материков ПЗ будут те же?
– А почему?

Слайд № 40  Рефлексия  

Слайд № 41  (Зачитать)    

Слайд № 42   Домашнее задание: § 24

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Посуда": "Путешествие в царство Самовара" :: Детская исследовательская работа в подготовительной группе по теме «Волшебница - вода» :: Образовательная деятельность в режимных моментах. Из цикла занятий в семейном детском саду по теме «Профессии» «Профессия водитель» :: Проект «Чудесная мастерская» для детей дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения :: Конспект беседы, посвященной Дню снятия блокады Ленинграда для детей подготовительной группы :: Чудо-женщина 2 ( Wonder Woman 2 ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Мебель для спальни/Матрасы, подушки/Матрасы / Лонакс / Матрас Лонакс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD