Методическая разработка урока географии на тему "Пустыни России". 8-й класс : География

Цель: показать северные и южные пустыни в сравнении.

Задачи.

  • Образовательные:
    • выявить условия формирования пустынь;
    • формировать умения объяснять зависимость между компонентами природы;
    • сравнить природу  северной  и южной пустыни: найти общие и отличительные черты.
  • Развивающие:
    • развивать аналитические способности учащихся;
    • развивать внимание, память;
    • развивать умения сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательные:
    • формировать  умение самостоятельно получать знания;
    • формировать умение критично относиться к своему мнению;
    • формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.

Технология: технология  развития  критического мышления.

Тип  урока: изучение нового материала.

Оборудование:  тексты «Арктическая пустыня», «Пустыня умеренного пояса», настенная карта «Природные зоны России», атласы, карточки с утверждениями, карточки с таблицей.

ХОД УРОКА

1. Приветствие

2. Стадия «Вызов»

Используется прием «Верите ли вы, что…»

Учащиеся читают утверждения и высказывают свое мнение.

Верите ли вы, что …

Утверждения

+

В России есть пустыни.

 

 

В пустыне много поверхностных вод.

 

 

В пустыне лето холодное.

 

 

Почвы в пустыне мощные и плодородные.

 

 

В России находится крупнейшая пустыня в Европе.

 

 

В пустыне нет постоянного населения.

 

 

В пустыне выпадает очень мало осадков.

 

 

Животные в пустыне впадают в спячку.

 

 

В пустыне свирепствуют метели.

 

 

В пустыне можно наблюдать полярное сияние.

 

 

– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

3. Стадия «Осмысление»

Используется прием «Концептуальная таблица».

– Природа северных и южных пустынь различна. Но обе эти зоны называются пустыни. Есть ли в их природе общее?

Учащиеся читают тексты, заполняют таблицу.

Арктическая  пустыня (северная)

В пределы этой природной зоны входят Земля Франца Иосифа, северный остров Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, северная окраина полуострова Таймыр. Южная граница этой зоны – 70° с. ш.
Высокая географическая широта определяет исключительную суровость климата этой зоны. Средняя температура января  составляет  – 30°, а летом – 0° +4°. Суммарная солнечная радиация не превышает 60 ккал. Большая часть приходящей радиации (до 90%)  отражается льдами. Количество осадков – 200-400 мм в год. Они выпадают преимущественно в твердом виде (снег, иней, изморось). Испаряемость в условиях холодного климата составляет только 100 мм в год. Несмотря на небольшое количество осадков, коэффициент увлажнения больше единицы. Континентальность климата возрастает с запада на восток, это связано с трансформацией воздушных масс западного переноса по мере удаления от Атлантического океана. В марте на западе природной зоны образуется 13 циклонов. Большая облачность, туманы и метели (100 и более дней в году). Полярная ночь до 124 дней в году, полярный день до 130 дней.
Суровый климат, многолетняя мерзлота, разреженная растительность создают неблагоприятные условия для почвообразования. Арктические почвы формируются в местах произрастания растений. Они очень бедны гумусом, часто засолены, богаты железом, поэтому имеют бурую окраску. Соединения железа поступают в почву  в результате морозного выветривания горных пород. Оттаивать почвы начинают только в конце июня, а в начале сентября они снова замерзают.
Растительный покров зоны арктических пустынь крайне разрежен. Для растительного покрова характерны образования в форме подушек. В них тесно сплетены корни и стебли растений, что защищает их от холода и сильных ветров. В западной части зоны большее распространение в растительном покрове получают цветковые (незабудки, лютик, альпийский лисохвост, камнеломка, желтый полярный мак и др.), а в восточной – моховые растения.  Несмотря на переувлажнение климата и почв, растения испытывают явления физиологической сухости. Холодная вода хоть и в избытке, но не может потребляться растениями. Больше растений встречается у нор леммингов и гнездовий чаек, т.е. там, где в почве содержится запас органических  веществ.
Животный мир также беден. В ледяной зоне нет рептилий и амфибий. Животные, кроме белого медведя, не впадают в спячку. На  скалистых берегах летом гнездятся колониями морские птицы, образуя птичьи базары. Насчитывается 16 видов птиц: кайры, чистики, гага, полярные совы. Есть мухи, комары, шмели. В водах – моржи, тюлени, нерпы. Белый медведь – живая эмблема Арктики. Освоение Арктики потребовало охраны белого медведя. На острове Врангеля, главном «родильном доме» белых медведей, организован заповедник.  Белый медведь занесен в Красную книгу. У берегов Чукотки сохранилось небольшое  стадо гренландского кита. Они также подлежат охране. Подводным пахарем называют моржа. Бивнями, имеющими длину до 80 см, он перепахивает грунт на морском дне и добывает себе пищу.  Морж также внесен в Красную книгу.
Население зоны крайне редкое, его основное занятие – промысел морского зверя, птиц и рыболовство.
Когда наступает лето, солнце круглые сутки разъедает зимние запасы снега. С ними тает и верхний слой льда. Вода, чистая и пресная, собирается в лужи и целые озера небесно-голубого цвета. Это «снежицы», сквозь которые просвечивает старый  многолетний лед. Непривычного человека удивляет, как это при небе, закрытом серым слоем облаков, всюду: в снежицах, трещинах и углублениях – светится его голубой цвет. Незабываемое, красивейшее явление полярной природы! Оно всегда привлекает художников, но показанное на выставке, вызывает реплику: «Не может быть!» По мнению многих, Север не имеет права быть прекрасным, коли он суров.

Пустыня  умеренного пояса (южная)

Природная зона  пустынь умеренного пояса в России занимает лишь северное побережье Каспийского моря, от устья Терека до государственной  границы с Казахстаном.  Это крайне засушливые  области нашей страны. В результате неправильного выпаса  скота площадь этой зоны увеличилась. Сейчас это пустыня является крупнейшей в Европе.
Пустыни отличаются изобилием тепла и солнечного света и недостатком влаги. Средняя температура января –5° –0°. Средняя температура июля – +25° –+30°. Осадков обычно выпадает менее 150 мм в год. Испаряемость составляет 1000 мм, коэффициент увлажнения – 0,1-0,3.
Почвы пустынь – сероземы. В почвах, под влиянием сильного солнечного нагрева поверхности земли и испарения, преобладают подъем растворов и концентрация солей на поверхности,  что приводит к засолению. 
Растения пустынь хорошо приспособлены к засухе. Листья у них мелкие, в виде небольших чешуек или колючек, у некоторых растений на листьях есть восковой налет, и поэтому они мало испаряют воду. Чтобы добыть необходимую влагу, растения пускают длинные корни (от 10 до 30 м длины). Корни многих растений плотно прикрыты приросшими к ним сцементированными песчинками и таким образом защищены от высыхания в случае обнажения. Некоторые растения – перекати-поле – приобрели способность перемещаться.  Много в пустынях однолетних растений (лютиковые, злаки, маковые) и многолетних, преимущественно луковичных и корневищных (тюльпаны, ирисы, песчаная осока). Эти растения развиваются ранней весной, когда поверхностный слой почвы еще бывает влажным; на лето они замирают.
Животный мир пустыни также приспособился к суровым условиям жизни. Животные имеют покровительственную окраску под цвет песка: летом желтую или темно-бурую, зимой – серо-беловатую; быстро передвигаются (сайгак, джейран, кулан, тушканчик), довольствуются скудной пищей и могут долгое время обходиться без воды.  Многие пресмыкающиеся в наиболее засушливое и холодное время впадают в спячку (черепахи, варан). Ящерицы и змеи в минуту опасности обладают способностью  быстро зарываться в песок.
Хозяйственное использование пустынной зоны ограничено засушливыми климатическими условиями. Здесь на орошаемых землях возможно лишь  оазисное земледелие.  Пустыни  также являются ценными пастбищами для овец и верблюдов.

Сравнение  природы пустынь  России

Арктическая пустыня

Линии сравнения

Пустыня умеренного пояса

 

Географическое положение

 

 

Климат

 

 

Почвы

 

 

Растительный мир

 

 

Животный мир

 

 

Основные виды хозяйственной деятельности

 

4. Стадия «Рефлексия»

– Что общего в природе северных и южных пустынь?
– Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям арктической пустыни?
– Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям южной  пустыни?
Учащиеся снова обращаются к утверждениям, которые обсуждали в начале урока.
– Какие утверждения подтвердились?
– В чем вы ошибались?

5. Завершение урока

– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вас удивило? Что заставило задуматься?

Домашнее задание.

Читать еще:


Новые материалы:

Детская исследовательская работа "Школьная библиотека вчера, сегодня, завтра" :: Сценарий праздника "Дорогами войны" :: Твой выбор :: Внеклассное мероприятие: "Зов джунглей" :: Развивающе-познавательная прогулка о сезонных изменениях в природе для детей 1-го класса коррекционной школы VIII вида :: Жги!, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Глазов / Шкаф четырехдверный Глазов ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Помогает ли обруч убрать живот

Помогает ли обруч убрать живот и бока Содержание Обруч убирает бока Красивая фигура – это либо дар природы, либо результат кропотливой работы над собой. И если во...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как на эллипсоиде накачать попу

...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Пешие прогулки для похудения

Получасовая пешая прогулка для похудения приносит больше пользы, чем занятия в сп Не у всех есть время и возможность ходить в тренажёрный зал или заниматься...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать попу на тренажерах

Выясняем вместе – можно ли накачать попу на велотренажере и как это сделать? Ягодичные мышцы являются самыми крупными в человеческом организме. Они не только...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD