Методическая разработка урока географии на тему "Пустыни России". 8-й класс : География

Цель: показать северные и южные пустыни в сравнении.

Задачи.

  • Образовательные:
    • выявить условия формирования пустынь;
    • формировать умения объяснять зависимость между компонентами природы;
    • сравнить природу  северной  и южной пустыни: найти общие и отличительные черты.
  • Развивающие:
    • развивать аналитические способности учащихся;
    • развивать внимание, память;
    • развивать умения сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательные:
    • формировать  умение самостоятельно получать знания;
    • формировать умение критично относиться к своему мнению;
    • формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.

Технология: технология  развития  критического мышления.

Тип  урока: изучение нового материала.

Оборудование:  тексты «Арктическая пустыня», «Пустыня умеренного пояса», настенная карта «Природные зоны России», атласы, карточки с утверждениями, карточки с таблицей.

ХОД УРОКА

1. Приветствие

2. Стадия «Вызов»

Используется прием «Верите ли вы, что…»

Учащиеся читают утверждения и высказывают свое мнение.

Верите ли вы, что …
Утверждения

+

В России есть пустыни.

 

 

В пустыне много поверхностных вод.

 

 

В пустыне лето холодное.

 

 

Почвы в пустыне мощные и плодородные.

 

 

В России находится крупнейшая пустыня в Европе.

 

 

В пустыне нет постоянного населения.

 

 

В пустыне выпадает очень мало осадков.

 

 

Животные в пустыне впадают в спячку.

 

 

В пустыне свирепствуют метели.

 

 

В пустыне можно наблюдать полярное сияние.

 

 

– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

3. Стадия «Осмысление»

Используется прием «Концептуальная таблица».

– Природа северных и южных пустынь различна. Но обе эти зоны называются пустыни. Есть ли в их природе общее?

Учащиеся читают тексты, заполняют таблицу.

Арктическая  пустыня (северная)

В пределы этой природной зоны входят Земля Франца Иосифа, северный остров Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, северная окраина полуострова Таймыр. Южная граница этой зоны – 70° с. ш.
Высокая географическая широта определяет исключительную суровость климата этой зоны. Средняя температура января  составляет  – 30°, а летом – 0° +4°. Суммарная солнечная радиация не превышает 60 ккал. Большая часть приходящей радиации (до 90%)  отражается льдами. Количество осадков – 200-400 мм в год. Они выпадают преимущественно в твердом виде (снег, иней, изморось). Испаряемость в условиях холодного климата составляет только 100 мм в год. Несмотря на небольшое количество осадков, коэффициент увлажнения больше единицы. Континентальность климата возрастает с запада на восток, это связано с трансформацией воздушных масс западного переноса по мере удаления от Атлантического океана. В марте на западе природной зоны образуется 13 циклонов. Большая облачность, туманы и метели (100 и более дней в году). Полярная ночь до 124 дней в году, полярный день до 130 дней.
Суровый климат, многолетняя мерзлота, разреженная растительность создают неблагоприятные условия для почвообразования. Арктические почвы формируются в местах произрастания растений. Они очень бедны гумусом, часто засолены, богаты железом, поэтому имеют бурую окраску. Соединения железа поступают в почву  в результате морозного выветривания горных пород. Оттаивать почвы начинают только в конце июня, а в начале сентября они снова замерзают.
Растительный покров зоны арктических пустынь крайне разрежен. Для растительного покрова характерны образования в форме подушек. В них тесно сплетены корни и стебли растений, что защищает их от холода и сильных ветров. В западной части зоны большее распространение в растительном покрове получают цветковые (незабудки, лютик, альпийский лисохвост, камнеломка, желтый полярный мак и др.), а в восточной – моховые растения.  Несмотря на переувлажнение климата и почв, растения испытывают явления физиологической сухости. Холодная вода хоть и в избытке, но не может потребляться растениями. Больше растений встречается у нор леммингов и гнездовий чаек, т.е. там, где в почве содержится запас органических  веществ.
Животный мир также беден. В ледяной зоне нет рептилий и амфибий. Животные, кроме белого медведя, не впадают в спячку. На  скалистых берегах летом гнездятся колониями морские птицы, образуя птичьи базары. Насчитывается 16 видов птиц: кайры, чистики, гага, полярные совы. Есть мухи, комары, шмели. В водах – моржи, тюлени, нерпы. Белый медведь – живая эмблема Арктики. Освоение Арктики потребовало охраны белого медведя. На острове Врангеля, главном «родильном доме» белых медведей, организован заповедник.  Белый медведь занесен в Красную книгу. У берегов Чукотки сохранилось небольшое  стадо гренландского кита. Они также подлежат охране. Подводным пахарем называют моржа. Бивнями, имеющими длину до 80 см, он перепахивает грунт на морском дне и добывает себе пищу.  Морж также внесен в Красную книгу.
Население зоны крайне редкое, его основное занятие – промысел морского зверя, птиц и рыболовство.
Когда наступает лето, солнце круглые сутки разъедает зимние запасы снега. С ними тает и верхний слой льда. Вода, чистая и пресная, собирается в лужи и целые озера небесно-голубого цвета. Это «снежицы», сквозь которые просвечивает старый  многолетний лед. Непривычного человека удивляет, как это при небе, закрытом серым слоем облаков, всюду: в снежицах, трещинах и углублениях – светится его голубой цвет. Незабываемое, красивейшее явление полярной природы! Оно всегда привлекает художников, но показанное на выставке, вызывает реплику: «Не может быть!» По мнению многих, Север не имеет права быть прекрасным, коли он суров.

Пустыня  умеренного пояса (южная)

Природная зона  пустынь умеренного пояса в России занимает лишь северное побережье Каспийского моря, от устья Терека до государственной  границы с Казахстаном.  Это крайне засушливые  области нашей страны. В результате неправильного выпаса  скота площадь этой зоны увеличилась. Сейчас это пустыня является крупнейшей в Европе.
Пустыни отличаются изобилием тепла и солнечного света и недостатком влаги. Средняя температура января –5° –0°. Средняя температура июля – +25° –+30°. Осадков обычно выпадает менее 150 мм в год. Испаряемость составляет 1000 мм, коэффициент увлажнения – 0,1-0,3.
Почвы пустынь – сероземы. В почвах, под влиянием сильного солнечного нагрева поверхности земли и испарения, преобладают подъем растворов и концентрация солей на поверхности,  что приводит к засолению. 
Растения пустынь хорошо приспособлены к засухе. Листья у них мелкие, в виде небольших чешуек или колючек, у некоторых растений на листьях есть восковой налет, и поэтому они мало испаряют воду. Чтобы добыть необходимую влагу, растения пускают длинные корни (от 10 до 30 м длины). Корни многих растений плотно прикрыты приросшими к ним сцементированными песчинками и таким образом защищены от высыхания в случае обнажения. Некоторые растения – перекати-поле – приобрели способность перемещаться.  Много в пустынях однолетних растений (лютиковые, злаки, маковые) и многолетних, преимущественно луковичных и корневищных (тюльпаны, ирисы, песчаная осока). Эти растения развиваются ранней весной, когда поверхностный слой почвы еще бывает влажным; на лето они замирают.
Животный мир пустыни также приспособился к суровым условиям жизни. Животные имеют покровительственную окраску под цвет песка: летом желтую или темно-бурую, зимой – серо-беловатую; быстро передвигаются (сайгак, джейран, кулан, тушканчик), довольствуются скудной пищей и могут долгое время обходиться без воды.  Многие пресмыкающиеся в наиболее засушливое и холодное время впадают в спячку (черепахи, варан). Ящерицы и змеи в минуту опасности обладают способностью  быстро зарываться в песок.
Хозяйственное использование пустынной зоны ограничено засушливыми климатическими условиями. Здесь на орошаемых землях возможно лишь  оазисное земледелие.  Пустыни  также являются ценными пастбищами для овец и верблюдов.

Сравнение  природы пустынь  России

Арктическая пустыня

Линии сравнения

Пустыня умеренного пояса

 

Географическое положение

 

 

Климат

 

 

Почвы

 

 

Растительный мир

 

 

Животный мир

 

 

Основные виды хозяйственной деятельности

 

4. Стадия «Рефлексия»

– Что общего в природе северных и южных пустынь?
– Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям арктической пустыни?
– Как растения и животные приспособились к экстремальным условиям южной  пустыни?
Учащиеся снова обращаются к утверждениям, которые обсуждали в начале урока.
– Какие утверждения подтвердились?
– В чем вы ошибались?

5. Завершение урока

– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вас удивило? Что заставило задуматься?

Домашнее задание.

Читать еще:


Новые материалы:

Основы физиологии кожи и волос. "Болезни волос" :: Урок технологии в 6-м классе "Изготовление изделия из тонколистового металла" :: Мастер-класс по технологии "Домовой" :: Информационные технологии на уроках. Урок по теме "Хлеб. Розничная торговля продовольственными товарами" :: Цветы, которым не страшны морозы :: Еретики ( The Heretics ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Мебель для прихожей/Тумбы для обуви / Васко / Обувница Васко ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD