Урок географии по теме "Рельеф Иркутской области" : География

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: расширить географическую картину Иркутской области на примере изучения особенностей рельефа родного края.

Задачи:

  1. Изучить основные понятия по теме.
  2. Расширить представления учащихся о неровностях Прибайкалья, как части Иркутского амфитеатра Сибирской платформы.
  3. Развивать интерес к картографическим изысканиям по теме рельеф и тектонические особенности территории.
  4. Воспитывать добросовестное отношение к учебе, формирование чувства коллективизма через совместную деятельность.
  5. Поставить перед учениками проблему об особенностях формирования форм рельефа при соответствующих тектонических структурах.

Предметные результаты: знать основные понятия, уметь аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками картографической информации, практическая работа с контурной картой.

Основные термины и понятия: рельеф, ландшафт, орография, Иркутский амфитеатр, траппы, голец.

Оборудование: мультимедийная презентация; учебник "География Иркутской области" В.М. Бояркин, Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство"; дополнительный материал; атлас; видеоролики.

Средства: формальные (аудиторные – занятие).

Планируемые результаты:

Методические условия успешного проведения занятий:

Оформление кабинета: Выставка иллюстраций форм рельефа Иркутской области.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

По традиции начинаем урок с тестового контроля по ранее изученной теме «Полезные ископаемые Иркутской области». Перед вами задача: ответить на вопросы теста, внимательно выбирая варианты ответов. Приступаем к работе. (5 минут) Учитель проверяет работу учащихся.

Итоги тестового контроля (количественные).

Приложение 1

Чем выше в гору, тем Байкал видней.
Вдали вода прозрачность потеряла
И кажется мерцанием металла,
Что выплавлен из наших дум и дней.

Чем выше в гору – тем видней окрест,
Всю суетливость погасили воды,
Возник пейзаж простора и свободы,
как испытанье, как особый жест…
Марк Сергеев

II. Изучение нового материала.

Учитель: Прослушав стихи замечательного иркутского поэта Марка Сергеева, скажите, пожалуйста, какую цель мы можем поставить сегодня на урок?

Предположения воспитанников – изучение неровностей, ландшафта, рельефа Иркутской области…

Учитель: Тема нашего урока – «Рельеф Иркутской области».

Слайд 1 Презентация

Прежде чем приступить к изучению данной темы, давайте подумаем, что в себя включают эти понятия: ландшафт, рельеф, дайте определение этим понятиям.

Ответы учащихся…

В физической географии есть раздел, который занимается описанием и классификацией форм рельефа по их внешним признакам и взаимному расположению вне зависимости от происхождения – это орография. Приложение 2

В орографическом отношении территория Иркутской области контрастно делится на две части: большую  равнинную, расположенную в пределах Среднесибирского плоскогорья, и меньшую, занятую горами Восточного Саяна и Прибайкалья. Южный выступ Среднесибирского плоскогорья, обрамленный горами с юго-запада и юго-востока, получил название Иркутского амфитеатра.

Слайд 2

Что такое амфитеатр? (предположение учащихся)

Почему Южный выступ Среднесибирского плоскогорья получил такое название?

Работа с тектонической картой Иркутской области.

Задание 1.

Слайд 3

Работая с приложение 3 физической и тектонической картами атласа Иркутской области, заполните таблицу.

Тектоническая структура Форма рельефа Абсолютная высота
Сибирская платформа    
Саяно-Байкальский складчатый пояс    

Сделайте вывод по таблице о взаимосвязи тектонических структур и рельефа.

Учитель: Давайте подведем итог вашей работы. Разделение на две резко отличные части территории Иркутской области обусловлено различным геологическим строением. Среднесибирское плоскогорье в тектоническом отношении соответствует Сибирской платформе, испытавшей на последних этапах геологической истории общее поднятие, не одинаковое в разных частях.

В связи с этим и рельеф плоскогорья многообразен: в одних местах это плоская равнина, в других – горная страна с крутосклонными речными долинами и узкими водораздельными грабенами. Все плоскогорье можно разделить на следующие орографические районы:

Выводы учащихся. По мере характеристики форм рельефа Среднесибирского плоскогорья в пределах территории Иркутской области, учащимся предлагают посмотреть видеофрагмент Лено-Ангарского плато.

Видео №1

Учитель: Около трети территории занято складчатыми формами рельефа.

Это: Выводы учащихся.

По мере характеристики форм рельефа Саяно-Байкальского складчатого пояса учащимся предлагают посмотреть видеофрагменты

Видео №2

Задание 2

Слайд 4

Нанесите на контурную карту орографические единицы:

Хребты: Восточный Саян, Хамар-Дабан, Приморский, Байкальский, Акиткан, Кропоткина, Делюн-Уранский, Кодар.

Возвышенность: Онотская.

Нагорья: Северо-Байкальское, Патомское.

Плато: Олхинское, Ангаро-Ленское, Бирюсинское, Приленское.

Кряжи: Ангарский, Ковинский.

Равнины и низменности: Иркутско-Черемховская и Ербогачёнская равнины, Предбайкальская впадина, Мурская низменность.

Указажите, где расположены наибольшая (3 072 м) и наименьшая (158 м) отметки территории Иркутской области.

Приложение 4

Домашнее задание.

Слайд 5

Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания: подготовить материал о землетрясениях на территории Иркутской области,

Стр. 27-30 учебника "География Иркутской области" В.М. Бояркин, Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство".

Рефлексия.

Слайд 6

Можете заполнить всё, а можете заполнить только, что затронуло вас.
Сегодня я узнал…. Я научился…
Я выполнял задание… У меня получилось…
Я понял… Я удивился…
Теперь я могу… Мне захотелось…
Я почувствовал… Я попытался…
Я приобрёл… Урок дал мне для жизни…

Обсуждение результатов работы. Учитель задает ребятам вопрос: нужна ли знать рельеф своего родного края? Почему? Где, в какой области деятельности должен человек применить свои знания о формах рельефа и особенностях орографии представленной территории? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Выставление и комментирование оценок.

Слайд 7

Спасибо за урок!

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в 3-м классе по теме: "Виды треугольников" :: Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся :: Урок по математике во 2-м классе на тему "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" :: Урок по курсу: "Мы и окружающий мир". Тема: "Зимующие птицы" :: Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Как создаются мультфильмы". Сказка-сценарий А.Курляндского "Ну, погоди!" :: Белый парень Рик (White Boy Rick), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / Бюрократ / Стул компьютерный CH-296/PENCIL-BL ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD