Программа эколого-географического кружка "Экология моего города" : География

Введение.

Программа «Экология моего города" связана, прежде всего с изучением экологии природы и хозяйства родного города и района. При этом учащиеся овладевают основами диалектико-материалистического понимания взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом и экологическими знаниями. Программа реализует региональный компонент эколого-географического образования в 6-м классе, направлен на реализацию социального заказа общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле.

Структура и содержание занятий учитывают возрастные особенности учащихся, реализует межпредметные связи с экологией, географией 6-го класса, биологией, краеведением, историей.

Программа предполагает линейно-спиральное построение, при котором материал будет рассматриваться последовательно на нескольких уровнях, от истории воздействия человека на первозданный природный ландшафт города до новейшего этапа.

Цели:

  • формирование комплексных знаний и умений учащихся экологического содержания на примере своего города;
  • воспитание нравственности и гуманизма к природе, гражданственности и патриотизма к своему городу.

Задачи:

  1. Формирование знаний об особенностях природных компонентов и природного комплекса своего города, его значении для жизни и труда человека, необходимости рационального использования и охраны.
  2. Формирование эко-гуманистического мировоззрения на примере своего города.
  3. Формирование практических умений наблюдения за природными, производственными и социальными объектами и их влиянием на природную среду.
  4. Оценка экологического состояния города в масштабах области, страны.

Цель и задачи курса определили крупные разделы в содержании программы:

  1. "Территория города в прошлом"
  2. "Географическое положение города"
  3. "Природные и экологические условия города и района"
  4. "Население и хозяйство".

Основные подходы изучения программы.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный, личностно – ориентированный, гуманистический, экологический.

Комплексный подход дает возможность целостного и, вместе с тем, разноаспектного изучения города и района. В содержании курса введены вопросы о природе, населении, хозяйстве г. Выксы. Однако эколого-географическая составляющая курса является доминирующей, что обусловлено тесной взаимосвязью с начальным курсом физической географии в 6 классе, а также возрастными особенностями учащихся.

Личностно-ориентированный подход в ведении "Эколого-географического кружка. Мой город» позволяет индивидуализировать работу учащихся, изменить форму общения учителя и ученика. Изучение тем дает возможность осознать и почувствовать каждому школьнику включенность в жизнь своего города, района, ощутить личную значимость в выявлении и решении некоторых экологических проблем своей местности.

Одним из важнейших принципов построения курса является принцип гуманизации. Центральным и связующим звеном в изучении своего края является человек. Гуманизация содержания прослеживается во всех разделах курса: в изучении природы города Выксы выявляется роль и значение каждого природного компонента в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также его влияния на природу своей местности; в разделе "Население и хозяйство" включены вопросы об особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей города; о наиболее важных отраслях влияющих на природу Выксы. Темы программы пронизаны природоохранным содержанием.

Экологический подход прослеживается через все разделы, определяет междисциплинарность в изучении естественного и искусственного окружения человека. Экологические основы охраны природы рассматривают фундаментальные экологические законы и социальные закономерности, ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Знать/ понимать:

  • особенности географического положения, природы, населения города и района, и ведущие отрасли хозяйства, их центры;
  • природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем своего города; особо охраняемые природные территории своего района;
  • о рациональном использовании и охране атмосферного воздуха, внутренних вод, почв, растительности, животного мира;
  • Современные проблемы охраны природы.

Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные экологические признаки географических объектов и явлений своей местности;
  • выявлять связи между природой, историей освоения и заселения и развития хозяйства своего района;
  • анализировать информацию, необходимую для изучения экологии географических объектов и явлений своего района
  • приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  • составлять краткую эколого-географическую характеристику ландшафтов на основе разнообразных источников информации, форм ее представления, собственных наблюдений;
  • составлять эко-географические проекты;
  • решать простейшие экологические задачи;
  • подкармливать и охранять редкие виды птиц и животных.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

  1. Для учета фенологических и экологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными природными объектами, процессами явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, экологическим состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  2. Для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
  3. Для проведения самостоятельного поиска экологической информации на местности из разных источников информации.

Техническое и методическое обеспечение программы

  1. Выксунский край: история и современность/ [сост.: Н.М. Арсеньев, А.В. Кузнецов; авт. Коллектив: В.М. Арсеньев и др.]. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2007.
  2. Географический атлас Нижегородской области. изд.3., перераб. и доп./ Под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н. Новгород: Верхневолжское АГП, 2005 – 52с.
  3. География Нижегородской области: Учебн. пос. / Науч. ред. Г.С. Кулинич, В.В. Николина – Н. Новгород: ВВКИ, 1991 – 207с.
  4. Второе рождение: К 50-летию города Выксы/Сост. М.М. Рогов/ – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984 – 175с.
  5. Топографические карты города и района.
  6. Фото города.
  7. Архивы Выксунского музея при заводе ВМЗ. Автор Князева Н.А.

Примерное тематическое планирование.

Введение (1 час)

Занятие 1. Цели и задачи предмет исследования. Что изучают юные экологи. Роль экологии в жизни современного общества.

Раздел 1 "Территория города в прошлом". (4 часа)

Тема 1 История освоения города

Занятие 2. Источники знаний о прошлом города и района. Исторические этапы основания территории города. Изменения природных ландшафтов.

Экскурсия №1. Посещение краеведческого музея. Изучение музейных материалов.

Занятие 3. Древние поселения и их занятия.

Занятие 4. Природные ландшафты, как свидетели экологического воздействия на них человека.

Занятие 5. Особенности природопользования на разных этапах развития общества.

Практическая работа №1. Оценка влияния на природную среду первых поселенцев-металлургов.

Раздел 2. "Географическое положение города". (2 часа)

Тема 2. Географическое положение.

Занятие 6. Географическое положение города на карте области, страны.

Практическая работа №2. Определение географического положения района, города, соседних районов области, координат центра, протяженности с Севера на Юг и с Запада на Восток с указанием площади, сравнение территории с другими районами области.

Занятие 7. Проблема совместимости городского ландшафта с законами биосферы.

Раздел 3. Природные и экологические условия города и района (21 час)

Тема 3. Рельеф своей местности. Полезные ископаемые.

Занятие 8. Основные формы рельефа, их происхождение и изменение во времени. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность людей, на особенности природы. Изменение рельефа под влиянием застройки.

Занятие 9. Характерные горные породы, их характеристика.

Практическая работа №3.

Показать основные месторождения полезных ископаемых, выделить экологические последствия добычи.

Экскурсия №2 Посещение разработанного карьера по добычи глины. Оценка его экологического состояния.

Тема 4. Современное состояние и охрана атмосферы.

Занятие 11. Основные особенности климата. Факторы, влияющие на климат района. Экологическое состояние воздушной среды.

Занятие 12. Практическая работа №4. Мониторинг воздушного бассейна города.

Занятие 13. Изменение климата во времени. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей города и района.

Занятие 14. Основные источники загрязнения атмосферы. Охрана атмосферного воздуха.

Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы.

Занятие 15. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, болот, подземных источников. Нерациональное использование водных ресурсов.

Занятие 16. Питание и режим рек. Хозяйственное значение. Экологические проблемы малых рек.

Занятие 17. Пруды. История их возникновения. Хозяйственное использование. Источники загрязнения прудов. Основные меры по рациональному использованию.

Занятие 18. Распространение опасных природных явлений, связанных с водами. Охрана вод.

Практическая работа №5. Выявление источников загрязнения вод своей местности, бережное расходование, предупреждение загрязнений. Обустройство родников.

Тема 5. Почвы, их использование и охрана.

Занятие 19. Значение почвы. Типы почв своего района, их характеристика. Причины истощения и разрушения почв.

Занятие 20. Практическая работа №6. Составление картосхемы различных типов почв на территории города и района.

Занятие 21. Естественные и антропогенные почвы. Проекты по сохранению и улучшению почв.

Тема 6. Рациональное использование и охрана растительного покрова.

Занятие 22. Природные зоны в пределах, которых находится район, город.

Основные типы растительности. Природные и антропогенные ландшафты.

Занятие 23. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Экологическое состояние растительности парков, посадок. Растения, занесенные в Красную книгу. Проекты по сохранению и улучшению растительного мира.

Экскурсия №3. Выявление видового состава растений городской посадки и их зарисовка и описание экологического состояния.

Тема 7. Животный мир и его охрана.

Занятие 24. Животный мир природных зон района. Причины вымирания животных.

Занятие 25. Объекты охотничьего промысла. Животные, занесенные в Красную книгу. Домашние животные и проблемы их содержания в городе.

Занятие 26. Составление проектов по охране редких животных. Посещение Выксунских природоохранных зон.

Тема 8. Охраняемые природные территории.

Занятие 27. Типы охраняемых территорий и их характеристика. Выксунский заказник. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и др.

Занятие 28. Практическая работа №7. Комплексная характеристика памятника природы "Рожнов бор". Составление правил поведения и проектов по его сохранению.

Раздел 4. Население и хозяйство. (7 часов)

Тема 9. Население района и его влияние на окружающую среду.

Занятие 29. Социальные особенности экологических связей населения.

Занятие 30. Основные демографические процессы. Проблемы городского жителя. Экологическая этика.

Творческая работа. Сочинения на темы: Парк и житель города. Мусор в городе и др.

Тема 10. Хозяйство города и его влияние на природу.

Занятие 31. Развитие промышленности с учетом природных особенностей. География первых производств района. Крупные предприятия и их влияние на экологию города.

Занятие 32. Развитие земледелия, животноводства и его влияния на окружающую среду.

Занятие 33. Виды транспорта. Степень загрязнения воздушного бассейна города.

Занятие 34. Характеристика экологического состояния городской зоны. Перспектива развития.

Практическая работа №8. Эколого-географическая характеристика одного из местных предприятий.

Занятие 35. Разработка проектов по улучшению качества экологического состояния города.

Литература:

  1. Архивы Выксунского музея при заводе ВМЗ. Автор Князева Н.А.
  2. Баканина Ф.М., Лукина Е.В., Насосова Н.И., Селивановская Т.П., Смирнова А.Д. Заповедные места Нижегородской области/ Ф.М. Баканина, Е.В. Лукина, Н.И. Насосова, Т.П. Селивановская, А.Д. Смирнова.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн.из-во, 1999.
  3. Вода и ее значение. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования детей./ Сост. Л.А. Хабибуллина, Р.Д. Хабибуллин/Под ред. Р.Д. Хабибуллина.- Нижний Новгород: Изд. Ю.А.Николаева, 2005.-24с.
  4. Второе рождение: К 50 летию города Выксы/Сост. М.М. Рогов/- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984-175с.
  5. Географический атлас Нижегородской области. изд.3., перераб. и доп./ Под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н. Новгород: Верхневолжское АГП, 2005-52с.
  6. География Нижегородской области: Учебн. пос. / Науч. ред. Г.С. Кулинич, В.В. Николина – Н. Новгород: ВВКИ, 1991 – 207с.
  7. Города нашей области. – Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1974.-304с.
  8. Два выходных и солнце. Маршруты путешествий по Горьковской области/_Сост. Е.А. Лобочева, А.И. Климов. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1969.-152с.
  9. Записки краеведов. – Горький: Волго-Вятское изд-во, 1975.-184с.: ил.
  10. Записки краеведов./ Сост. Н.И. Куприянова, Л.И. Шиян. – Н. Новгород: Волго-Вятское изд-во, 1991.-271с.:ил.
  11. Кулинич Г.С., Фридман Б.И. Геологическое путешествия по Горьковской земле – Горький: ВВКИ, 1990, 192 с.
  12. Любов М.С., География Нижегородского края: Учебное пособие./ М.С. Любов. – Арзамас: АГПИ, 2004.-97 с.: ил.
  13. Морохин Н.В., Павлов Д.Г. Нижегородский топонимический словарь (для школьника). – Н.Нвогород: Фирма "Просвещение", 1993.-45 с.
  14. Николина В.В., Шалфицкая Г.П. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: Учеб.пособие. – Н.Новгород: Изд-во Волго-вятской академии гос. службы, 2002.-72 с.
  15. Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№2107 "География"./М.А. Никонова. – М.: Просвещение, 1985.- 127 с., ил.
  16. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области./ Сост. Бакка А.И., Бакка С.В. – Н.Новгород: Экологический центр "Дронт", 1997.
  17. Программы о изучению родного края (Кировская область). Авт.: А.Г.Щурыгина. Г.М.Алалыкина, В.И.Колчанова.1997.
  18. Программа "Географическое краеведение. Нижегородская область". Авт.:Кнутова Н.В, Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б., Беляева Т.К.2006.
  19. Родной край: Книга для внеклассного чтения по природоведению и истории Горьковской Области. IV класс/ Сост. Т.И. Пелевина. – Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1983.-95 с.
  20. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей./ А.З. Сафиуллин. М.: Просвещение, 1979.-127 с., ил.
  21. Терентьев А.А., Колкутин В.И. Климат конца ХХ века в средней полосе Нижегородской области (Городец. Семенов. Нижний Новгород. Павлово. Лысково. Воскресенское). В помощь учителю, студенту, школьнику./ А.А. Терентьев, В.И. Колкутин. – Н.Новогород: Изд-во "Вектор-Тис", 2004.-374 с.
  22. Туристско – краеведческие кружки в школе: метод указания для руководителей/ И.А.Верба, Я.Б.Галкин и др.; Под ред В.В.Титова. – М.: Просвещение, 1988. -160с.
  23. Хореев Б.С., Горьковская область: природа, население, хозяйство. Экономико-географические очерки./ Науч.ред. С.И.Прохоров. – Горький: Горьк.кн.изд-во, 1964.-240с.
  24. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии: (из опыта работы). – М.: Просвещение, 1980.-112 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Сочинение-рассужение по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар". 11-й класс :: Урок-практикум "Лингвистический анализ текстов публицистического текста". 11-й класс :: Урок русского языка по теме "Словосочетание как единица синтаксиса" :: Повторение орфографических норм, их группировка на основе принципов правописания :: Методика и алгоритмы развития универсальных учебных действий. Работа в группе :: Танкисты, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Мебель/Детская/Детские комнаты/Комнаты для подростков / Darek / Гарнитур для детской Darek ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD