Урок географии в 6-м классе по теме "Землетрясения" : География

Урок географии в 6-м классе по теме "Землетрясения" : География

Цели:

  • дать представления о стихийных явлениях в литосфере, раскрыть их причины и следствия;
  • познакомить с распространением этих явлений на земном шаре;
  • сформулировать правила личной безопасности в районах стихийных бедствий.

Задачи: познакомить учащихся с землетрясением; изучить причину землетрясения; сформировать понятия “эпицентр”, “очаг”; формировать представление о непрерывном развитии земной коры; изучить основные характеристики землетрясений, показать опасность землетрясений для жизни людей и хозяйственной деятельности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Оборудование: Физическая карта мира, атлас, контурная карта, презентация, компьютер, проектор, экран, дидактический материал, справочники и энциклопедии.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. Я буду называть предметы, а вы проверьте их наличие: Учебник, тетрадь, атлас, дневник, пенал. Вы готовы!

II. Проверка домашнего задания географический диктант.

1. Географический диктант.

Используется интерактивная доска, вопросы написаны с левой стороны, а ответы с правой, закрытые шторкой, для проверки шторку открывают.

  1. Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? (Гранит, базальт, пемз, туф, габбро и др.)
  2. Назовите осадочные породы органического происхождения. (Уголь, торф, нефть, известняк, мел и др.)
  3. Назовите осадочные породы химического происхождения. (Соли.)
  4. Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур? (Метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит.)
  5. Земля состоит из ... (трех) слоев.
  6. Внутри Земли находится ... (ядро).
  7. В раскаленном до 2000 °С и более находятся ... (мантия и ядро).
  8. Верхняя оболочка Земли. (Литосфера)
  9. Самая верхняя часть литосферы. (Земная кора.)
  10. Мощность больше у материковой или океанической земной коры? (У материковой.)
  11. Какой слой горных пород отсутствуют в океанической земной коре? (Гранитный.)
  12. Какая оболочка начинается от астеносферы? (Литосфера.)
  13. Какую глубину имеет самая глубокая скважина? (15 км.)
  14. Вычислимте температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна -20°С, а глубина шахты 1000 м. (1000 : 100 = 10; 10 ? 3 = 30; 30 – 20 = 10°С.)

2. Изучение нового материала

Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием “яркое пятно”. Зачитывается отрывок из дневника американского журналиста:

“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные...Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.

3. Вопросы для обсуждения:

Кто догадался, о чем пойдет речь? (о землетрясениях)

Что в тексте вас навело на эту мысль? (земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).

Сформулируйте тему урока. (тема урока – “Землетрясения”).

Что вы хотите узнать о землетрясениях? На какие вопросы нужно ответить?

В результате подводящего диалога формулируется план изучения темы урока:

  1. Причины землетрясений.
  2. Как происходит землетрясение.
  3. Меры безопасности при землетрясениях.

Тема урока и вопросы плана вывешиваются на доску.

III. Работа в группах 

У нас сегодня не простой урок, а научно-практическая конференция, на которой присутствуют ученые-сейсмологи. Кто такие сейсмологи? (ученые, изучающие движение земной коры).

Вопросами конференции являются вопросы плана, зафиксированные на доске.

Класс делится на группы:

1 группа – геологи - они рассказывают о причинах возникновения землетрясений, используя приготовленные справочники и энциклопедии.

План выступления:

  1. Что такое землетрясение
  2. Причины возникновения
  3. Что такое очаг землетрясения
  4. Что такое эпицентр землетрясения

2 группа – сейсмологи  – они изучали землетрясения на местности, и расскажут о том, как они происходят, используя текст учебника, схему “Землетрясения”, вопросы с заданиями:

  1. Каким прибором измеряется землетрясение?
  2. Как известно, сила землетрясения оценивается в баллах. Укажите, к каким последствиям приводят землетрясения разной силы: 1–2 балла; 5-6 баллов; 9 баллов; 11-12 баллов.
  3. Объясните, почему землетрясения называют катастрофическими бедствиями?

Как же предсказать грозящее бедствие?

Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.

Признаки близкого землетрясения:

  • резкое изменение уровня воды в водоемах или ее помутнение;
  • запах газа в районах, где раньше этого не было;
  • беспокойство птиц и домашних животных;
  • слабые толчки земной поверхности;
  • нарушение работы радио, телеграфа, электромагнитных приборов;
  • телевизоры берут программы других стран.

В Японии очень часто происходит землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно , мечутся, выбрасываются из воды.

В Индонезии растёт королевская примула – замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.

Перед выступлением представителей третьей группы включается видеосюжет об опасных ситуациях в жилых домах во время землетрясения. Докладчики рассказывают о мерах предосторожностях, которые необходимо проявлять во время стихийных явлений.

Очень важно знать любому человеку правила безлопастного поведения во время землетрясения.

3 группа – спасатели  они расскажут о том, как необходимо себя вести во время чрезвычайных ситуаций. Свой рассказ они иллюстрируют схематическими рисунками, которые показывают, что надо делать при землетрясениях, а что категорически запрещено.

На подготовку дается 5 минут.

4. Презентация материала группами

Учащиеся - представители от каждой группы делают сообщение по заданной теме, остальные участники конференции слушают и задают вопросы.

Перед выступлением представителей третьей группы включается презентация об опасных ситуациях в жилых домах во время землетрясения. Докладчики рассказывают о мерах предосторожностях, которые необходимо проявлять во время стихийных явлений.

5. Закрепление изученного материала на практике

 А вы сталкивались в жизни с землетрясениями? Какие меры предосторожности вы применяли? (еще раз проговорить меры безопасности при землетрясениях).

Включается аудиозапись: “Внимание! Внимание! В районе нашего населенного пункта отмечаются подземные толчки! Примите меры предосторожности!”

Учащиеся должны продемонстрировать знания действий при чрезвычайных ситуациях.

После игрового момента необходимо проанализировать действия учащихся.

6. Рефлексия

- Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой вначале урока?

- Существуют ли живые сейсмографы?

- Где растет “Цветок смерти”?

- Я хочу узнать, как изменилось ваше настроение в конце урока? (смайлики)

Оценивание, выставление оценок за работу на уроке (дневники).

Домашнее задание: провести тренировочное задание дома с членами своей семьи.

Приложение 1

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Музыкальный творческий проект "День защитника Отечества" :: Урок музыки в 5-м классе "Романса трепетные звуки" :: Искусство и природа. 5-й класс :: Музыка американского народа Джаз. Урок «В музыкальном театре» «Джаз – это жизнь» :: Комплексный анализ текста при повторении темы "Сложные предложения с разными видами связи" :: ПираМММида, 2011 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный KARULA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD