Модульный урок «Природные ресурсы и население Зарубежной Европы» : География

Модульный урок «Природные ресурсы и население Зарубежной Европы» : География

Цель: формирование представления о природно-ресурсном и демографическом потенциале Европы.

Задачи:

  • продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации;
  • развивать умения систематизации материала, выделения главного;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебно-наглядный комплекс: социально-экономическая карта зарубежной Европы, карты народов мира и плотности населения, атласы и контурные карты 10 кл., учебный диск “Электронные уроки и тесты. География. Европа”, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный этап: сообщение темы урока, целеполагание.

2. Характеристика природных ресурсов Европы.

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий
УЭ - 1. Характеристика ресурсообеспеченности Европы. Прочитайте текст учебника на с. 24 – 25 об обеспеченности Европы природными ресурсами.

Ответьте на вопрос 2 в рубрике “Сложные вопросы” (объясните причины истощённости природных ресурсов Европы).

УЭ - 2. Минеральные ресурсы. а) Прочитайте текст учебника на с. 25 (абзацы 2,3) о запасах минерального сырья в Европе.

Определите по карте атласа основные бассейны топливных и рудных полезных ископаемых региона.

б) Познакомьтесь с информацией о Рурском бассейне (фрагмент диска).

в) Выполните задание 1 (“Поработаем с картой”).

УЭ - 3. Водные ресурсы. Познакомьтесь с информацией на диске о водных ресурсах Европы.

А) Назовите крупнейшие речные системы Европы.

Б) Какие территории Зарубежной Европы испытывают недостаток водных ресурсов? Объясните, почему.

УЭ - 4. Почвенные, лесные ресурсы Зарубежной Европы. Используя текст учебника (с. 25 – 26), выполните тестовые задания:

1) Низкая обеспеченность европейских стран почвенными ресурсами объясняется:

А) небольшой площадью стран и значительной численностью населения,

Б) неблагоприятными климатическими условиями,

В) высоким уровнем развития промышленности.

2) В каких странах Европы находятся наиболее плодородные почвы:

А) В Болгарии и Италии,

Б) в Польше и Финляндии,

В) в Великобритании и Бельгии.

3) Каким образом приморские страны Европы решают проблему нехватки земли:

А) путем вырубки лесов и использования освободившихся территорий,

Б) путём осушения морских акваторий и дальнейшей защиты этих земель от наводнений,

В) путём восстановления карьеров и отвалов, образующихся при добыче полезных ископаемых.

4) Наибольшими запасами лесных ресурсов обладают:

А) Испания и Польша,

Б) Германия и Франция,

В) Финляндия и Швеция.

5) Какое высказывание о лесных ресурсах является НЕВЕРНЫМ?

А) На территории Европы сосредоточены значительные площади лесных ресурсов.

Б) лесные массивы в Европе сохранились на Скандинавском полуострове.

В) Слабая обеспеченность Европы лесными ресурсами объясняется интенсивной вырубкой лесов в последние два столетия.

Ответы: 1 – а, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – а.

3. Население Европы.

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий
УЭ - 1. Численность населения Европы, естественный прирост. Познакомьтесь с информацией на диске о темпах роста населения Европы.

Проанализируйте статистические данные по прогнозу численности населения Европы (см. приложение).

Ответьте на вопросы:

1) Какие показатели естественного прироста характерны для европейских стран?

2) Каким образом изменится численность населения в Европе к 2050 г.? В каких странах произойдёт максимальное сокращение населения?

УЭ - 2. Национальный состав. Прочитайте текст учебника о национальном составе населения Европы (с. 27 – 28).

1) С помощью карты состава населения Европы (рис. 8 учебника) выполните задание 2 – “Поработаем с картой”.

2) Составьте схему (приведите примеры стран):

Страны Европы

  1. Однонациональные
  2. Многонациональные
УЭ - 3. Религиозный состав населения Прочитайте текст учебника о религиозном составе населения Европы (с. 28, 2 абзац).

Используя карту атласа “Религии мира”, заполните таблицу (приведите примеры стран).

Табл. Религиозный состав населения Европы.

Христианство Ислам
Православные Католики Протестанты  
УЭ - 4. Плотность населения Познакомьтесь с информацией о размещении населения Европы на диске, прочитайте текст учебника на с. 28 (3 абзац). Ответьте на вопросы:

1) Объясните причины высокой плотности населения в странах Европы.

2) Какие районы Европы имеют меньшую плотность населения. Объясните, почему?

Выполните задание:

Из факторов, влияющих на распределение населения в Зарубежной Европе, выберите 3 наиболее главных:

А) наличие низменных районов,

Б) наличие пустынь и полупустынь,

В) территории с краснозёмами,

Г) высокий уровень экономического развития,

Д) принудительное перемещение населения,

Е) мягкий климат,

Ж) наличие месторождений нефти и железных руд.

Ответы: а, г, е.

УЭ - 5. Европа – район интенсивных миграций Прочитайте текст учебника на стр. 28 (абзацы 4-5).

Выполните задание 4 - “Сложные вопросы” (расскажите о миграционных процессах в Европе).

УЭ - 6. Европа – самый урбанизированный регион мира А) Познакомьтесь с информацией об уровне урбанизации европейских стран на диске.

Выполните задание:

Распределите европейские страны по 3 группам в зависимости от уровня урбанизации:

1) Голландия а) Низкий уровень урбанизации

2) Португалия б) Средний уровень урбанизации

3) Франция в) Высокий уровень урбанизации

4) Польша

5) Чешская Республика

6) Албания

Ответы: а – 2, 6; б – 3, 4, 5; в – 1.

Б) Прочитайте текст учебника о формировании мегалополисов в Европе (1 часть, с. 66), на контурной карте подпишите городские агломерации, образующие Английский и Рейнский мегалополисы.

УЭ - 7. Итоговое задание по населению Европы Выберите из приведённых утверждений верные:

А) Для Европы характерны низкие показатели естественного прироста населения, в некоторых странах – убыль населения.

Б) Рост доли молодёжи в населении.

В) Высокая доля пожилых людей.

Г) Преобладание мужского населения над женским.

Д) В регионе большое количество стран являются однонациональными.

Е) В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство.

Ж) Для стран Европы характерна низкая плотность населения.

З) Средний уровень урбанизации в европейских странах приближается к 80%.

И) Зарубежная Европа – регион интенсивных трудовых миграций.

Ответы: а, в, д, е, з, и.

4. Домашнее задание:

Оформите контурную карту “Природные ресурсы Зарубежной Европы”:

1. Покажите условными знаками размещение основных видов минеральных ресурсов. Подпишите названия месторождений.

2. Подпишите названия крупнейших рек Европы.

3. Выделите штриховкой размещение лесных ресурсов.

Приложение. Прогнозируемая численность населения стран Европы.

Страна 2001 г., тыс. чел. 2050 г., тыс. чел. 2050 к 2001, %
Австрия

Албания

Андорра

Белоруссия

Бельгия

Болгария

Босния и Герцеговина

Великобритания

Венгрия

Германия

Греция

Дания

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Латвия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Македония

Мальта

Молдавия

Монако

Нидерланды

Норвегия

Польша

Португалия

Россия

Румыния

Сан-Марино

Словакия

Словения

Украина

Финляндия

Франция

Хорватия

Чехия

Швейцария

Швеция

Эстония

Югославия

Европа в целом

8151

3501

68

10350

10259

7707

3922

59648

10106

83030

10624

5353

3841

278

40038

57680

2385

3611

33

443

2046

395

4432

32

15981

4503

38634

10066

145470

22364

27

5415

1930

48760

5176

59551

4334

10264

7283

8875

1423

10667

728666

6136

4609

69

9100

7609

5905

2833

54116

7684

57429

8362

4476

3600

279

29405

38290

1659

3083

31

360

1977

325

4811

34

12976

4012

36465

7256

121777

18483

27

5215

1484

39096

4170

48219

3486

8626

5614

8052

1047

9798

587985

75,3

132

101

87,9

74,2

76,6

74,1

90,7

76

69,2

78,7

83,6

93,7

100,4

73,4

66,2

69,5

85,3

93,9

81,3

96,6

82,3

108,6

106,3

81,2

89,1

94,4

72,1

83,7

82,6

100

96,3

76,9

80

80

80

80

84

77

90

73

91

80

Литература.

  1. Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 2. Региональная характеристика мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.: ООО “Русское слово – учебник”, 2013.
  2. Максаковский В. П. География мировых природных ресурсов// География в школе. – 2006. -  № 5, № 6, № 7.
  3. Прозорова Н. Н. Пресс-конференция на тему “Западная Европа: вчера и сегодня”// География в школе. – 2008. - № 4.
  4. Раковский С.Н. Мировое население в конце XX – начале XXI в.: международные миграции, урбанизация, качество населения // География в школе. – 2008. - № 4, № 5.
  5. Раковский С.Н. Население мира в конце XX – начале XXI в. Население и рост// География в школе. - 2002. - № 2.
  6. Страны мира. Энциклопедия. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2008.
Читать еще:


Новые материалы:

Конспект урока литературного чтения в 3-м классе "Устное творчество русского народа. Проверь себя — обобщение по разделу" :: Урок технологии во 2-м классе "Наши русские матрешки" :: Открытый урок русского языка, 3-й класс (1–4) "Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки" :: Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа" :: Текстовое приложение к УМК "Das Deutschmobil" :: Жестокие мечты ( Mean Dreams ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столики со стульчиками / FunDesk / Набор учебный Piccolino Blue ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD