Методическая разработка урока по теме "Религии народов России". 8-й класс : География

УМК: География России. Природа и население/ под редакцией А.И Алексеева. /Москва “Дрофа”
Межпредметные связи: История, обществознание, МХК, информатика и ИКТ.
Тип урока: Изучение нового материала
Технология: Информационно - коммуникационная
Методы: Проблемно – исследовательский, метод сотрудничества
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Цели: Создать условия для развития информационной компетентности учащихся, сформировать представление о религиях народов России.
Задачи: - Научить учащихся выбирать источник знаний, систематизировать полученные знания, научить анализировать текстовый материал, работать с дополнительными источниками информации.

- Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Планируемые образовательные результаты: Предметные:

- ученик узнает основные религии, сможет приводить примеры, работать с картой

- сможет объяснять значение понятий: “религиозный состав”, “традиционные религии”,

- показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;

- приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;

Метапредметные :

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу с помощью технических средств и информационных технологий;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей.

Личностные:

- формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

- развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Православие, ислам, буддизм, иудаизм, миссионерство, монастырь, собор, лавра, храм, мечеть, дацан, хурул, библия, коран, трипитака.
Необходимое техническое оборудование: Мобильный класс, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор или интерактивная доска, электронные учебники.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Рекомендации
Ребята! На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 160 больших и малых народов. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро?

После распада СССР обострились многие межэтнические конфликты, особенно на Северном Кавказе.

Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопрос.

(Проблема межнациональных отношений).

 
Почему именно в этом регионе проблема межнациональных отношений стоит очень остро? Кавказ находится на стыке двух культур, очень много народностей проживает в этом регионе и каждый из них имеет свои обычаи и традиции (Приводят примеры).  
Другая проблема региона - экономическая и финансовая нестабильность и рост безработицы.

Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?

- Итак, мы с вами выяснили, что каждый народ имеет свой язык, традиции, обычаи, а важнейшими признаками этноса являются язык и территория.

Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов РФ, уважение традиций и обычаев каждого народа.  
Я предлагаю вам собрать пазл. Думаю, что он поможет вам определить тему нашего урока. Ребята собирают пазл, определяют тему урока. Если ученики определят раньше тему урока, чем собран пазл, то можно это задание оставить и перейти к следующему этапу урока, так как в конце урока предполагается вернуться к данному пазлу.
Основу духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Что такое религия? Отвечают на поставленный вопрос. (Особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы).  
Религиозный состав населения России складывается из представителей трех мировых религий: христиан, мусульман и буддистов.

Очень часто религия является причиной конфликтов между народами. Как вы думаете, виновата ли какая-нибудь религия в современном терроризме?

Дискуссия (ребята могут дать разнообразные ответы: да, это ислам, нет, религии не виноваты).  
Какие вопросы нужно рассмотреть, чтобы дать аргументированный ответ на поставленный вопрос? Предлагают изучить религии. Историю возникновения религий, символы религий, храмы, мечети - религиозные сооружения и.т.д. Для данного этапа урока предлагаю заготовить карточки, которые могут обобщить высказывания учащихся и в ходе беседы расположить их на доске:

- когда возникла религия

- где возникла религия

- культовые сооружения

- основатели религии

- религиозные символы

- народы, принадлежащие той или иной религии.

II. Изучение новой темы.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Рекомендации
Предлагаю поэтапную работу в группах, раздаю групповые задания.

(5 минут)

1 этап

1 группа – Работа с электронным учебником (интерактивный контент 1), выбирают народы, которые исповедуют буддизм, заполняют свою колонку таблицы.

2 группа - Работа с картой атласа “Религии России”. Определяют народы, которые исповедуют христианство, заполняют свою колонку таблицы

3 группа – Работа с текстом печатного учебника. Выбирают народы, которые исповедуют ислам, заполняют свою колонку таблицы.

Для каждого ученика желательно подготовить рабочий лист (приложение №1), а для группы маршрутный лист (инструкцию для работы). (Приложение №2)
Подводим итог 1 этапа. Предлагаю одному ученику из группы сделать проверку выполненного задания на интерактивной доске. Трое учащихся из разных групп работают на интерактивной доске (выбирают народы, которые исповедуют христианство, ислам, буддизм) и комментируют свою работу, остальные ученики проверяют свою работу и заполняют ту часть таблицы, с которой работали другие группы. Во время подведения итогов снимаю с доски изученные вопросы.
Продолжаем работу в группах, переходим ко второму этапу. 2 этап

1 группа - Работа с текстом печатного учебника (определяют время проникновения каждой религии на территорию России, заполняют таблицу).

2 группа – Работа с дополнительным текстом, определяют время возникновения религий и их основателей, заполняют таблицу.

3 группа – Изучают карту электронного учебника (делают устно анализ карты), с помощью интерактивного контента 2 определяют территории России, где распространен ислам и буддизм.

 
Подводим итог 2 этапа. Трое учащихся из разных групп работают на интерактивной доске и комментируют свою работу, остальные ученики проверяют свою работу и заполняют ту часть таблицы, с которой работали другие группы. Что бы получился логически выстроенный рассказ нужно установить очередность ответов:

2 группа

1 группа

3 группа

Во время подведения итогов снимаю с доски изученные вопросы.

Продолжаем работу в группах, переходим к третьему этапу. 3 этап

1 группа - Работа с картой атласа “Религии России”, определяют территории России, где соприкасаются районы распространения различных религий.

2 группа - Работа с текстом печатного учебника, определяют культовые здания для каждой из религий, заполняют таблицу.

3 группа - Работа с дополнительным текстом, определяют религиозные традиции, священные книги, заполняют таблицу.

 
Подводим итог 3 этапа. Устные ответы представителей групп. Во время подведения итогов снимаю с доски изученные вопросы.
Предлагаю подвести итог работе. 3 ученика – оформляют карту (наносят храмы, мечети, стрелками показывают откуда пришла религия на территорию России)

2 ученика – работают с сервисом “Фабрика кроссвордов”, составляют кроссворд. (инструкция по составлению кроссворда в приложении)

2 ученика - работают с сервисом LearningApps.org

2 ученика составляют описание к пазлу (который собирали в начале урока)

Остальные учащиеся выполняют тестовое задание.

 
После окончания работы предлагаю вспомнить вопрос и ответить на него. Как вы думаете, виновата ли какая-нибудь религия в современном терроризме?

Предлагаю открыть священные книги изученных религий. Раздаю текст.

Работа с дополнительным материалом, анализ текста.

1 группа – 10 заповедей христианства

2 группа – пять столпов  ислама

3 группа – Четыре благородные истины буддизма. (Приложение 3)

 
III. Выводы и обобщение.

Предлагаю высказать свое мнение по данному вопросу.

В заключение  говорю:  “Золотое Правило, проповедуемое шестью религиями мира”, предлагаю учащимся теперь ответить на поставленный вопрос: виновата ли какая-нибудь религия в современном терроризме?

Примерный ответ ребят:

“У терроризма религии нет”

При ответе каждой группы тексты вывожу на доску (экран)

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: Предлагаю самостоятельно выбрать домашнее задание.

1. Работа с коллективной презентацией (с данным классом много путешествовали по стране, посетили Санкт-Петербург, Владимир, Суздаль, Москву, Сергиев Посад и другие города, поэтому коллективную презентацию создаем по материалам собранным в поездках).

2. Исследование: “Чем отличается храм от собора, от церкви?”

3. Решение кроссворда, составленного на уроке.

Приложение 4.

Приложение 5.

Ссылки на задания и инструкции в сети Интернет:

  1. Ссылка на пазл: http://two.flash-gear.com/npuz/puz.php?c=v&id=3301460&k=51531705
  2. Инструкция по работе с сервисом “Фабрика кроссвордов”: https://docs.google.com/file/d/0B2XnPjk-EycvMGZpQUpMMDF6WlU/edit
  3. Упражнение классификация на LearningApps.org http://LearningApps.org/watch?v=porin5d7c16
  4. Коллективная презентация: https://docs.google.com/presentation/d/137b6rEIcrW9ESLtB8x5bRR58fHRlkc7pEUVuV250RcY/edit?usp=sharing
Читать еще:


Новые материалы:

Проектная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства :: Открытый урок по МХК "Графика, ее язык, материалы, изобразительные средства, классификация" для 10-го класса :: Рисование вертолета в школе VIII-го вида :: История, которую рассказал Старичок-Лесовичок :: Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение" :: My Little Pony в кино ( My Little Pony: The Movie ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные столы/Каталог/Столы и стулья/Столы/Компьютерные столы / HomeMe / Стол компьютерный Мерида правый угол вариант №3 (дуб сонома/белый) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD