Географическая площадка как средство для формирования практических навыков у обучающихся 5-х классов : География

Географическая площадка как средство для формирования практических навыков у обучающихся 5-х классов : География

География, как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями знакомить обучающихся с целостным представлением о Земле. От того, насколько эмоционально и ярко начнётся это знакомство, зависит дальнейший ход научного познания.

Курс начальной географии знакомит с основными понятиями, объектами и явлениями физической географии, которые то абстрактны, то удалены на расстояния, то раскинулись по всему земному шару. Такие явления и объекты не всегда доступны для восприятия, а значит трудны как для усвоения обучающихся, так и для объяснения учителем. Поэтому необходимо уделять большое внимание практико-ориентированным урокам. Именно они помогают конкретизировать географические понятия, создавать образные представления об объектах. Создание географической площадки позволяет учителю интереснее проводить такие уроки, а также практические работы, как предусмотренные школьной учебной программой, так и выходят за ее рамки.

Географическая площадка - специально оборудованное место для наблюдений и практических занятий по физической географии. Если посмотреть историю создания учебной площадки, то можно отметить, что широкое распространение она получила в 60-е годы XX века и являлась важнейшим средством изучения курса географии. Но, к сожалению, утратила свою актуальность в конце 20-столетия и на данный момент далеко не все образовательные учреждения оборудуют свои школьные дворы такими площадками.

Географическая площадка представляет собой учебный кабинет, но на природе. Такой кабинет практической направленности был создан в МАОУ «СОШ№7» Южноуральского городского округа Челябинской области. Широкие возможности усвоения обучающимся трудных разделов предмета и овладения важнейшими практическими навыками с помощью географической площадки используются и учителями-предметниками и учителями начальных классов.

Основная цель площадки – это формирование пространственных представлений, навыков ориентирования, умений наблюдать за природными явлениями, выявление между ними связей и закономерностей.

При выборе участка земли должны были соблюдены требования: место открытое, незатененное, достаточно ровное. Территория должна быть ограждена для защиты и сохранности установленных приборов. У площадки сориентированы стороны в меридиональном и широтном направлениях.

С учетом местных условий наиболее близок к оптимальному размеру площадки был выбран участок площадью 12х12м. Составлен проект расположения приборов для установки на площадке, произведены наблюдения и измерения. Изучив рекомендации источников учебной литературы, было отобрано оборудование для практической деятельности обучающихся.

Строительство площадки началось с деревянного ограждения. Западная сторона представляет собой забор-измеритель, для этого через каждый метр она была окрашена в разные цвета. Это позволяет выполнять практические работы.

Задание. Измерив расстояния на глаз, шагами и рулеткой до заданных объектов, занесите данные в таблицу. В конце работы оцените себя.

Измерено расстояние

Определено
на глаз

Измерение
шагами

В метрах
рулеткой

Тропинка от корта до южных ворот школы

 

 

 

Длина южной стороны школы

 

 

 

Расстояние от крыльца школы до западных ворот.

 

 

 

Таким образом, при проведении практических работ забор-измеритель служит для тренировки глазомера, определения длины шага и измерения расстояний.

К установке приборов приступили с центра площадки. Прочертили окружность 2000 мм, установили гномон и столбы, которые указывают основные стороны горизонта. Между вершинами столбов натянули цветные веревки, которые символизируют параллели и меридианы, изображенные на географических картах. (модель местного меридиана и параллели используют в начальном курсе физической географии для демонстрации направления этих линий, а гномон используется для определения направления полуденной линии и высоты солнца над горизонтом).

Для формирования пространственных представлений определили место положения на географической площадке кубическому и квадратному метрам. Такие приборы используются для конкретизации объемных представлений.

Опыт работы показал, что на практико-ориентированных уроках повышенный интерес у обучающихся вызывают наблюдения за погодными условиями и атмосферными явлениями. Содержание и способы деятельности, приборы для их проведения различны по сложности, а потому требуют соответствующей подготовки. В пятых классах наблюдения должны быть простыми, проводиться в более доступной и занимательной форме. Цель практических работ состоит в том, чтобы конкретизировать и закрепить ряд элементарных представлений и навыков через установленные приборы (флюгер, термометр, барометр-анероид и гигрометр).

Задание.

  1. С помощью термометра измерьте температуру в течение суток три раза, каждый день в одно и то же время, данные занесите в таблицу. Вычислите среднесуточную температуру.
  2. С помощью барометра измерьте атмосферное давление. Измерения производите 1 раз в сутки, занесите данные в таблицу.
  3. С помощью флюгера определите направление и силу ветра. Занесите данные в таблицу.

 

Число,
месяц

Температура, 0 С

Направление и сила ветра

АД

Облачность и виды облаков

Виды
осадков

Погодные явления

 

время

Средне-
суточная

 

 

 

 

 

 

13ч

18ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, метеорологические приборы помогают как в составлении ведения дневника наблюдений за погодой, так и в ходе выполнения заданий практической работы.

Снегомерная рейка прибор наблюдения в зимний период. Она помогает обучающимся определять мощность снежного покрова. Флюгер служит не только для определения направления и скорости ветра, но и с его помощью можно определять основные и промежуточные стороны горизонта.

Астрономические и фенологические наблюдения на географической площадке сложны для восприятия пятиклассника, но овладение начальными навыками и умениями необходимы для работы с приборами, потому что в процессе наблюдения можно найти ответ на различные вопросы.

Вопрос: Если вы будете двигаться на Север, в каком направлении вы будете возвращаться?

Вопрос: В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится позади вас?

А солнечные горизонтальные часы, которые установлены на географической площадке, позволят определить солнечное (истинное время), учитывая координаты местности. Благодаря им обучающиеся могут увидеть меридиан точки наблюдения по полуденной линии гномона, а также местное (среднее солнечное) время, используя поправки при расчетах.

Современные условия требуют поиска новых возможностей для работы на географической площадке. Положено начало использования прибора GPS-навигатора, в комплексе с Интернетом который приобретает новый смысл, углубляет содержание предмета географии, а также служит мотивацией познавательного интереса обучающихся.

Уроки, которые проходят на природе никогда не приведут к утомлению обучающихся. Они пройдут активно и продуктивно. Если у обучающихся начальных классов навыки самостоятельной и практической работы еще недостаточно сформированы, то в пятых классах научить их такой работе можно, используя географическую площадку. Она позволяет не только совершенствовать учебно-воспитательный процесс на уроках географии, но и может послужить базой для проведения факультативных занятий и кружковой работы.

Литература

  1. Бекетова С.И., Губеева С.К. Современная школьная географическая площадка. Учебно-методическое пособие. - Казань: 2012 , с.22 – 29.
  2. Будун А.С. Школьная географическая площадка, 2 изд., М., 1960.
  3. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2107 «География». — М.: Просвещение, 1987, с.5.
  4. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. //География в школе №2, 2000, с.67.
  5. Семакин Н.К Географический кабинет и учебная площадка в школе — М, 1973.
  6. Сиротин В.А. Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельного подхода //География в школе №2, 2003, с.54.
  7. Сухорукова А.В. Практические работы на географической площадке с учащимися V – VII классов, М.: 1958, с.7.
  8. Сухорукова А.В. Работа на географической площадке М.: Просвещение, 1970. с 52.
  9. Формирование учебной деятельности школьников (под ред. В.В. Давыдова) – М.: Педагогика, 1982, с.114.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок изобразительного искусства в 1-м классе. Тема: "Украшение и реальность" :: Урок русского языка во 2-м классе по теме "Предлог". Закрепление изученного материала :: Заседание клуба "Ребята и родители". Тема "Сказки дедушки Корнея" :: Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Озера" :: Контрольные задания по истории России с древнейших времен до наших дней :: мама! ( mother! ), 2017 :: /Гостиные/Глейс / Ангстрем / Гостиная Глейс 2.2 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD