Методическая разработка настольной игры – лото "Заповедники России" : География

Пояснительная записка

Лото – это древняя забава, которая родилась в 1530 г. в городе Генуе, Италия. Название её образовано от итальянского lotto – то есть «лотерея». Игра сразу же получила огромную популярность. В Россию игра была завезена из Европы в XVIII веке. Как и в европейских странах, она сразу вызвала к себе большой интерес, но доступна была лишь узкому кругу аристократов. К XX веку русское лото стало очень популярной игрой всех слоёв населения, невзирая на пол, возраст, статус и образования. Русское лото стало национальной забавой и вошло в список семейных настольных игр.

В современном мире игра стала более многогранной и используется в разных областях нашей жизни. Лото может показать не только свою соревновательную сторону, но и познавательную, поэтому она идеально подходит для детей в качестве развивающей игры.

В год экологии и ООПТ России детям разного возраста важно познакомиться с заповедными территориями своей Родины, а также живым миром, населяющим заповедники. В этом и заключается актуальность данной методической разработки.

В курсе «Физическая география России» в 8 классе на тему ООПТ отводится 1 час, в ходе которого рассматриваются разнообразные виды ООПТ. Охватить всё многообразие видов охраняемых территорий России невозможно, поэтому педагогически целесообразно использовать данную разработку игры-лото «Заповедники России» во внеурочное время или во время проведения  предметной недели. Заповедников в России много – 103,  игра позволяет более подробно познакомиться с 16 заповедниками и это не предел, так как есть возможность увеличивать количество заданий и пополнять список заповедников.

Методическая разработка настольной игры-лото «Заповедники России» направлена на формирование экологической культуры и экологическое просвещение широкого круга детей и молодежи.

Цель: расширить кругозор детей о заповедных территориях России, их ценных природных объектах, пробудить интерес к изучению живой природы.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить  учащихся с многообразием  заповедных территорий России, их географическим описанием, флорой и фауной, историей создания;
  • систематизировать и углубить знания школьников по теме «ООПТ России»;

Развивающие:                                                                                                                

  • продолжить формирование внимания, памяти, мышления;
  • формирование навыков индивидуальной работы;

Воспитательные:

  • воспитание любви к природе нашей Родины и уважения к окружающему нас   миру.

Форма проведения: настольная игра, за основу которой взята детская настольная игра «Лото» [1]. Данная форма характеризуется наглядностью и подбором заданий разного уровня сложности. Участвовать в игре могут как подготовленные дети, так и неподготовленные. Таким образом, игра выполняет две функции – оценочную и познавательную.

Методические рекомендации

 Представленная разработка игры может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Учителям географии рекомендуется  проводить обобщающий урок по теме «ООПТ России» (География, 8 класс) в форме представленной игры, а  содержание целесообразно использовать для составления  заданий письменной работы, предназначенной для тематического контроля. Также можно использовать  на занятиях кружков, факультативов, элективных курсов эколого-биологической направленности и в качестве познавательно-развлекательного мероприятия во время проведения летних экологических и оздоровительных лагерей, с целью повышения интереса детей к миру живой природы и воспитания в них бережного отношения к ней.

Игра рассчитана на учащихся  8-11 классов или взрослых.  Игроков может быть от 2 до 14, ведущий может входить в число игроков.
В комплект игры лото «Заповедники РФ»  входят 14 игровых полей и карточки с заданиями. Задания составлены по 13 заповедникам РФ:

  • Остров Врангеля;
  • Астраханский;
  • Хоперский;
  • Алтайский;
  • Дарвинский;
  • Большой арктический;
  • Кроноцкий;
  • Уссурийский;
  • Баргузинский;
  •  Сихотэ-Алинский;
  •  Кавказский;
  •  Командорский;
  •  Даурский.

Заповедники выбраны в произвольном порядке и не имеют приоритетов на фоне других заповедников.

В игре выделено 6 тем, которые касаются каждого заповедника:

  • географическое положение заповедников;
  • описание заповедной территории, её особенностей или историческая справка;
  • животные заповедников;
  • растения заповедников;
  • особо ценные природные объекты заповедников;
  • эмблемы заповедников.

Карточка с заданием представляет собой квадрат, на одной из сторон которого указан вопрос или задание по одной из выбранных тем. Вопросы составлены таким образом, чтобы они могли повторять некоторые особенности заповедника (упоминание ценного природного объекта, название одноименной реки, типичного животного и др.). Это помогает лучше усваивать материал и способствует формированию внимания и памяти.

К каждой теме игры были подготовлены следующие типы вопросов/заданий (соответственно темам игры):

  • задание определить по краткому описанию географического положения ООПТ, что речь идет о заповеднике, указанном в одном из окон поля;
  • задание дать краткое описание данного заповедника, указанное в одном из окон игрового поля;
  • определить животное данного заповедника по описанию;
  • определить растение данного заповедника по описанию;
  • определить ценный природный объект данного заповедника по описанию;
  • задание определить есть ли эмблема данного заповедника на игровом поле.

Игровое поле представляет собой 6 окон с ответами на подготовленные вопросы. Для оформления полей использовались: рисунки эмблем, фотографии животных. растений и ценных природных объектов заповедников, тексты-подсказки к заданиям по краткому описанию заповедника, а также название какого-либо заповедника.

Каждое окно соответствует одной теме игры, таким образом, участник должен обладать знаниями по всем 6 темам, чтобы победить. Это помогает объективнее проводить оценку знаний по теме. Если же игра проводится в познавательных целях, когда участники не всегда могут правильно ответить на вопросы и задания, то здесь сыграет роль повторения названий некоторых особенностей заповедника (животного, одноименного хребта и др.) в вопросах и ответах. Это  поможет игрокам расширить кругозор и повысить эрудицию.

Объекты на разных игровых полях могут и должны повторяться для создания духа соревнования. Для удобства ответы и вопросы пронумерованы соответственно.

В связи с большим объемом информации игрокам рекомендуется ознакомиться со списком заповедников, используемых в игре, и темами вопросов.

Правила игры

Каждому игроку выдается игровое поле. У ведущего находятся все карточки с заданиями. Он вытягивает карточки в произвольном порядке и читает задания. Игрок, у которого на игровом поле присутствует ответ, сообщает об этом, получает данную карточку и закрывает окно с ответом. Так как есть поля с одинаковыми ответами, то карточку получает тот игрок, который первым ответит верно. Если ответа нет – карточка возвращается и используется повторно.  Выигрывает тот участник игры, который первым закроет все окна на игровом поле. Если по окончании всех карточек с заданиями такого игрока нет, то победителем считается тот, у которого закрыто больше окон.

Следует обратить внимание, что при малом количестве участников игры можно увеличить количество игровых полей у каждого игрока, то есть игровое поле увеличивается минимум в два раза.

Приложение 1

Приложение 2

Библиографический список

  1. Коптелова Н.К. Зоологическое лото «Лососи и К0» настольная игра// Камчатский лосось сборник учебно-методических материалов. – Петропавловск-Камчатский: Камч.ин-т ПКПК, 2015. – 79-81 с.
  2. География: Природа России. 8кл.: учебник / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2014. – 333 с.
  3. Заповедники СССР. Заповедники Кавказа / Под общ. ред. В. Е. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. – М.: Мысль, 1990. – 365 с.
  4. Заповедными тропами / Т. А. Адольф, М. И. Давыдова, В. П. Емельянцев и др.; Под ред. Т. А. Адольф, М. И. Давыдовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
  5. Кроноцкий заповедник / А. Т. Науменко, Е. Г. Лобков, А. П. Никаноров. – М.: Агропромиздат, 1986. – 192 с.
  6. Заповедники России / С. Ю. Афонькин, Ю. А. Дунаева. – СПБ.: «БКК», 2015. – 96 с.
  7. Красная книга: Заповедники России / О. В. Скалдина. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с.
  8. Заповедники СССР. Заповедники европейской части РСФСР. Ч. 1 / Под общ. ред. В. Е. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. – М.: Мысль, 1990. – 365 с.
  9. Цветовой атлас растений: Пер. со словац. Е. Рулина, В. Рябченко / Д. Рандушка, Л. Шомшак, И. Габерова. — Братислава: Обзор, 1990. — 411 с. — (Картинки природы). — 75 000 экз. — ISBN 80-215-0068-9.
  10. Красная книга Российской Федерации (животные) / РАН; Гл. редкол.: В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: АСТ: Астрель, 2001. — 862 с. — ISBN 5-17-005792-X, 5-271-00651-4.

Список интернет-ресурсов

  1. Фото белой цапли (Славгородский В.Ф.):  http://astrakhanzapoved.ru/media/fotos/галерея-птицы/
  2. Фото белого медведя (Matheus Swanson/ Flickr.com): http://www.nat-geo.ru/mammals/847297-video-belyy-medved-dognal-i-sel-medvezhonka/
  3. Фото торфяных островов (Ольга Кувыкина): http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/414/
  4. Фото пихты грациозной (В.Аксенов): http://voda.molodostivivat.ru/fotoalbom/kronockij-zapovednik-nacionalnyj-biosfernyj.html
  5. Фото северного оленя (С.Краснощёков): http://www.photokamchatka.ru/photos/photo.php?ID=28135
  6. Фото лимонника китайского: skarafuto.livejournal.com
  7. Фото озера Благодатное (Евгений Табалыкин): https://ria.ru/reserves/20170201/1486866044.html#ss1486866044=p%3D1486864343
  8. Фото арки Стеллера (Анна Булочникова): http://www.cheaptrip.ru/2015/04/01/экспедиция-на-командорские-острова-о/
  9. Фото Ветреницы разноцветковой: http://myfl.ru/blog/nemnogo-o-komandorskikh-ostrovakh
  10.  Фото калана (Алексей Четвергов): http://komandorsky.ru/sea-ape.html
  11. Фото Торейских озер: http://daurzapoved.com/index.php/fotogalerey/landshafty/category/16-landshafty
  12.  Фото лемминга: http://world-of-animals.ru/lemming.html
  13. Фото сопки Сюдари: http://wikimapia.org/23797361/ru/Сопка-Сюдари
  14. Фото дельты Волги (Олег Артемьев): http://www.artemjew.ru/2014/07/14/volga/
  15. Фото лотоса: http://astrakhanzapoved.ru/ПРИРОДА/flora/
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (география + математика) "Путешествие по озеру Байкал" :: Программа курса "Виват, математика!" :: История Московского Кремля в числах :: Открытый урок по теме: "Журналистика как вид деятельности и профессия" ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Урок по геометрии на тему "Признаки равенства прямоугольных треугольников". 7-й класс :: Лобановский навсегда, 2016 :: Мебель/Мебель для дома/Тумбы/Интерьерные тумбы / Eichholtz / Тумба Highland ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD