Рекомендации по организации и проведению регламентированной дискуссии : География
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Рекомендации по организации и проведению регламентированной дискуссии : География

Цель: обеспечить развитие коммуникативной культуры школьников.

Задачи: формировать умения вести диалог, задавать вопросы, лаконично отвечать.

1. Подготовка учащихся.

а) выявить актуальные проблемы

б) сформулировать их

в) подготовить вопросы (ответы), дополнения (возражения)

2. Подготовка учителя.

Разработать:

а) памятку для тех, кто участвует в коллективной работе: научному эксперту, техническому эксперту, участнику дискуссии, руководителю группы.

б) требования к устной речи, защите проблемы, к вопросам, к возражениям и дополнениям.

в) правила к дискуссии: подготовить экспертную группу, сформировать группу учащихся, составить табло для оценивания.

Группа

Формулировка
проблемы

Оценка защиты проблемы

Баллы за вопросы и ответы (1 балл)

За возражение и дополнение (1 балл)

За организацию деятельности в группе

Общее число баллов

Место

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

А. Вводно-мотивационный этап

Б. Деятельностный этап:

а) работа в группах:

- формулирование проблемы

- защита проблемы

- вопросы

- дополнение

- возражение

б) работа экспертов

В. Рефлексивно-оценочный этап

Памятка участникам игры.

1. Если ты участник игры, твои обязанности:

- внимательно следить за ходом дискуссии  и игры

- подготовить один вопрос дополнение и возражение

- быть дружелюбным, доброжелательным к другим мнениям, уметь вести диалог, ни в коем случае не перебивать товарищей

- строго соблюдать регламент

- использовать оригинальные ответы, юмор, но в пределах деловой дискуссии

2. Если ты руководитель группы, твои обязанности:

- распределить обязанности в группе

- организовать обсуждение различных мнений

- выбирать и формулировать лучшие решения

- назначить выступающих от группы

- обеспечить соблюдение всеми членами группы правил сотрудничества

- вместе со всеми выбрать лучшее решение

- убедить всех в его правильности

3. Если ты научный эксперт, твои обязанности:

- внимательно следить за деятельностью групп

- оценивать содержание выступлений, вопросов, возражений, дополнений

- уметь концентрировать самое важное для решения проблем по своему направлению

- принимать активное участие в решении проблем

- задавать вопросы и возражать

4. Если ты технический эксперт, твои обязанности:

- оценивать организационную сторону учебной деятельности: выступления, вопросы, ответы на вопросы, возражения, изложения

- обеспечить объективность и наглядность оценки

- совместно с экспертами и секретарем по полученным результатам распределить места между участниками

- огласить результаты в конце занятия.

Имеет право:

- задавать вопросы,

- присуждать дополнительные очки.

Требования к защите проблемы:

1. Научная достоверность

2. Полнота раскрытия

3. Конкретность, лаконичность, регламент

4. Форма подачи.

Требования к вопросам:

1. Четкость и ясность формулировки

2. Задаются с целью уточнения, развития, обсуждения проблемы.

Требования к ответу:

1. Точное соответствие поставленному вопросу

2. Кратно, но достаточно обоснованно высказывать возражения, дополнения: с целью развития и уточнения проблем

3. Конкретность, лаконичность

4. Доброжелательность

Правила дискуссии:

1. Внимательно слушай других

2. Аргументируй свое высказывание

3. Будь оппонентом, но не критиком

4. Доброжелательно относись к мнению других

5. Сумей признать свои ошибки, не огорчайся

6. Согласен принимай, не согласен возражай, возражая, предлагай

7. Не повторяй сказанного.

Примеры вопросов для регламентированных дискуссий по географии

1.Насколько правильно, на ваш взгляд, проведение демографической политики, не ущемляет ли она прав личности?

2. Каковы должны быть на ваш взгляд, основные направления экологической политики? Аргументируйте свой ответ.

3. Согласны ли вы с тем, что урбанизация - это узел проблем? Обоснуй свой ответ.

4. Л.С. Поляков писал: «Остяки (старое название народности ханты) несомненно, вымирают, в силу чего край со временем может сделаться совершенно пустынным, так как едва ли найдется население более с ним освоившееся, чем нынешнее». Выскажи свою точку зрения по проблеме коренного населения Сибири.

5. Считают, что Новосибирск-город, рожденный трижды, или город в «сапогах-скороходах» Почему? Какие события легли в основу этих суждений? Что на ваш взгляд могло сегодня способствовать четвертому рождению города.

6. Зачем при изучении экономической и социальной географии необходимы знания о религиозном составе населения? Обоснуй свой ответ.

7. Может ли обеспечить, на ваш взгляд, достойный уровень жизни каждому человеку на земле сложившаяся экономическая и географическая модель современного мирового хозяйства? Обоснуй свой ответ.

Список литературы

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016. 350 с.

Читать еще:

Новые материалы:

Мой край родной – Камчатка :: Урок внеклассного чтения по рассказу А.В. Вампилова "Стоматологический роман", 8-й класс :: Урок литературы в 11-м классе по теме "Особенности раннего творчества Осипа Мандельштама" :: Что там, за горизонтом? (Урок-обобщение по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой "Шаг за горизонт", 5-й класс) :: Технология работы с учебным материалом по физике :: Волшебный лагерь (Magic Camp) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru