Экологический патруль. Очистим берег реки : География
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Экологический патруль. Очистим берег реки : География

Введение.

Освоение человеком Севера с целью использования его сырьевых и энергетических ресурсов является следствием продолжающейся во всем мире научно-технической революции, которая в условиях современного производства все больше приводит в несоответствие онтогенетические возможности человека с окружающей его внешней средой обитания.

Водные экосистемы играют огромную роль в существовании всего живого на планете. Без воды невозможно представить себе большую часть природных и антропогенных процессов. Вопрос охраны водных экосистем и рационального использования их ресурсов – это вопрос жизни на Земле. Принятие решений в этой области должно быть основано на достоверной информации о состоянии водных объектов и тенденциях его изменения.

Одна из важнейших проблем водных объектов, протекающих по территории городов – загрязнение бытовым, производственным мусором. На мой взгляд, это происходит в результате «невежества» населения и плохой работы коммунальных служб. Для города Новый Уренгой с населением 111 163 человек, эта проблема стоит особенно остро.Этим и обусловлена актуальность данного проекта. Город расположен на берегу реки Ева-Яха и ее притоков Седэ-Яха и Варенга-Яха, которые текут в широтном направлении. Наша школа расположена на левом берегу реки Варенга-Яха. С сентября 2014 года учащиеся нашей школы  начали осенние экологические акции «Экологический патруль. Очистим берег реки» по очистке левого берега реки Варенга-Яха в районе МБОУ «Средняя школа №7». Проект реализуется по инициативе методического объединения учителей естественных дисциплин и Ученичекого Совета школы для формирования экологической культуры у школьников. В реализации проекта помощь оказывают и родители школьников.

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью сохранения природных водных экосистем, в том числе участие школьников в практических действиях по охране рек.

Цель работы – изучение антропогенного влияния на экологическое состояние реки Варенга-Яха и возможностей использования для её благоустройства.

Задачи:

  • Изучить экологическое состояние реки Варенга-Яха;
  • Разработать и реализовать систему мер по сохранению биоразнообразия на участке реки в районе МБОУ «Средняя школа №7» г. Новый Уренгой;
  • Оказать содействие в формировании экологической культуры обучающихся и экологическом просвещении жителей, проживающих в  районе школы.

Характеристика реки Варенга-Яха. Река Варенга-Яха протекает по территории города Новый Уренгой. Она является правым притоком реки Ева-Яха, которая в свою очередь впадает в реку Пур и далее в Северный Ледовитый океан. Питание реки смешанное преобладанием снегового. Водный режим характеризуется весеннее-летним половодьем,  устойчивым ледоставом, который продолжается в среднем 225 дней. Толщина льда достигает 80 см.

Русло реки извилистое, характерно наличие песчаных пляжей.

Процесс освоения и становления города Новый Уренгой повлиял на экологическое состояние берегов реки Ева-Яха  и ее притоков Седэ-Яха и Варенга-Яха. Значительная часть производственных территорий расположена в водоохранных зонах рек Ево-Яха, Варенга-Яха, нарушая их режим. Вода в реке характеризуется, в основном, как «загрязнённая» или «сильно загрязнённая». В целом, общее санитарное состояние рек не отличается от типичного состояния водоёмов нашей географической зоны, подверженных антропогенному влиянию.

Берег в районе школы не является исключением. Он является излюбленным местом отдыха горожан нашего района, которые не задумываются о том, что  многие загрязнители (полиэтиленовые пакеты, пластмассы, алюминиевые банки, стеклянные бутылки, банки) не поддаются биохимическому разложению и остаются в водоемах навеки, раня и отравляя все живое. Они образуют стихийные свалки - главный источник загрязнения отходами различных производств, в том числе металлическими предметами, которые скапливаются на дне, так же  в реку попадают старые автомобильные покрышки, большое количество изделий из пластмассы.

Для сохранения состояния реки Варенга-Яха необходимо своевременно выявлять и обезвреживать источники загрязнения,  не допускать свалки мусора и других отходов по берегам, запретить размещение гаражей, бензоколонок, вырубку кустарников и деревьев.

Методы и методы

В последнее время в нашем городе всё больше внимания уделяется благоустройству и озеленению, сохранению экологического состояния природных объектов. К сожалению, не все жители готовы оказать содействие в этом, поэтому необходима система мер по повышению уровня экологической культуры. В этом направлении необходимо объединить действия муниципальных служб, общественных организаций и городских жителей, среди которых наиболее активными участниками экологического движения являются школьники и студенты. Для поддержания в чистоте берега реки было бы эффективно, на мой  взгляд, размещение мусорных контейнеров, табличек с предупреждающими надписями.

Для изучения антропогенного влияния на экологическое состояние реки нами были предприняты следующие действия:

  • Изучение гидрографических и гидрологических характеристик реки Варенга-Яха;
  • Описание участка, на котором проводилось исследование;
  • Подготовка инвентаря и информационных материалов;
  • Инструктаж учащихся по технике безопасности при проведении экологических акций;
  • Очистка от мусора левого берега реки в районе МБОУ «Средняя школа №7»
  • Подведение итогов работы и награждение отличившихся участников акции;
  • Демонстрация фотографий и презентаций, выполненных учащимися в рамках акции.

Результаты и  обсуждение

Название водного объекта и описание участка

Гидрографические и гидрологические характеристики реки Варенга-Яха, протекающей в южной части города Новый Уренгой и являющейся притоком реки Ева-Яха:

  • длина – 43 км;
  • ширина русла – 8-15 м;
  • характер грунта – илистые и илисто-песчаные почвы;
  • степень зарастания – средняя.

При исследовании растительности по берегу реки мы определили, что берег реки представлен предтундровым редколесьем: лиственничные, елово-лиственничные (Larixsibirica, Piceaobovata) кустарниковые (Betulanana, Salixphylicifolia, S. dasiclada, S. lapponum) кустарничково-лишайниково-зеленомошные редколесья; бугристые кустарничково-мохово-лишайниковые болота, а также разнотравьем: иван-чаем   (сhamérion angustifólium), ромашкой, злаковой растительностью.

Особенно загрязнены мусором прибрежные территории в районе школы, что объясняется близостью домовых построек и обилием растительности, скрывающей «отдыхающих» от прохожих. За все время нашей акции в 2014-2016 годах мы не обнаружили ни одной урны. Жители  данного района никакой инициативы не проявляли.

Для подготовки школьников нашей школы  к практическим действиям по очистке берега реки мы проводим инструктаж по технике безопасности и правилам поведения вблизи водоемов. В подготовке необходимого хозяйственного инвентаря нам помогает родительская общественность. С сентября 2014 года в акции принимали участие обучащиеся 5, 6, 7, 9 и 10. Возраст участников - от 10 до 15 лет.
Во время очистки берега реки Варенга-Яха коллектив школьников нашей школы собирает не менее 20 мешков мусора, мы оформляем транспаранты   и  листовки, проводим занятия-игры с младшими школьниками. Интересно, что листовки мы размещали не только на подъездах, но и прикрепляли на лобовое стекло автомобилей. Для местных жителей наши листовки стали подтверждением того, что люди сами должны и могут изменить ситуацию. Действия школьников привлекли внимание обучающихся  начальной школы, поэтому учащиеся провели беседы с элементами игры и конкурсы рисунков во 2-3 классах.

В течение двух лет нами систематически очищается данная территория. Результаты представлены в Приложениях.

Выводы

  • Многие отрицательные явления в жизни  водоемов в пределах населенных пунктов и ухудшение их состояния вызваны усилением антропогенного воздействия и экологической неграмотностью природопользователей, поэтому особое внимание должно быть уделено экологическому воспитанию, повышению экологической грамотности населения.
  • Систематическое проведение экологических акций под руководством учителей методического объединения   естественных дисциплин  совместно с Ученическим Советом школы и родительской общественностью позволило добиться значительной очистки от мусора левого берега реки в районе школы.
  • Продолжить и провести совместную акцию «Экологический патруль. Очистим берег реки» по очистке берега реки Варенга-Яха в районе МБОУ «Средняя школа №7» с участием местных жителей.

Литература

  1. Экологические проблемы севера и современная школа. М.,1997.
  2. http://www.all-river.ru/15-04/1-1/0403.htm.
  3. http://megaribolov.ru/index.php/entsiklopediya-rybolova/opisanie-vodoemov/opisanie-rek/1694-reka-pur-bassejn-karskogo-morya.
Читать еще:

Новые материалы:

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди». 2-й класс :: Числа и цифры. Римские цифры. 1-й класс :: Весна – пробуждение природы :: Урок по литературному чтению "Как трудно стать человеком". 3-й класс :: Урок-презентация по теме: "Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии" :: Бамблби ( Bumblebee ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru