Организация самостоятельной работы учащихся на первом концентре исторического образования : История и обществознание

Самостоятельная работа – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу.

Чем обусловлена активность? Прежде всего целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником, становится для него актуальной и значимой. Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:

  • потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением;
  • желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;
  • потребность проверить свои знания и возможности.

Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.

Второй особенностью самостоятельной работы является самоконтроль – одна из важнейших форм саморегуляции деятельности ученика. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, мысленно формулирует ответ). Ученик должен совмещать исполнительные и контрольные действия.

С действиями самоконтроля тесно связана третья особенность - оценочная деятельность, играющая важную роль в процессах саморегуляции. Ученые утверждают, что ее необходимо формировать на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценочной деятельности всех учащихся в классе.

И наконец, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.

Низкие результаты самостоятельной работы – тревожный сигнал, порождающий у меня как педагога вопрос “почему?” прежде всего к самой себе: анализ, т.е. размышления о том, как изучался этот материал на предыдущих уроках, какие приемы обучения оказались малоэффективными, от чего следует отказаться. Какие бы трудности ни встречали учащиеся в ходе самостоятельной работы, без нее не обойтись.

В практической деятельности преподавания истории на 1 концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно ( во многом она условна и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся, главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно).

5 класс Диагностика и развитие простейших психических процессов: памяти, внимания, пространственного представления, воображения, логического мышления, умений анализировать, выделять главное. Привитие навыков самостоятельной и коллективной деятельности.
6 класс Привитие навыков представления результатов своей работы, отстаивания (защиты) своих позиций. Приобщение к опытно- поисковой и конструкторской деятельности.
7 класс Развитие навыков самостоятельной поисковой деятельности. Формирование таких качеств, как способность доказывать решение на основе анализа ситуации, умений выделять главное.
8 класс Выработка способности планировать свою деятельность. Закрепление и комплексное развитие умений отстаивать свою точку зрения, мотивировать принятие решения, прогнозировать результаты деятельности
9 класс Формировать умения убеждать других, самостоятельно принимать решения, формулировать выводы на основе анализа ситуации

Ориентируясь на четыре компонента содержания образования: знания, умения решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности, мною произведен отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для самостоятельной работы учащихся, подготовлен разнообразный дидактический материал в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Мой “рецепт” организации высокоэффективной самостоятельной работы учащихся на уроках истории с точки зрения развития их личности и формирования ключевых компетентностей состоит из нескольких “ингредиентов”:

  • Создание положительной мотивации;
  • Использование алгоритмов в организации самостоятельной работы учащихся (Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории, Москва, 2003);
  • Индивидуальный подход при подборе заданий;
  • Консультирование на разных этапах работы;
  • Предоставление самостоятельности на этапе выполнения работы (проблема, пути решения);
  • Использование информационных технологий;
  • Определение тематики и формирования опыта написания учащимися рефератов, творческих проектных работ;
  • Стимулирование творческого подхода к выполнению задания учащимися;
  • Организация работы с периодической и научно-популярной литературой.

В процессе обучения выделяют четыре разновидности самостоятельной работы учащихся. Каждая из них отличается спецификой целенаправленности и планирования:

  1. постановка цели и планирование предстоящей деятельности учащихся осуществляется с помощью преподавателя;
  2. постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется учащимися самостоятельно;
  3. постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках представленного преподавателем задания;
  4. работа выполняется учеником по собственной инициативе; он без помощи преподавателя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Важнейшим средством формирования у учащихся всех перечисленных разновидностей познавательной деятельности является выполнение ими различных типов и видов самостоятельных работ. Необходимо отметить особую роль для развития личности учащихся тех видов самостоятельной работы, которые построены с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала.

Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание учащихся на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы учащиеся видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный.

Так в 5 классе при изучении истории древнего мира уже на первых уроках я начинаю проводить диагностику пятиклассников, опираясь на наблюдения и результаты оценивания навыков организации учебного труда. По итогам заполняю карту следующей формы, используя символы: * - качество проявляется всегда, + - качество проявляется почти всегда, ° - необходима помощь для формирования данного качества, ? – проявляются затруднения при формировании данного качества.

ФИ ученика Знание Понимание Применение Анализ Интерес к предмету
Знание терминов, фактов, основных понятий Умение формулировать ответы на вопросы и вопросы пересказ своими словами текста умение составить план, схему Умение строить предположения, определять последствия опора на ранее изученный материал, применение понятий умение видеть ошибки выполнение сравнения исторических явлений фактов, классификация
                   

Смысл работы в продвижении ученика по результатам данной диагностики. В 6 классе добавляю графу “Оценка”, где оцениваю умение учащихся рецензировать ответы одноклассников и выполнять самооценку собственной деятельности. В 7-8 классах появляется еще одна графа “Синтез”, т.е. умения комбинировать материал, чтобы получить целое.

Важное значение для формирования положительной мотивации и поддержания интереса к предмету имеют задания в рамках применения проектной технологии, так в 6 классе при изучении истории средних веков, даю задание построить макет средневекового замка, при выполнении которого, происходит приобщение учащихся к опытно-поисковой и конструкторской деятельности; при изучении истории России в 6 классе создаем макет феодального поместья и т. п.. В 7-8 классах задания для развития навыков самостоятельной работы разрабатываю на основе анализа различных документов и развития умения давать характеристику исторической личности или явлению. В 9 классе в основном учимся сопоставлять и анализировать данные различных источников и формулировать собственные выводы, работать над рефератом.

Я как преподаватель всегда помню высказывание К.П.Победоносцева о том, что знание само по себе не воспитывает ни умения, ни воли, а научиться можно только самому. Следовательно, я выполню свою задачу качественно только в том случае, если на своих уроках создам условия, при которых учащиеся овладеют силой воли и способами организации своей самостоятельной деятельности, что позволит им учиться в течение всей дальнейшей жизни.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка "Is Television a Blessing or a Curse and a Time Waster?" :: Открытый урок по теме "Королевство цветов". 2-й класс :: Урок обобщающего повторения по теме "My flat". 5-й класс :: Урок английского языка по теме "Простое Настоящее время" :: Преподавание в начальной школе: Интегрированный урок музыки, труда и рисования "Матрешка" :: Не оставляй меня ( Darling ), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Текстиль для детской/Комплекты постельного белья/Полутороспальные комплекты / Сайлид / Комплект детский C-58 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Аргановое масло для волос — Уход за волосами

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD