Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв." : История и обществознание

Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв." : История и обществознание

Цель: сформировать понимание того, как развивались и постепенно совершенствовались жизнь, быт и занятия восточных славян.

Задачи:

  1. уметь показывать на карте территорию расселения восточных славян;
  2. уметь ориентироваться во временном пространстве;
  3. описывать природу, жилище, одежду;
  4. устанавливать связь между природой и занятиями восточных славян;
  5. раскрыть содержание понятий: «предки, племя, землянка, орудия труда».

Оборудование:

  • карта « Славяне в V-IXвв. »;
  • плакат-карта (лист ватмана с красочными обозначениями расселения славян и изображением славянского поселка);
  • «Лента времени»;
  • карточки-тесты для работы, иллюстрации, демонстрационные карточки с терминами.

План урока:

  1. Работа с «Лентой времени».
  2. Расселение восточных славян.
  3. Славянский поселок.
  4. Жизнь и занятия восточных славян.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос учащихся.

II. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начнем путешествие по тем местам, где жили наши предки.

Словарная работа.

Предки – это первые люди от которых мы произошли.

Узнаем, в каких условиях они жили, чем занимались, какую носили одежду, чем питались. В процессе урока мы познакомимся с такими понятиями, как племя, землянка, орудия труда.

Прошлое – это и несколько тысячелетий, сотен и десятков лет назад. Давайте вспомним о «Ленте времени» и поработаем с ней.

1. Работа с «Лентой времени».

Отметьте на «ленте времени» квадрат, где начинается наша эра. В нашей эре 21 квадрат. Впишите в каждый квадрат римскими цифрами обозначение века. Отметьте век и год, в котором мы живем (2008г., XXI век). Вычислите, какой век шёл 1508 лет назад (5-V век)

Отметьте этот век на «ленте времени». Мы начинаем разговор о наших предках, которые жили 1508 лет назад, т.е. в 5 (V) веке.

2. Расселение восточных славян.

Учитель рассказывает о местах расселения восточных славян, используя карту «Славяне в V-IXвв.». Работа с понятием «племя».

Словарная работа.

Племя – это объединение нескольких родов.

А теперь учитель предлагает учащимся отправиться в путешествие в один из славянских поселков, используя плакат-карту и аппликацию с изображением небольшого корабля (по рекам, через густые леса и болота).

3. Славянский поселок.

Наконец, вдалеке показался славянский поселок ( на плакате-карте демонстрируется изображение славянского поселка). Учитель коротко описывает внешний вид поселка и акцентирует внимание учащихся на его особенностях: расположенность по берегам рек, возвышенность, укрепленность. Далее учитель предлагает посетить(образно) славянский поселок и познакомиться с жилищем и занятиями его жителей.

Словарная работа.

Землянка – это жилище славян на 1,5м уходящая в землю.

Описание жилища славян сопровождается показом иллюстраций с изображением внутреннего убранства.

4. Жизнь и занятия восточных славян.

Опираясь на иллюстрацию славянского посёлка учитель вместе с учащимися определяют, чем же занимались восточные славяне в древности. Если жилище строилось из жердей, то славяне рубили лес. Солома на крыше говорит о том, что развивалось земледелие, шкуры животного на постели указывают на охоту. Кроме этого, славяне умели изготавливать посуду из глины, из дерева (лавки, столы, различные орудия труда), ткать, прясть.

Учитель предлагает учащимся, опираясь на материал учебника, составить в тетради таблицу «Занятия славян»:

Зная, чем занимались восточные славяне, учащиеся делают вывод, какими орудиями труда пользовались наши предки. Учитель использует рисунки орудий труда. О каждом из них подробно рассказывает. Обобщая рассказ об орудиях труда, подводит учащихся к понятию «орудия труда».

Словарная работа.

Орудия труда – это технические приспособления, при помощи которых производится работа или какое-нибудь действие.

Учащимся предлагается отгадать несколько загадок об орудиях труда древних славян.

1.

Я по полену бью звеня,
дровами на зиму снабжая,
скажи, кто я?

(Топор)

2.

Я – орудие труда жителя славянского поселка.
Без меня невозможно убрать хлеб.

(Серп)

3.

Меня используют весной,
перед тем, как засеять поле зерном.

(Борона-суковатка)

III. Закрепление изученного материала:

Для закрепления изученного материала ученикам предлагаются карточки-тесты.

Карточка № 1

Какими орудиями труда обрабатывали землю восточные славяне?

а) плугом; б) сохой; в) трактором; г) бороной-суковаткой.

Карточка №2

Что располагалось внутри жилища славян?

а) кровать; б) лавки; в) печь; г) зеркало; д) стол; е) диван

Карточка №3

Закончите фразу:

1) Важнейшими занятиями восточных славян были…

2) Предками русских, украинцев, белорусов были…

IV. Рефлексия.

V. Подведение итогов урока.

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие мотивации и ее роль в становлении профессионала :: Урок по разделу "Материаловедение". 5-й класс. "Классификация текстильных волокон". "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани" :: Преподавание технологии :: О преподавании технологии (технического труда) :: Обобщающий урок в 8-м классе. Химия — основа веществ :: Ой, мамочки ( Telle mère, telle fille ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list25.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list25.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list25.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Возьми меня штурмом ( Raid dingue ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD