Война и судьба человека: Зоя Космодемьянская : История и обществознание

Музыкальный фон: песня «Журавли», в исполнении М.Бернеса.

Чтец.

Не сразу выплыло из тайны
И докатилось до молвы,
Что эта девочка не Таня,
Что это – Зоя, из Москвы,
Не с Енисея,
Не с Оскола,
Не из степного куреня,
А вот – из 201-й школы, –
В трех остановках от меня.

1-й ведущий. Вот так поэт В.Туркин, вдохновленный подвигом бесстрашной девушки, писал о Зое Космодемьянской.

2-й ведущий. Зоя... Имя русской девушки, облетевшее все континенты земли. Символ несгибаемой стойкости под ударами тяжких испытаний и светлый образ чистоты и нравственной силы.

3-й ведущий. Кто она, заставившая трепетать и содрогаться врагов, заставившая восхищаться собой друзей и внушавшая людям неистощимую веру в человеческое достоинство? 27 января 1942 года в газете «Правда» был напечатан очерк Петра Александровича Лидова «Таня», рассказывающий о казни фашистами в подмосковной деревне Петрищево девушки-партизанки, назвавшей себя на допросе Татьяной. Рядом была опубликована фотография: изувеченное женское лицо с веревкой на шее.

Чтец. «В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной... Она умерла во вражеском плену, на фашисткой дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть как героиня, как дочь великого народа, который никому и никогда не сломить! Память о ней да живет вечно!» (Лидов П. «Таня». «Правда», 27.01.42 г.).

3-й ведущий. Стало известным лишь партизанское имя девушки, были установлены при помощи очевидцев подробности пыток, мучительной ночи, казни. Над неизвестной девушкой засиял ореол народной героини. С того момента начались нелегкие поиски истины, недели опознания погибшей партизанки. Это потом стало известно, что это Зоя Космодемьянская, а имя Таня – ее партизанское имя – выбрано неслучайно. Зоя взяла это имя в честь своей любимой героини времен Гражданской войны, героически погибшей учительницы Татьяны Соломахи.

1-й ведущий. Она героически погибла в 1941 году, в самом начале войны, но память о ней, память о ее подвиге, о ее мучительной гибели вдохновляла и поднимала многих на еще более отчаянную борьбу против фашистских захватчиков. Как же она росла, мужала в испытаниях, готовилась к подвигу?

2-й ведущий. Зоя родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Гаи Тамбовской области. Ее родители были учителями, люди одаренные, сильные духом и верные своему долгу. Отец Анатолий Петрович предложил жене: «Назовем дочку Зоей». Мать, Любовь Тимофеевна, с радостью согласилась: в имени была заявка на долгую дочкину жизнь, т.к. Зоя в переводе с древнегреческого языка означает «жизненная». Зоя росла маленькой помощницей матери по дому, ухаживала за братом Сашей, который был двумя годами моложе.

3-й ведущий. В 1929 году семья Космодемьянских переехала в городок Канск в Енисейском округе, но прожила там недолго и в 1931 году поселилась в Москве. Отец вскоре умер, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери.

1-й ведущий. С 1933 года Зоя и ее брат Александр учились в 201-й московской школе. Уже в годы учебы в школе у Зои начал формироваться характер, да такой, что стало ясно, эта девушка отличается от многих своих сверстников.

2-й ведущий. Лидия Николаевна Юрьева, учительница 4-го класса в котором учились Космодемьянские, вспоминает: «Зоя часто оставалась после уроков, чтобы помогать товарищам: одному уяснить задачу, другому – правила грамматики. Однажды ее мама, Любовь Тимофеевна, пришла ко мне с просьбой не задерживать Зою после уроков. Девочка была огорчена. На другой день после занятий я напомнила ей, что пора идти домой. Знаете, что ответила Зоя? “Я думала, что поступаю правильно, если помогаю товарищам”».

3-й ведущий. Но с другой стороны, Зоя никогда не оказывала помощи способному, но ленивому ученику. Таким она говорила прямо: «Сам должен выучить!» Рисковала ли она потерять уважение кое-кого из одноклассников, поступая таким образом? Да, рисковала, но она не боялась этого. Зоя не нуждалась в дешевой популярности. И ребята понимали это. Они уважали и любили Зою, потому что видели: она не просто придирчива к другим, но прежде всего требовательна к себе.

1-й ведущий. И в 5-м, и в следующих классах Зоя была примерной ученицей. Образцовыми были ее ответы, книги без единого пятнышка, аккуратные записи в тетрадях. Она не просто отлично успевала по всем предметам; она выделялась самостоятельностью суждений. Особенно любила Зоя историю и литературу. Ей всегда удавались сочинения, не раз они зачитывались в классе как лучшие.

2-й ведущий. Да, у Зои были определенные способности к истории и литературе, но она с такой же тщательностью и добросовестностью относилась и к другим предметам. Как-то на уроке математики Зоя неудачно ответила на вопрос. Через несколько дней она обратилась к учителю с просьбой спросить ее по тому же разделу. Ответила она блестяще. Это было исправление ошибки, а не исправление оценки.

3-й ведущий. Да, это ее характер, характер, закаленный постоянной работой, стремлением достойно выполнить каждое дело, за которое она бралась. Все это укрепило то высокое чувство долга, которое помогло ее совершить подвиг...

1-й ведущий. И вот последняя мирная ночь 1941 года... Мирная жизнь, школьные заботы и радости, теперь это лишь воспоминания... Теперь хозяйка – война, со своими бедами и горестями.

2-й ведущий. Зоя вместе с матерью шила одежду для фронтовиков и завидовала брату Шуре, который строил оборонительные сооружения. Уже в это время Зоя чувствовала в себе бойца и понимала, что должна быть на фронте, а не в тылу.

3-й ведущий. Естественно, что как только Зоя узнала о том, что формируются партизанские отряды из молодых добровольцев, она не задумываясь подала заявление и настойчиво добивалась отправки в тыл врага.

1-й ведущий. Зоя была направлена в партизанское соединение, которым командовал майор Артур Карлович Спрогис. Отряд минировал шоссейные дороги, резал телефонные провода. Условия борьбы с врагом в его ближайшем тылу было исключительно сложным делом, приходилось даже вступать в неравные схватки с гитлеровцами. Не все из Зонных друзей-партизан возвращались...

2-й ведущий. В ноябре 1941 года отряд получил боевое задание. На задание в деревню Петрищево вызвалась идти Зоя. В ночь с 27 на 28 ноября падали крупные хлопья снега, луна пряталась в тучах...

3-й ведущий. Юная партизанка должна была действовать в селе, где располагался штаб 332-го гитлеровского полка. К Петрищеву ползли осторожно. Командир указал Зое объект – конюшню на околице села.

1-й ведущий. Подойдя к конюшне, где содержалось около 200 лошадей, Зоя достала из сумки бутылку с бензином, облила жидкостью стену и нагнулась, чтобы зажечь спичку. В этот момент она была схвачена гитлеровцами.

2-й ведущий. Со связанными руками девушку привели в дом Ворониной, где располагался штаб немецкого гарнизона. Здесь ее допрашивал немецкий подполковник Рюдерер. Он потребовал, чтобы партизанка ответила, кто ее послал, кто был вместе с ней, где остались ее товарищи. Но она на все вопросы отвечала твердо: «Нет, не знаю, не скажу».

3-й ведущий. Из акта, составленного в деревне Петрищево 25 января 1942 года: «Ее повели в дом Седовой Марии Ивановны, раздели и начали допрос. Но получить какие-либо сведения от нее не пришлось. После допроса у Седовой, разутую и раздетую, ее повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала: “Нет! Не знаю!” Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить ее ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала около 200 ударов. Она не кричала и даже не произнесла ни одного стона...»

1-й ведущий. «Ее вывели из дома Ворониной; она шла, ступая голыми ногами по снегу, привели в дом гражданки Кулик. Когда ее вводили в избу Кулика, на лбу у нее было большое иссиня-черное пятно и ссадины на руках и ногах. Она тяжело дышала, волосы ее растрепались, и черные пряди слиплись на высоком, покрытом каплями потам лбу. Ее руки были связаны сзади веревкой, губы искусаны в кровь и вздулись. Наверное, кусала их, когда пытками хотели вырвать признание.

2-й ведущий. Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Она попросила пить – немец поднес ей зажженную лампу. Солдаты, жившие в избе, окружили девушку и громко потешались. Одни шпыняли кулаками, другие подносили к подбородку зажженные спички, а кто-то провел ей по спине пилой. Потом все солдаты ушли, остался один часовой. Руки ее были связаны назад. Ноги обморожены. Часовой велел ей подняться и под винтовкой вывел на улицу. И опять она шла, ступая босыми ногами по снегу. И водил до тех пор, пока не замерзал сам. Часовые менялись через 15 минут. И так продолжали водить ее по улице целую ночь...»

3-й ведущий. Вскоре пришли гитлеровцы. Они швырнули на лавку черные сатиновые шаровары, черную рубашку и чулки. Морщась от боли, но, не издавая не единого стона, натягивала Зоя на свои почерневшие, распухшие ноги. А дальше последний путь – к смерти и бессмертию.

Чтец. «Полдень 29 ноября 1941 года. Конные с саблями окружили построенный утром эшафот. Жителей согнали человек двадцать, они плакали. На грудь Тани повесили доску с надписью по-русски: “Поджигатель домов”. Она обернулась к жителям: “Эй, товарищи!.. – Офицер замахнулся, она отвела плечом его руку. – Что смотрите невесело?.. Бейте фашистов, жгите, травите! За мою смерть отомстят!..” Она продолжала говорить, а петля затягивалась на ее девичьей шее...» (Лидов П. Таня // Правда, 27.01.42 г.).

1-й ведущий. Мы победили в этой страшной войне, отстояли независимость своей страны. Победила и Зоя, и сотни таких, как она, таких, которые внушали страх врагам своей самоотверженной стойкостью и любовью к Родине.

2-й ведущий. Это они внушали фашистам неуверенность в своей победе. Когда немецкий офицер, присутствующий при допросе Зои, был захвачен в плен, он записал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего».

3-й ведущий. 16 февраля 1942 года Указом Президиума Совета СССР Зои Александровне Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, которой присвоили звание Героя во время Великой Отечественной войны.

1-й ведущий. Звание Героя Советского Союза за свои боевые подвиги было присвоено и брату Зои Александру Александровичу Космодемьянскому, посмертно...

Чтец.

Узел размышлений, развяжись!..
Я Америк вовсе не открою,
Коль напомню вам, что имя Зоя
В переводе означает – «жизнь»...
Защищать идя родную власть
В страшную годину испытаний,
Ты в отряде партизанском
Не случайно, видно, Таней назвалась.
Петь, смеяться, плакать и любить
Как и Жанне д\'Арк, тебе хотелось...
А враги убить решили Смелость.
Но ее, как жизнь, нельзя убить!
Взяв на плечи хрупкие свои
Трудные недевичьи заботы,
Ненависть к врагу до эшафота
Гордо ты несла через бои.
Вот уже разверзлась смерти пасть...
А ведь у тебя вся жизнь в начале...
Только разве перед палачами
На колени ты могла упасть?!

В.Матвеев

Список литературы:

1. Борисов Н.А. С именем Зои. М.: ДОСААФ, 1975.
2. Космодемьянская Л. Повесть о Зое и Шуре. М., 1976.
3. Лидов П. Таня // Правда. 27 января. 1942.

Читать еще:


Новые материалы:

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Классный час на тему "Люди так не делятся!" :: Сценарий игровой программы "Рыжая осень устроила бал!" :: Классный час на тему «Животные в годы войны» :: Удмуртия – родина П.И.Чайковского :: Сценарий праздника ко Дню защитника Отечества «Немеркнущий подвиг народа» :: Мертвец ( Dead Man ), 1995 :: Шкафы / MOON TRADE / Шкаф 3-дверный с зеркалом Новелла ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD