Конспект обобщающего урока в 10-м классе по истории "Смута: проблемы и вопросы" : История и обществознание

Конспект обобщающего урока в 10-м классе по истории "Смута: проблемы и вопросы" : История и обществознание

Цели урока:

Обучающая: продолжить прививать навыки исследовательской работы, закрепить знания причин, итогов Смутного времени.

Развивающая: развивать умения работать с историческими источниками, анализировать факты, документы, строить предположения, делать выводы, закрепить умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: раскрыть роль роста национального самосознания масс в преодолении последствий Смуты.

Основные понятия урока: гражданин, гражданская война, народное ополчение, национальное самосознание, Смута.

Важнейшие даты: начало – конец Смутного времени, время правления царей этого времени, восстание Ив. Болотникова, воцарение Михаила Романова.

Выдающиеся личности: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Ив. Болотников, Кузьма Минин, Ив. Сусанин.

Оборудование урока: запись оперы М. Глинки “Иван Сусанин…”, портреты выдающихся личностей, термины урока, таблица.

Запись на доске:

Смута: проблемы и вопросы.

Эпиграф:

Предателя, мнили, во мне вы нашли.
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не загубит.

К. Ф. Рылеев.

Начало...окончание...

Была ли у кого-либо из политических деятелей Смуты возможность прекратить её и почему он ей не воспользовался?
Какое событие Смуты является её “лицом”?
Можно ли считать Перестройку – смутой 20 века?
С чем связано национальное самосознание в 17 в.?

Ход урока

1. Оргмомент:

Определение предмета исследования групп теоретиков, хронографов, биографов, летописцы находится на столах, вокруг которых расположились ученики.

2. Слово учителя: Смута – одно из самых страшных лихолетий русской истории.

(Учитель обращается к записи темы на доске.)

Муть истории – это и предательство и подлость ставших нормой как для простого люда, так и царей, вспомним печально известного Василия Шуйского, и бессмысленное убийство царевичей Дмитрия и юного Федора Годунова, позор царевны Ксении, появление лжеправителей разного ранга. Это возмущение народа “неправдой”, несправедливостью, вначале лишившей их свободы: “Вот тебе, бабушка и Юрьев день”, затем законного царя, а далее насаждавшей ненавистное католичество. Несмотря на то, что это непростое время лежит от нас не столь уж далеко, чуть более 400 лет, вопросов оно нам оставило немало. И первый получают хронографы:

1) Определите наиболее точные, на ваш взгляд, временные рамки Смутного времени. Обоснуйте свою точку зрения. (Вопросы на карточках на столе:

Начало…? - один ученик. Он рассматривает варианты: 1598 – смерть царя Федора, 1601г. – начало голодных бунтов, 1605г. – воцарение самозванца?
Окончание... ? – другой ученик: 1612, 1613, 1645?

Основные вехи Смуты – третий ученик. Задание: На доске расположить в хронологическом порядке даты, события, имена личностей, связанных с событиями (карточки сложены в 3 конверта: даты, события, персоны.): 1603 – восстание Хлопка –окольничий И.Ф.Басманов. 1605 - венчание на царство Лжедмитрия I - Марина Мнишек. 1606 – начало восстания Ив. Болотникова – Василий Шуйский. 1610 –начало “семибоярщины” королевичВладислав. 1611г. – падение Смоленска , король Сигизмунд III. 1612- создание “Совета всея земли” – К. Минин. 1613 – избрание царем Михаила Романова – патриарх Филарет. Каких дат. на ваш взгляд, не достает, какие, по- вашему, не относятся к заданию? ).

2) Второй вопрос получают библиографы:

Была ли у кого-либо из политических деятелей Смуты возможность прекратить её и почему он ей не воспользовался?

3) Летописцы, какое событие Смуты является её “лицом”?

4) Господа, теоретики, ваши вопрос на карточке - итог нашего урока:

  1. Можно – ли считать Перестройку – смутой 20 века?
  2. Национальное самосознание, что это? Почему произошел его резкий рост? С чем связано оно было в 17 веке?

Во время ответа все, не зависимо от группы, имеют право не соглашаться, поправлять и добавлять , но аргументировано, получая дополнительные баллы.

Ученики получают на подготовку 3-4 мин.

3. Слово хронографам.

Первый ученик рассматривает все предложенные даты, через призму причин Смуты: а) династический кризис, б) экономический кризис, в) начавшееся закабаление крестьян, г) ограничение свобод других сословий.

Учитель: Следует – ли нам согласиться с данной трактовкой начала Смутного времени? (Ученик записывает на доске дату после слова “Начало…”)

Второй ученик рассматривает все предложенные даты, через призму итогов Смуты:

а) преодоление политического кризиса, б) начало экономической стабилизации, в) усиление влияния представительной власти – Земских соборов, г) установление юридического порядка понятного для всех.

Учитель: Следует – ли нам согласиться с данной трактовкой окончания Смутного времени? (Ученик записывает на доске дату после слова “Окончание…”)

Третий ученик на доске закрепляет карточки, добавляя годы царствования Бориса Годунова и убирая взятие Сигизмундом III Смоленска.

4. Слово биографам. Во время ответов – сообщений ученики заполняют таблицу в тетради.

Имя исторического деятеля Да – нет Объективные причины Субъективные причины
1 Б. Годунов Да Три неурожайных года Подозрения в убийстве царевича Дмитрия
         
         

1) Б. Годуновраткая политическая биография). Способен был и не допустить и прекратить Смуту. Не смог. Объективные причины:

- три года неурожай (это только в Библии царю посылаются вещие сны и умные толкователи);
- подозрение в убийстве царевича Дмитрия и голод, как кара небесная за царя – преступника.

2) Лжедмитрий I (краткая политическая биография). Способен был прекратить Смуту, так как имел кредит народного доверия. Не смог.

Объективные причины: настороженность горожан, стремление бояр самим править.

Субъективные причины: недальновидность поступков, спешка в стремлении все изменить по европейскому подобию, наглость поляков его окружения. Что через 100 лет простилось “законному” царю Петру I, то погубило “поганого” царя Лжедмитрия.

3) Василий Шуйский (краткая политическая биография)первый царь через “крестоцеловальную запись” брал обязательства не наказывать подданных без судебного выяснения их вины.

Не способен.

Объективные причины: отсутствие доверия со стороны почти всех слоев населения, восстание Ив. Болотникова.

Субъективные причины: негативные личностные характеристики: лживость, подлость, хитрость.

4) Иван Болотников (краткая политическая биография) Почему Болотникову не удалось сделать то, что сделал князь Пожарский: “посадить на престол законного царя”?

Объективные причины: неверие людей, особенно москвичей, в “чудесно спасшегося царевича Дмитрия (Михаил Молчанов – клеврет первого самозванца)”, раскол общества, приведший к гражданской войне.

Субъективные причины: неправильно выбраны ценностные ориентиры.

5) Лжедмитрий II (краткая политическая биография человека, происхождение которого неизвестно). Не способен.

Объективно: отсутствие кредита доверия у “тушинского вора”.

Субъективные причины: грабежи, высокие налоги, осада Троице – Сергиева монастыря.

6) “Седмочисленные бояре” во главе в боярином Ф. И. Мстиславским (краткая история возникновения).

Не могли, так как ставили другие задачи, ошибочная стратегия: ставка на поляков королевича Владислава, сына Сигизмунда III, что соединило в сознании народа борьбу за права бояр с предательством .

7) Князь Дм. Пожарский (краткая биографическая справка).

Объективно не мог, так как вряд ли поучил поддержку знати и сам не стремился к такой власти.

8) Михаил Романов – сын боярина и патриарха Филарета.

а) законный по крови (двоюродный брат царя Федора Ивановича) и по завещанию;
б) выбран на Земском соборе всеми свободными сословиями, “не способнейшего, а удобнейшего”( по мнению В.О.Ключевского).

Проверка таблицы, сравнить с подготовленной.

5. Летописцы.

Для анализа ученикам предлагается:

а) В.О. Ключевский о Лжедмитрии I из “Истории государства Российского”.
б) Из записок немецкого участника восстания Болотникова. (А.А.данилов, Л.Г.Косулина “История России 7 класс” с.22-23).
в) Речь Кузьмы Минина.

При анализе учениками текстов материал выводится на доску с помощью имеющихся технических средств.

Первый ученик отмечает, что в отрывке из работы Карамзина есть, может быть, описание самого яркого явления Смуты – лжецаризм, который в то время был не только русским явлением, но это лишь одна сторона сложнейшего явления, поэтому этот документ не может быть “лицом Смуты”.

Второй ученик на примерах из текста оценивает эмоционально- экспрессивную характеристику призыва К.Минина. Но и это характерно лишь на последнем этапе события.

Третий ученик выделяет в тексте описания восстания Болотникова все признаки и характеристики данного времени. Делает вывод, что этот источник может считаться “лицом Смуты”.

Теоретики отмечают сходные черты периода Перестройки: экономический кризис, политический кризис, народное возмущение и черты различия: в 20 веке это смена политического строя, системы формирования власти, экономических систем, а в 17 веке смена династий не меняет ни экономического, ни политического строя. Иная роль народных масс. Попытки бояр ограничить власть самодержца не были приняты самим народом, для которого избрание законного царя стала идеей национального возрождения, роста национального самосознания.

Слово учителя:

Народ осознал с помощью, возможно, писем келаря Авраама Палицына, патриарха Гермогена, заключенного в Чудовом монастыре, игумена Троице – Сергиевского монастыря Дионисия, что основной силой спасения является он сам. На доску выводится “ Грамота Дионисия”: “Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Стойте твердо за православную веру, обоняйте её всеми своими силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте предателей и изменников…”.

Важно и то, что народ поднялся не в истерзанном центре, а далеком от арены смутных бурь Нижнем Новгороде по призыву избранного посадника Кузьмы Минина. Кого еще чтит история? Простого крестьянина Ивана Сусанина. Возможно, это всего лишь народная легенда. Но в сознании народа защита царя Михаила Романова и защита России переплелись причудливо и крепко, что чутко прочувствовал и передал другой народный защитник – поэт К.Ф.Рылеев:

Предателя, мнили, во мне вы нашли.
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

(Несколько музыкальных фрагментов из оперы М. Глинки “Иван Сусанин или жизнь за царя”)

Итог урока.

Осознание народом своей силы и способности изгнать захватчиков и привело к окончанию Смуты.
Только поддерживаемый народом правитель способен преодолеть исторические катаклизмы.
Неусвоенные уроки Смутного времени периодически приводят к глобальным потрясениям.

Домашнее задание.

Эссе.

Какие уроки Смутного времени мы должны извлечь для себя?
Какие исторические потрясения можно было бы назвать смутными временами и почему?

Читать еще:


Новые материалы:

Сложение и вычитание в пределах 100. 2-й класс :: Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" :: Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже :: Классный час "Секунды бессмертия". 1–4-й классы :: A Competition Lesson "How to look great (по учебнику Кузовлева В.П. English-9) :: Короче ( Downsizing ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Прочь ( Get Out ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD