Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири" : История и обществознание

План предлагаемого урока включает в себя четыре части:

I часть – цель урока; основные понятия и термины; указывается оборудование урока:

  1. карты;
  2. иллюстрации;
  3. репродукции (все они есть в приложении)

II часть – подробное методическое описание хода урока (урок проводиться в ходе игровой ситуации).
III часть – заключительная часть урока.
IV часть – домашнее задание.

Цели урока:

  • Закрепление знаний важнейших фактов данного периода.
  • Обобщение, систематизация изученного.
  • Проследить причинно-следственные связи ключевых событий данного периода.

Основные понятия: Сибирь, острог, колонизация, кормление, тягло, промысловый налог, десятина, оброк, ясак, ясачные книги.

Оборудование: карты «Россия в XVII веке» (Приложение 1), «Сибирь в конце XVII века» (Приложение 2), раздаточный материал (Приложение 3).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Закрепление изученного ранее материала

  • Учащиеся делятся на группы или команды, по 4-5 человек в каждой.
  • Группы придумывают названия команд, но название должно быть связано с темой, например: «Сибиряки», «Землепроходцы», «Якуты» и т.д.
  • Учитель командам задает вопрос или задание (см. ниже описание по этапам).
  • Команды минуту-две обсуждают или выполняют, по истечении времени выдают свой ответ.
  • Побеждает команда, набравшая большее количество баллов
  • Ответ команд оценивается по шкале: полный ответ – 5 баллов, неполный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.

1-й этап – команды получают первое задание (одинаковое для всех).

Каждой команде дается лист, на котором представлены 4 портрета исторических деятелей (Приложение 3), чьи имена связаны с освоением и присоединением Сибири к России.

Задача группы: за 1-2 минуты подписать портреты исторических деятелей.

  • Иван Грозный
  • Ермак
  • С.Дежнев
  • Алексей Михайлович Романов

2-й этап – проверка знаний тематических понятий и терминов

Учитель зачитывает полное обозначение понятия, задача учащихся – внимательно выслушав, дать правильный ответ.

  • Кормление – система содержания должностных лиц за счет местного населения;
  • Ясак – дань мехами, которую платили сибирские народы;
  • Явчая головщина – сбор с каждого человека приехавшего в Сибирь
  • Тягло – все денежные платежи и натуральные повинности в пользу государства до реформ Петра I;
  • Острог – особый вид укреплений, первые постройки в Сибири
  • Зимовье – временное жилище охотника в тайге
  • Промысловый налог – налог, который взимался со всякого промысла (соль, шкуры животных) в размере 1/ 10 от промысла.

3-й этап – проверка знания основных дат и событий

Учитель заранее готовит карточки с датами. Задача учащихся: по  датам определить событие:

1581 г. – начало похода Ермака в Сибирь
1584 г. – окончание похода Ермака
1716 г. – основание Бердского острога
XV в. – первое упоминание в русских летописях термина «Сибирь»
1587 г. – основание Тобольского острога

Задача учащихся: по именам исторических деятелей определить событие или открытие, которое они сделали:

  • Строгановы
  • Дежнев
  • Кучум
  • Ермак
  • Иван IV

4-й этап – работа с картой «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков, т.е. карты из Приложения 2 и Приложения 3 необходимо размножить и разрезать заранее на фрагменты)

Группа учащихся получает раздаточный материал: набор фрагментов одной из карт.

Задача учащихся: правильно собрать карту, перечислить территории, вошедшие в состав России по окончанию XVII в.

III. В заключение урока учитель подсчитывает общую сумму баллов групп, подводит итоги, делает анализ достижений и допущенных ошибок.

IV. Домашнее задание: составить кроссворд по данной теме.

Читать еще:


Новые материалы:

Из истории русского народного костюма :: Урок естествознания "Организм человека. Кожа" :: Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Почему наш организм работает слаженно" в системе ИОО :: Введение в экономику в начальной школе :: Развитие речи младших школьников :: Тёмный Феникс ( X-Men: Dark Phoenix ), 2018 :: Стулья/Кресла офисные / TetChair / Кресло офисное из ткани TetChair CH 413 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD