Приёмы формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся через обучение устанавливать причинно-следственные связи : История и обществознание

В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса:

1. Почему произошло это событие?

2. Что произойдет, если:.? (гипотеза)

В начале учебного года во вновь сформированных 10-х классах я провела диагностику определения уровня усвоения системы знаний (разработана Г.А. Русских). Диагностика показала, что уровень овладения умением устанавливать причинно-следственные связи в 10-х классов можно определить как критический. Диагностика показала необходимость коррекции в данном вопросе.

Цель исследования: разработка методики обучения учащихся установления причинно-следственные связи.

Основа методики: система творческих заданий и упражнений.

Как главный результат работы произойдет формирование более сложных умений:

- сравнивать исторические объекты;

- выделять в изучаемых процессах и явлениях закономерности;

- делать выводы;

- доказывать свое мнение;

- уметь опровергать умозаключения;

- давать оценку историческим фактам, явлениям, событиям.

И что очень важно будет развиваться устная и письменная речь учащихся.

Учитель, управляя процессом обучения умению устанавливать причинно-следственные связи может делать это:

через систему жестких предписаний (алгоритмов);

через приемы программированного обучения: логические схемы, памятки;

через приемы развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В данном случае можно использовать элементы технологий ГСО, технологии развивающего обучения, проблемного обучения, технологии критического мышления, технологии проектной деятельности.

Итак, как учить мыслить?

Исходим из того, что готовим учащихся, которые станут ценными членами открытого общества. Они должны уметь сотрудничать, работать на равных и, в то же время, главенствовать и руководить. Для этого обучение должно быть активным, чтобы ученик мог привлечь формирования к делу собственную любознательность.

Алгоритм работы.

1 урок:

После этапа целеполагания и мотивации, начинаем работать над проблемой урока. Ученики должны знать, что мы учимся устанавливать причинно-следственные связи.

1 этап - только индивидуальная работа. Прием "разбивка текста на кластеры".

(Кластер - это термин, заимствованный из программирования; в чистом виде в технологии критического мышления - это прием используется на стадии вызова (интереса).

- работа только на основе соответствующего пункта учебника;

- в центре листа - пишется ключевое слово (тема, проблема);

- далее - по ходу чтения текста вокруг этого слова записываются идеи - слова или предложения, которые связаны с ним.

- по мере письма начинают устанавливать "связки" - причинно-следственные связи.

Правила работы:

  1. нужно выписать столько идей, сколько придет в голову;
  2. делая записи, судить о качестве этих мыслей, проверять орфографию - не надо! Помни, ученик, ты все делаешь правильно!
  3. не жалеть бумаги!

2 этап. Групповая работа. Группы только по 3 - 4 человека - это примерно 6 групп в классе.

Оборудование: лист формата А 3, фломастеры, ножницы, скотч.

На основе кластеров готовят схему от группы. Время работы ограниченно.

3 этап. Защита итогов работы. Все схемы вывешены на доску. По жребию выбираются группа, защищающая свою схему. И группа экспертов - её задача выбрать наиболее грамотно составленную схему.

На следующем уроке - закрепление полученных знаний в любой удобной форме. Не в форме буквального воспроизведения полученного результата.

Через некоторое время проводится 2 урок по обучению умению устанавливать причинно-следственные связи. В этот промежуток работа продолжается в зависимости от программы курса.

2 урок.

1 этап. Кластер составляется уже на основе учебника и дополнительных источников информации (например, аудио-, видеосюжет, документ, отрывок из монографии по данной проблеме).

2 этап. Групповая работа.

3 этап. Защита итогов работы. Здесь уже отвечают группы по желанию. Более активно звучат вопросы к представителям групп.

3 урок.

Обучение выделению последствий событий - высказыванию гипотез, альтернатив исторического развития. Для этого можно использовать технологию проектной деятельности.

И если результаты вводной диагностики показали, что уровень овладения умением устанавливать причинно-следственные связи в 10-х классов можно определить как критический, то теперь в результате промежуточной диагностики его можно охарактеризовать как допустимый.

Таким образом, работа по формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся будет способствовать успешной социализации личности.

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы "Урок здоровья" :: НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. Тема занятия: «Наша улица» :: Развитие познавательной активности и интереса к предмету через систему внеклассных мероприятий на английском языке :: От уроков немецкого языка к исследовательскому творчеству учеников :: Клубная работа с родителями детей старшей логопедической группы :: Погружение ( Submergence ), 2017 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Риальто Модель 582 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD