Урок "Россия в 1894–1916 годах" (9-й класс) : История и обществознание

Урок "Россия в 1894–1916 годах" (9-й класс) : История и обществознание

Цели урока:

  • сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ - ХХ веков, о том, что в начале ХХ века Российская империя вслед за развитыми капиталистическими странами вступила в качественно новый этап своего развития - этап перехода к индустриальному обществу: понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны;
  • продолжить подготовку к сдаче экзамена в новой форме.

Основные знания:

  • территориальная структура Российской империи в начале ХХ века;
  • количественная и качественная характеристика населения;
  • количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению с ведущими мировыми державами;
  • основные показатели индустриализации страны.

Основные понятия: геостратегическое положение; индустриальное общество; модернизация; империя; русификация; экономический уклад; капиталистическая монополия; сословие; класс; самодержавие; политическая партия; революция.

Оборудование: презентация, учебник (Загладин Н.В. (отв. ред.), Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История отечества. ХХ век: Учебник для 9 класса основной школы. - 2 изд., испр. и доп. - М: ООО "торгово-издательский дом "Русское слово - РС", 2003. - 400 с.: ил.), рабочая тетрадь ученика (Ларина Л.И. ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / Л.И.Ларина, Я.В.Соловьев, Д.А.Фадеева. - М.: Издательство "Экзамен", 2010 - 141, (Серия "ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь")

Ход урока

Изучение нового материала.

Использование презентации. Определение целей и задач в освоении темы. (Слайд 1)

Последний русский император (1894-1917), старший сын императора Александра III. Стремился сохранить самодержавную власть. (Слайд 2)

В октябре 1905 г. вынужден был издать Манифест, учреждавший законодательную Государственную думу и провозглашавший гарантии основных политических прав. В 1915 г., в разгар Первой мировой войны стал главнокомандующим русской армии. 2 марта 1917 г. отрекся от престола. В 1918 г. с санкции большевистского правительства без суда расстрелян в Екатеринбурге.

Карта России начала ХХ века. Рассказ учителя. (Слайды 3-4)

Территория

22,2 млн. кв. км 1/6 часть суши 2 место в мире
Население
1897 1914 2007
125,6 млн. 165,7 млн. 145 млн.
  10%  

146 народов и народностей

1 2 3
Китай Британская империя Российская империя

Беседа с учащимися по представленной информации:

  • каковы особенности России в начале ХХ века,
  • почему Россию можно назвать великой?

Подведение итогов беседы, высвечивается слайд 5.

Особенности России начала ХХ века

1. Крайняя неравномерность развития территорий.
2. Национальное и религиозное многообразие.
3. Централизованный характер управления.
4. Государственный язык и государственная религия.
5. Дискриминационная политика в отношении некоторых национальностей.
6. Политика русификации.
7. Жесткий контроль за жизнью общества.

Почему Россию можно назвать великой?

  • масштабы территории
  • численность населения
  • природные богатства
  • уровень развития экономики

Характеристика национального состава России начала ХХ века. Слайд 6.

Характеристика системы управления Российской империи. (Слайд 7). Практическая работа по заполнению таблицы в рабочей тетради ( 2.3)

Высшие учреждения Их функции
Государственный совет законодательная
Правительствующий Сенат судебная
Комитет министров исполнительная
Святейший Синод религиозная

Беседа с учащимися об успехах в развитии экономики и нерешенности проблем . В итоге демонстрация слайда 8.

Успехи в развитии экономики Нерешенность проблем
Индустриальный скачок.

1891-1903 гг. - Транссибирская ж/д.

Аграрный вопрос. Малоземелье. Перенаселенность. Низкая урожайность. Разорение.
Стабилизация бюджета и денежной системы. Рабочий вопрос. Тяжелые условия труда. Низкая заработная плата.
  Национальный вопрос. Стремление к автономии, неравноправие.

Характеристика структуры общества в начале ХХ века. Слайд 9.

Сословное деление Классовое деление
Дворянство.Духовенство. Буржуазия.
Купцы.  
Мещанство. Крестьянство. Пролетариат.

Практическая работа по заполнению таблицы 2.2. в рабочей тетради, с.8.

Новые классы на рубеже веков.

Классы Отношение к средствам производства Участие в процессе производства Пополнялись в основном за счет сословий
Буржуазия Владеют Организуют производство Помещиков, дворян
Пролетариат Не владеют Рабочая сила Крестьян

Основные события периода правления Николая II.

- 1897 - перепись населения. Реформы Витте.

- 1904 - 1905 - Русско- японская война.

- 1905 - 1907 - Первая русская революция.

- 1906 - 1911 - Столыпинская аграрная реформа.

- 1914 - 1918 - Первая мировая война.

Рефлексия.

Назовите то новое, что вы узнали на уроке.

Заполнение рабочей тетради с. 6-7, работа с понятиями. Слайды 12-21.

Домашнее задание: 1-2, вопросы к .

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" в технологии РКМЧП (чтение с остановками) :: Психолого-педагогический практикум по теме "Гуманистическое обучение и воспитание в школе как основа личностно-ориентированного подхода к учащимся" :: Синдром эмоционального выгорания педагогов. Способы профилактики :: Алгоритм деятельности группы разработчиков по примерной основной общеобразовательной программе ДОУ :: Советы по установлению добрых отношений с параметрами :: Иллюзия любви ( Mal de pierres ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Четверо против банка ( Vier gegen die Bank ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD