Восстание декабристов : История и обществознание

Цель урока: определить основные причины возникновения первых тайных обществ в России, а также, какую роль они сыграли в дальнейшем развитии России.

Основные понятия: тайное общество, “северное общество”, “Южное общество”, “Конституция”, “Русская Правда”.

Оборудование урока: схема выступления на Сенатской площади, карта атласа.

Важнейшие даты;

  • 1816 г. – возникновения “Союза благоденствия”.
  • 1818 г. – возникновения “Союза спасения”.
  • 1821–22 – возникновение Северного и Южного обществ.
  • 14 декабря 1825 г. – выступление на Сенатской площади.
  • 19 ноября 1825 г. – смерть Александра I.

Литература:

  1. Э. А. Павлюченко “В добровольном изгнании”.
  2. “Ночь перед казнью” (“Комсомольская правда” от 26 июля 1986 год.)

План урока:

  1. Зарождение организованного общественного движения
  2. Тайные общества
  3. Южное общество. Северное общество.
  4. Династический кризис.
  5. Восстание декабристов. Итоги восстания
  6. Жены декабристов.

В начале урока необходимо, чтобы учащиеся вспомнили

  1. Почему Александр I не использовал значительное укрепление своего авторитета для продолжения реформ?
  2. Чем можно объяснить активизацию антиреформаторских настроений в высшем обществе после войны?
  3. В чем состояли главные причины отказа Александра I от реформ?

Ход урока

1. Зарождение организованного общественного движения.

Одной из характерных черт послевоенного царствования Александра I стало возникновение общественного движения.

Вопрос: Как вы думаете, эти движения были новшеством для страны?

– Нет. Либеральное движение берет свое начало со времен правления Екатерины II.

Вторая волна общественного движения пришла в Россию после событий 1812 года.

Как вы думаете почему?

На это повлиял заграничный поход русской армии.

2. Тайные общества.

Учащимся предлагается сравнить первые тайные общества

Вопросы для сравнения “Союз благоденствия” “Союз спасения”
Количество членов в организации 30 200
Цель Уничтожения крепостного права и свержение самодержавия Уничтожения крепостного права и свержение самодержавия
Главная задача Поддержка реформаторских усилий правительства Помогать правительству в реформирование общества
Итог Союз распался Союз распался

– В чем вы видите причины распада этих обществ?

3. Южное общество. Северное общество.

Учащимся предлагается самостоятельно дать характеристику этих обществ, показать их сходства и различия.
Вопросы для сравнения Северное общество Южное общество
1. Где было создано Петербург Киев
2. Кто стоял во главе обществ Н. Муравьев П. Пестель
3. Основной программный документ “ Конституция” “Русская правда”
4. Решение вопросов
А) по отмене крепостного права
Б) избирательное право
В) Вопрос о земле
Г) Вопрос о форме правления
Д) Права нерусских народов

Программный документ какой организации можно назвать более демократичным? Почему при всей тайности общества правительству хорошо было о них известно?

4. Династический кризис.

19 ноября 1825 года из Таганрога приходит весть о смерти Александра I. Кто будет у руля правления? Наследников у Александра I не было. По положению о престолонаследии власть передавалась брату – Константину.

Ведь именно он имел право наследовать трон. Но еще при жизни Александра I он отказывается от короны в пользу своего младшего брата – Николая Павловича.

Присяга на верность императору была назначена на 14 декабря 1825 г.

(Знакомство со статьей и схемой восстания на Сенатской площади.)

– Почему восстание было проиграно? Назовите не менее 5-и причин.

  1. Отсутствие связи между обществами;
  2. Потеря времени (поздно восставшие появились на площади);
  3. На площадь не прибыл диктатор восставших – С. Трубецкой;
  4. Большая часть солдат уже принесла присягу на верность новому императору;
  5. “ Для народа, но без народа”.
    Восстание будет подавлено не только в Петербурге, но и в Киеве. А дальше будет суд и казнь пятерых, трое из которых сорвутся. Более 100 человек будут отправлены в Сибирь. Но это заставило Николая I пересмотреть свои шаги в проведение ряда реформ.
  6. Тема будет неполной, если не сказать о том, что судьбу тех, кто будет на Сенатской площади, разделят их жены, невесты

“ Во глубине сибирских руд,
Храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный mhel
И дум высокое стремленье,
Несчастью верная сестра
Разбудит бодрость и веселье
Придет желанная пора –
Любовь и дружество до нас
Дойдут сквозь мрамора затворы
Доходят мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут
Темницы рухнут и свобода
Вас примет радостно у входа
И братья меч вам отдадут”

Это стихотворение принес А.С. Пушкин А.Г. Муравьевой жене Н. Муравьева. Зачем?
Учащиеся уже знают о том, что случилось на Сенатской площади.
Был суд, была казнь пятерых товарищей и ссылка более 100 человек в Сибирь. За ними различными путями, дорогами поехали те, кто решил разделить их каторжную судьбу. Именно им было суждено войти в историю России, быть воспетыми в стихах и песнях.
Их было немного.

Екатерина Ивановна Трубецкая.

24 июня 1826 года, т.е. на второй день после казни, выехала Екатерина Ивановна Трубецкая. Ей было 26 лет. Выросшая в роскоши и богатстве она не представляла, что ждет ее впереди.
“ Увидимся ли вновь…?”– спрашивал ее отец. Она только просила простить ее. Карета двинулась по Набережной Невы. Мимо памятника Петру 1, Зимнего дворца. Для нее начались долгие и томительные дороги по пути в Сибирь.
В Иркутске ее задержали, отобрав все, то последнее, что ее связывало с Россией. Дальше она должна была ехать вместе с ссыльными. Она согласилась.
19 января 1827 года она прибыла в Благовещенск к мужу. Там она сняла комнату за 3 руб.50 коп.

В конце декабря 1826 года из дома Волконских из Петербурга на Набережной Мойки 12 выехала карета, в которой находилась 20-летняя Мария Николаевна Волконская – дочь капитана Раевского, героя Отечественной войны 1812 года.

(Дальше учащимся предлагается фрагмент о поездке по Сибирь Волконской.)

“ Проснулась я рано, а Катя спала
Пошла по деревне от скуки:
Избушки такие ж, как наши числом
До сотни в овраге торчали……..
………..И прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила..
И воздухе поднятый молот застыл..
Все тихо: ни песни, ни речи..
Казалось, что каждый здесь с нами делил
И горечь и счастия встречи”

(Дальше желательно познакомить учащихся с приказом Николая I, который ограничивал в правах тех женщин, которые ехали вслед за мужьями – каторжниками. )

  1. Сами себя обеспечивать
  2. Жить на собственные заработанные деньги
  3. Не использовать прислугу и т.д.

Но самое больное было то, что им не позволялось видеться со своими детьми.

Все женщины, выехавшие в Сибирь, разделили участь своих мужей.

Елизавета Петровна Нарышкины единственная дочь героя 1812 года графа Коновницына. Она получила прекрасное образование. Была умна, остроумна, добра, но замкнута. Ей было 26 лет, и ее единственная дочь скончалась еще до поездки в Сибирь.

Полина Гебель (Просковья Егоровна) – француженка, приехавшая в Сибирь вслед за ссыльным Анненковым. Венчание состоялось 5 апреля 1826 года. Торжество было необычным: красивая невеста и жених в кандалах. Но Полина была счастлива. Ей суждено было прожить в Сибири 30 лет и после амнистии вернуться в Петербург.

Александра Васильевна Ентальцева – ей было более тяжелей всего. Ее муж отбывал наказание в Березове, где вскоре заболел и умер в 1845 году. Ей же суждено было вернуться в Москву лишь только в 1856 году

Камилла ле – Дантью. В 1831 году она вышла замуж за ссыльного Ивашева. Но счастье их было недолгим. В 1839 году умирает Камилла, а в 1840 – Ивашев. С большим трудом удалось вывести детей Ивашева в Россию.

Не вернулась в Россию и Александра Григорьевна Муравьева. После смерти и ее мужа на попечение декабристов осталась маленькая Ноннушка Муравьева.

В 1856 году вернулись на родину Фонфизина, Давыдова, Розен, Уварова.

“ Как я когда-то кланялась России,
так я теперь кланяюсь Сибири
за все то, что она мне дала”.

Так говорила каждая из женщин, возвратившихся из ссылки.

Имена их вошли в страницу истории.

Закрепление материала.

Как вы думаете, данное движение, могло ли закончиться положительно?
Предположите, что да. Какой вы видите тогда Россию на данном периоде?

Тестовая работа в виде короткого ответа.

  1. Какое общество возникло раньше “Союз спасения” или “Союз благоденствия”?
  2. Кто был руководителем Северного общества?
  3. Какой полк на Украине поднял восстание вслед за восстанием в Петербурге?
  4. Как назывался программный документ Южного общества?
  5. В каком программном документе предполагалось введение конституционной монархии?

Домашнее задание § 8–9.

Читать еще:


Новые материалы:

Нестандартный урок – урок-"кросс" :: Решение показательных уравнений с параметрами :: Как привить интерес к математике :: Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля :: Технологическая карта урока "Вычитание натуральных чисел" в 5-м классе в соответствии с ФГОС :: Голос из камня ( Voice from the Stone ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Спокойной ночи - Лотос 800x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD