Внеклассное мероприятие по истории для 7–11-х классов, посвященное 70-летию разгрома гитлеровских войск под Москвой «Москва! Ты в солдатской шинели прошла, не склонив головы!» : История и обществознание

Цель: Формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941-1942 гг.

Задачи:

  • Расширение кругозора обучающихся в вопросах Московской битвы 1941-1942 гг.
  • Формирование умения самостоятельно искать дополнительный материал по предложенной теме.
  • Развитие умения отвечать на поставленный вопрос, думать, анализировать, сопоставлять данные по теме.
  • Формирование и развитие чувства уважения к истории, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины, своего города, сопричастности с событиями Московской битвы.

Оформление:

  • На передней стене плакат - “5 декабря 1941 года - начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой”. На стенах плакаты с крылатыми словами о Московском сражении и военной истории:

“Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва”. В.Клочков.

“Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву”. Г.К. Жуков

Не надо слов про доблесть и отвагу.
Слова – всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли.
И назад – ни шагу!
Мы здесь лежим.
Зато стоит Москва!
Владимир Карпенко

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя, Москва!
Марк Лисянский

Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
Павел Шубин

Москва! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы!
И сколько б мы песен ни пели
Их мало для нашей Москвы.
Михаил Светлов

  • Репродукции картин о Московской битве, фотографии памятников участникам битвы, портреты военачальников.
  • Газеты, выполненные классами накануне игры.

Музыкальное оформление

  1. “Песня защитников Москвы”, слова А.Суркова, музыка Б.Мокроусова;
  2. “Моя Москва”, слова М.Лисянского и С. Аграняна, музыка И.Дунаевского;

В игре участвуют 5 команд, созданных по результатам заочной викторины “Что ты знаешь о Московской битве?”

План игры:

1. Введение.

2. Проверка боевой готовности.

3. Артиллерийская подготовка (“Кто есть кто”, работа с таблицей).

4. Прорыв обороны стрелковой дивизией (решение кроссворда).

5. Преодоление минного поля (поиск ошибок в тексте).

6. Итоги битвы под Москвой (анализ текста).

7. Концерт фронтовой бригады

Введение

Показ видеосюжета на песню “Марш защитников Москвы”

Стихотворный пролог

1 чтец:

В дыму пожаров тонет даль седая.
Широк великой битвы разворот.
Колонны танков с фланга наседая,
Неудержимо движутся вперед.

2 чтец:

Саперы ищут под хрустящим снегом
Чужих сапер коварные следы.
Из белой рощи конница набегом
Врубается в орущие ряды.

3 чтец:

И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы,
Запомни их, товарищ! Эти люди
Фашистов отогнали от Москвы.

4 чтец:

Эти стихи поэт Алексей Сурков написал в 1941 году, когда 5 декабря Красная армия начала свое знаменитое наступление под Москвой. С тех пор эта дата памятна россиянам как одно из наиболее славных событий военной истории. С 1995 года 5 декабря отмечается как День Воинской Славы России.

5 чтец:

Наша игра посвящается истории Московской битвы. В декабрьские дни 1941 года произошло событие, которое внесло коррективы в ход войны. Здесь впервые стало понятно, что врага, так успешно продвигавшего по всей Европе и захватившего огромную территорию СССР, можно победить. В боях у столицы участвовало более 100 соединений.

6 чтец:

Давайте, вообразим, что наша игра это наступление, а каждая команда представляет дивизию. Советская стрелковая дивизия в 1941 году, как известно, должна была включать в себя около 14 500 человек. Сюда входили стрелковые и артиллерийский полки, танковый и саперный батальоны и другие подразделения. Таким образом, в сегодняшней игре участникам игры придется побывать в роли стрелков, артиллеристов, танкистов, саперов.

7 чтец:

Вашим оружием сегодня будут не винтовки, артиллерийские орудия и танки, а знания о Московской битве и умения применять их на практике. Задача состоит в том, чтобы пройти через основные этапы игры, выполнив задания с максимальной результативностью.

8 чтец:

Ваши успехи и неудачи будет оценивать жюри. (Приложения)

Представление жюри:

  1. Фомичев А.В. – Методист по истории НМЦ САО
  2. Макарова Н.С.- директор лицея
  3. Луцкая Е.Н. - зам директора по УВР
  4. Ерёмина Н.А. – зав. библиотеки
  5. Харьков И.Г. – зам. директора по безопасности, подполковник

Учитель:

Итак, наступление начинается. Как вы думаете, прежде чем начать военные действия, что должен сделать военачальник? Правильно, проверить боеготовность своих войск, их сильные и слабые стороны. Мы тоже проведем проверку и выясним слабые и сильные стороны команд.

1 конкурс

Проверка боевой готовности (разминка)

Вашу боеготовность мы проверим по трём направлениям:

  1. “Хронология” - знание дат, связанных с Московской битвой
  2. “Картография” - знание карты Московской битвы
  3. “Московская битва в вопросах и ответах”

За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл. На обдумывание задания 30 секунд.

1. “Хронология”

“Хронология” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
“Картография” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
“Московская битва в вопросах и ответах” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Когда в 1941 году началось первое наступление немцев на Москву?

- 30 сентября;

2. Когда началось второе наступление врага на Москву?

- 15 ноября.

3. Когда прошло торжественное заседание Московского Совета, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции?

- 6 ноября 1941 года

4. В который час 7 ноября начался парад войск на Красной площади, посвященный 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции?

- 8 часов;

5. Когда у разъезда Дубосеково произошёл неравный бой между гитлеровскими танками и бойцами 316-й дивизии генерала И.Панфилова?

- 16 ноября;

6. День начала контрнаступления Красной армии под Москвой:

- 5 декабря;

7. С какого числа Москва была объявлена на осадном положении?

- с 20 октября;

8. Когда началась эвакуация правительства из Москвы?

-16 октября;

9. Когда закончилась битва под Москвой?

- 20 апреля 1942

10. Когда Москва получила почётное звание Город-Герой?

- в 1966 году

2. “Картография”

1. На каком направлении Московской битвы располагался Западный фронт?

- на центральном;

2. Где происходило торжественное заседание Московского Совета, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции?

- на станции метро Маяковская.

3. В районе какого города предполагалось соединение немецких танковых клиньев после окружения Москвы?

- в Ногинске;

4. На каком направлении держала оборону 316-я стрелковая дивизия?

- на Волоколамском;

5. В каком населенном пункте стоит памятник воинам-сибирякам сражавшимся в этом районе в ноября 1941 года?

- деревня Ленино (Снегири).

6. Где удалось удержать наступление 2-й немецкой танковой армии генерала Гудериана?

- под Тулой;

7. На каком направлении Московской битвы 5 декабря 1941 года наступал Калининский фронт?

- на северном;

8. Укажите самое близкое расстояние от Москвы, на котором 5 декабря 1941 года находился враг:

- 23 км- д.Крюково Ленинградское шоссе

9. Где находился аппарат советского правительства, когда началось контрнаступление Красной армии под Москвой?

- в Куйбышеве;

10. Назовите города Московской области, которые были награждены высоким званием “Город Воинской славы”

- Дмитров, Волоколамск, Наро-Фоминск

3. “Московская битва в вопросах и ответах”

1. Какова была цель операции “Тайфун”?

- взятие Москвы группой армий “Центр”;

2. Что по планам Гитлера должно было стать с Москвой после взятия ее немецкими войсками?

- население уничтожено, город затоплен;

3. Что произошло после окружения советских войск под Вязьмой?

- советское командование приступило к строительству Можайской оборонительной линии.

4. Какое решение было принято сразу же после введения осадного положения в Москве?

- приступить к постройке баррикад и противотанковых укреплений на улицах Москвы.

5. Какова была реакция Гитлера, когда осенью 1941 года его предупреждали о необходимости своевременного снабжения войск группы армий “Центр” зимним обмундированием в связи с приближением зимы?

- он говорил, что зимнего обмундирования войскам не понадобится, так как группа армий “Центр” возьмет Москву до зимы.

6. Имя какого русского полководца не было упомянуто И.В. Сталиным в речи на параде 7 ноября 1941 года?

- Петра Первого;

7. Как И.В.Сталин отреагировал на предложение генерала Жукова о контрнаступлении под Москвой, с которым тот выступил в конце ноября?

- одобрил и предложил разработать план контрнаступления;

8. Как решался вопрос о контрнаступлении под Москвой в условиях, когда у Красной Армии не было превосходства над противником в силах?

- был использован фактор внезапности, и наступление было начато без какой – либо паузы после оборонительных боев, но без серьезного превосходства в силах.

9. Как отреагировал И.В.Сталин на мнение Г.К.Жукова по поводу нецелесообразности наступления Красной армии в январе 1942 года на всем протяжении советско-германского фронта?

- предложение было отклонено, и началось общее наступление на всем советско - германском фронте.

10. Главный итог Московской битвы

- развеян миф о непобедимости гитлеровской армии

9 чтец:

Итак, разведка проведена. Основные узлы обороны противника выявлены, настало время артиллерийской подготовки. Артподготовке отводилось важное место в боевых действиях. Вот что писал по этому поводу маршал артиллерии Василий Иванович Казаков: “Артиллерия обязана надежно подготовить атаку пехоты. Это значит, что она должна нанести урон живой силе противника, разрушить его штабы, узлы связи, оборонительные сооружения и подавить огневые средства… Подавить противника – значит лишить его возможности сопротивляться на какой-то отрезок времени”.

Учитель:

2 конкурс

Артиллерийская подготовка

Наша артподготовка проводится следующим образом – каждая команда получает листок с таблицей, в которой два столбца. В левом столбце указаны имена известных советских полководцев и полководцев противника, в той или иной мере причастных к Московской битве, а в правой колонке их должности. Требуется провести соответствие фамилий и должностей. Данные записать в таблицу.

На выполнение задания дается 5 минут.

Каждый правильный ответ жюри оценит в 1 балл.

Команда_________________________________________________________

  1. И.Сталин
  2. Франц Гальдер
  3. Б. Шапошников
  4. Федор Бок
  5. Гейнц Гудериан
  6. Эрих Гёпнер
  7. И. Конев
  8. Ганс Клюге
  9. Г.К. Жуков
  10. Семен Тимошенко
А. Командующий группы армий “Центр”

Б. Командующий Западным фронтом

В. Командующий Калининским фронтом

Г. Командующий 2-й танковой группой (армией)

Д. Командующий Юго-Западным фронтом

Е. Верховный главнокомандующий

Ж. Начальник Генерального штаба

З. Начальник Генерального штаба сухопутных войск

И. Командующий 4-й полевой армией

К. Командующий 4-й танковой группой

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

3 конкурс

Прорыв обороны стрелковой дивизией (решение кроссворда)

Время на решение кроссворда 5 минут

За каждое правильно угаданное слово 1 балл

  1. Эти бойцы стояли насмерть и к ним обращены знаменитые слова политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”
  2. Противотанковое и противотранспортное заграждение из бревен, металлических и железобетонных камней или балок, врытых в землю
  3. Этих летательных аппаратов в Москве 41-го года было даже больше, чем самолётов.
  4. На улицах Москвы были построены….
  5. К.К.Рокоссовский сказал: “…всегда отличались особой стойкостью. Трудно даже сказать, насколько своевременно они влились в ряды наших войск!" Кто эти бойцы?
  6. Эти “шестиконечные звёздочки” помогли остановить продвижение немецких танков к Москве
  7. Станции Московского метро в годы Московской битвы были превращены в….
  8. Каким родом войск командовал генерал-майор Л.М.Доватор
  9. Какое сверхсекретное оружие было применено впервые в ходе Московской битвы?
  10. Какой спортивный инвентарь активно использовали войска Красной Армии в ходе битвы под Москвой?

10 чтец:

Наше наступление стремительно развивается. Отходя, фашисты минируют пути наступления Красной Армии. Часто следует команда: “Остановиться! Минное поле! Приступить к разминированию”.

4 конкурс

Преодоление минного поля (поиск ошибок в тексте)

В качестве минного поля в нашей игре выступает письмо немецкого солдата, изобилующее фактическими ошибками. Прочитав его, надо найти десять ошибок, каждая из которых будет означать противотанковую мину.

Сейчас команде предстоит выступить в роли саперов.

За каждую найденную мину-ошибку команда получает по 1 баллу.

Время на разминирование 3 минуты.

Записи на обороте.

“Гутен таг, мой добрый дядюшка Курт!

5 декабря 1941 года после внезапно наступившей оттепели наши позиции под русским городом Калининым были атакованы войсками Западного фронта под командованием маршала Тимошенко. Командир нашего полка генерал Гудериан приказал сражаться до последнего патрона. Мы удерживали город до 12 декабря, пока на нас не обрушились советские гусары 2-го гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генерала от кавалерии Доватора, которых поддерживала целая бригада русских супертяжелых танков Т-26. Потеряв более 5000 танков, мы отступили к соседнему от Калинина русскому городу Тула.

Губ дай. Твой любимый племянник Карл Вральман”

11 чтец:

После каждого сражения принято подводить итоги. Вот давайте, и мы попробуем это сделать. Иногда одно и то же событие оценивается разными людьми по-разному.

5 конкурс

Итоги битвы под Москвой (решение проблемных ситуаций)

Вашему вниманию предлагаются некоторые высказывания о значении Московской битвы. Вы должны определить, что соответствует реальному значению битвы под Москвой, а что нет.

Записи делаете на обороте.

Время на работу с текстами 3 минуты.

Оценка за этот конкурс до 5 баллов.

Задание 1.

В ходе Московской битвы был нанесен сильный удар по военному престижу фашистской Германии. Весь мир убедился в том, что гитлеровцы оказались побитыми. Германские бронетанковые силы на московских полях понесли серьезный урон, который они не смогли восполнить до конца войны.

Согласны ли вы с этим утверждением и почему?

Задание 2.

Победа Красной армии под Москвой развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии, показала возросшую боеспособность советских вооруженных сил, которые на некоторое время смогли перехватить стратегическую инициативу в свои руки и добиться окончательного перелома в Великой Отечественной войне в свою пользу.

Что вы думаете по поводу такой оценки итогов битвы под Москвой?

Задание 3.

Разгром немецких армий под Москвой продемонстрировал несокрушимость советского государства, стойкость и мужество советских бойцов и командиров, возросшее военное искусство военачальников, а также единство многочисленных народов Советского Союза.

Вы согласны с такими оценками итогов Московской битвы?

Задание 4.

Поражение гитлеровских армий под Москвой окончательно похоронило идею возможности молниеносной войны в 1941 году и надежды на скорую победу вермахта над Красной армией. Война на Восточном фронте приняла затяжной характер. Помимо всего прочего это поражение привело к самым большим с 1914 года отставкам германского генералитета.

Вы согласны с этим?

Задание 5.

Победа под Москвой имела огромное международное значение, которое способствовало подъему авторитета СССР в мире, росту национально-освободительного движения в странах, оккупированных войсками германского блока. Результаты Московской битвы остудили горячие головы некоторых политиков в Италии и Турции, предотвратив их вступление в войну против Советского Союза.

Согласны ли вы с такими оценками?

12 чтец:

Война – это не только грохот сражений и дым пожарищ, самоотверженность военных на фронте и тяжелые будни тружеников тыла. Общему делу борьбы с врагом отдавали также свой талант поэты и писатели, художники и композиторы, работники сценического искусства.

13 чтец:

Давайте представим, что мы на привале, на отдыхе. И пока наши бойцы отдыхают, а в военном штабе подводят итоги сражения, давайте посмотрим Концерт “фронтовой бригады”.

14 чтец:

Наш концерт открывает стихотворение Александра Трифоновича Твардовского “Москва”, написанное в далёком 1941 году.

15 чтец:

Эта песня появилась ещё до Великой Отечественной войны, впервые она была исполнена ещё в 1938 году.Но случилось так, что в военные годы она оставалась одной из самых популярных. Её, как и “Священную войну” или “Синий платочек”, пели на фронте и в тылу. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский “Катюша”.

16 чтец:

Существует множество переводов и альтернативных тексов этой песни на разных языках. В Италии это “Катарина”, в Израиле — “Катюшка”. Также эта музыка использовалась в марше Primavera 250 дивизии вермахта.

17 чтец:

Есть версия что именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище “Катюша” боевым машинам реактивной артиллерии серии “БМ”.

18 чтец:

Уже 70 лет прошло с того грозного времени Московской битвы.

Прошла война, прошла страда, 
Но боль взывает к людям:  
Давайте,  люди, никогда 
Об этом не  забудем.

19 чтец:

Память… Она должна навсегда сохранить в наших сердцах подвиг защитников Москвы. И, сколько бы не прошло лет, все должны помнить героическую оборону нашего любимого города. Именно об этом написал свои стихи современный поэт Борис Кочетов “Московская битва”

20 чтец:

“Бьётся в тесной печурке огонь…” - эти строки напишет Алексей Сурков в письме к жене в ноябре 1941 года после боя, в котором ему пришлось участвовать. А в феврале 1942 года стихи Суркова будут положены на музыку композитором Константином Листовым. Нехитрые слова и мелодия быстро полюбились бойцам. И очень скоро у песни “В землянке” началась своя фронтовая жизнь. Давайте послушаем её в исполнении 10 класса.

21 чтец:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...

22 чтец:

Давайте вдумаемся в цифры.. ДВЕ ТРЕТИ выпускников 1941 года не вернулись с войны.. Многие из них пали в первых же боях.. Но погибли они не зря.. Их подвиг позволил организовать прочную оборону и в итоге победить.. Им посвящается ….М.Глинки “Вариация на тему русской народной песни” в исполнении Марины Ульяновой.

23 чтец:

Поэма “Василий Тёркин” или “Книга про бойца” была начата Александром Твардовским ещё до войны. И уже тогда была известна читателям. Но с началом войны закончилась мирная жизнь и литературного героя – Васи Тёркина. Начинается его военная биография. 

24 чтец:

В тяжелых испытаниях войны родился и вырос главный герой ТвардовскогоВасилий Теркин, бывалый, храбрый, неунывающий русский солдат. Поэма о Теркине писалась Твардовским на протяжении всей войны. Давайте посмотрим сценку из поэмы “На привале”

25 чтец:

В ноябре 1941 года до войны журналист и поэт, а в то время командир сапёрного взвода младший лейтенант Марк Лисянский возвращался после лечения в госпитале в Ярославле в кузове попутного грузовика в свою 243-ю стрелковую дивизию, находившуюся на Калининском фронте и участвующая в битве за Москву.

26 чтец:

Переживая за судьбу столицы, Лисянский набросал в блокноте стихотворение “Моя Москва” (“Дорогая моя столица”). Когда машина проезжала через Москву, оно уже было готово. Во время получасовой остановки на Пушкинской площади поэт успел отдать его в редакцию журнала “Новый мир”. Стихотворение было опубликовано в декабрьском номере за 1941 год, однако, в связи с переездом редакции в Куйбышев, этот номер увидел свет только в феврале 1942 года.

27 чтец:

С 5 июля 1995 года — официальный гимн Москвы. Авторы слов — Марк Лисянский и Сергей Агранян, композитор — Исаак Дунаевский. Давайте все вместе исполним эту прекрасную песню.

Исполнение песни “Моя Москва”

Учитель:

Ну, а теперь слово жюри.

Подведение итогов игры. Награждение победителей игры и заочной викторины.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие "Путешествие по сказкам" :: "Воспитание успешного человека". Беседа на родительском собрании :: Внеклассное мероприятие по теме "Мы – хозяева нашей природы" :: Внеклассное занятие по ПДД :: Разработка внеклассного мероприятия в 1-м классе "Прощание с Азбукой" :: Дозор джунглей ( Les as de la jungle ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Комоды и Тумбы/Комоды / Grifon Style / Комод RX800 Sky ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD