Отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества : История и обществознание

Из истории известно, что в момент кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. Когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими нравственными вечными заповедями. Но этот рост интереса к религии носит сегодня скорее количественный, чем качественный характер, так как посещать храмы стало модным и престижным, а иногда и политически выгодным.

В течение 2011-2012 года на базе школы №8 г. Мончегорска вместе с учащимися мною было проведено исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества, роли церкви и на определение социальной мотивации верующих, характер и предмет личной веры.

Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека. Не зря следующей по рангу причиной поддержки респонденты указали, что религия помогает перенести трудности нашей жизни. Этот вариант поддержали почти 25% респондентов, добавляя: «без этого трудно жить сегодня», «религия помогает жить человеку, поверить в себя», «она помогает справиться со многими переживаниями» и др.

Поддержку возрождения роли церкви и религии в России часть респондентов (13%) увязывает с необходимостью подъема национального самосознания народов нашей страны, восстановления утраченных традиций, символов, образцов культуры прошлого. В анкетах рукописные дополнения: «поддерживаю религию как культурное наследие», «религия это спасение народа». К сожалению, лишь немногие из опрошенных учащихся (3%) связывало рассматриваемое явление нашей жизни с началом подлинной свободы религиозных взглядов человека, и видят в нем естественный процесс общественного развития. Из всей совокупности опрашиваемых 15% выразили безразличие ко всему происходящему, хотя и с оттенком лояльности, а 4% – откровенно признались в своем неприятии новых религиозно-духовных процессов.

Всех верующих, точнее, назвавших себя таковыми в общей массе респондентов составляет не более 2/3.

Для подавляющего большинства молодежи, в том числе и для православных верующих, сама религия понимается «не религиозно», а социально – утилитарно, как средство поддержания культуры и морали. Большинство верующих называют так себя не столько потому, что они действительно верят в Бога и в основные положения религиозного мировоззрения, а потому что считают, что религия – полезна для общества, быть верующим – хорошо. Такое понимание согласуется с позициями гуманизма, но не может быть основой настоящей, глубокой веры.

Для объективного понимания религии в сознании молодежи важно учесть, что значительное число молодых людей (в т. ч. и неверующие) считают себя сторонниками традиционных религий. Но мнение, что большинство российской молодежи православные – миф. Обнаружено весьма поверхностное знание священных текстов, религиозных обрядов и предписаний, а также несоблюдение последних преобладающим большинством опрошенных. Среди ценностей нашей жизни: «общение с Богом», «чтение религиозной литературы» выбрали лишь 6,5% участников социологического опроса. Только один человек из опрошенных решил посвятить свою жизнь Богу.

На вопрос «Читали ли вы Библию?» почти 5% респондентов ответили, что «прочитали полностью», 73,8% – читали только отдельные фрагменты и не читали ничего – 21,2%. Что касается другой религиозной литературы, то ее читали 22% опрашиваемых, но половина из них не могла привести ни одного названия из прочитанного.

Признали себя неверующими 4 % опрашиваемых, атеистами – 7%. Неверие среди молодежи объясняется отсутствием сегодня религиозного воспитания, религиозных семейных традиций, несовместимостью научных знаний с религией.

Заслуживают внимание ответы респондентов на вопросы о добре, зле, грехе, их ценностных ориентациях. Около 1/3 опрошенных вкладывают в понятие «добра» служение людям, свершение полезных дел на благо всех, милосердие, самопожертвование, любовь ко всему живому на земле. Это – деятельная форма проявления добра, которого нам всем сегодня не хватает.

Почти каждый пятый респондент рассматривает добро через призму личных качеств человека его открытость, всепрощение, искренность, понимание окружающих, «все, что хорошее в нем есть».

«Добро» с совершением благоугодных дел связывает лишь 2% учащихся. «Зло» в сознании наших респондентов оказалось более многоликим, чем «добро», что вызвало определенные сложности в структурировании и типологии ответов. Основная масса опрошенных «зло» соотносит с вредом, наносимым окружающим – 25%; в некоторых случаях с пояснениями, а в большинстве анкет без пояснений о характере и типе наносимого ( или проявляемого ) вреда.

Почти 1/3 участников опроса указали формы проявлений «зла», назвав их около полутора десятков. Они разделены на два основных вида: деятельностный и оценочно-личностный. В первом случае называются: ложь, вероломство, ненависть, подлость (5,4%), грубость, жестокость, насилие, агрессия (2,9%),месть, вражда, злословие, преступления, патологические наклонности, действия против совести (2,4%). Во втором – мы встречаем: себялюбие, эгоизм, безразличие (5%), амбиции, зависть, стремление добиться любым способом, все отрицательное, что есть в человеке.

Как видно, «набор» характеристик в сознании респондентов является отражением типичных проявлений массового поведения людей в период социального кризиса. «Зло», как деяние, не угодные Богу, рассматривают всего лишь 2,6% респондентов. «Добро» и «Зло» как две стороны одного социального явления, как неразделимые, выбрали более 3% опрошенных. А 5 человек видят в зле даже движущую силу общемирового развития. Показательно, что половина респондентов не смогла дать ответы на эти два вопроса.

Третье понятие, включенное в качестве вопроса в анкету, «грех» вызвало затруднения почти у 40% учащихся. Остальные (около 60%) высказали разные точки зрения на этот преимущественно теологический вопрос. Бол ее 20% опрошенных соотносят с понятием «грех» не только плохие поступки в отношении людей, но и преступные действия (воровство, изнасилование, убийство). В этом же отразилось наше время. Напомним, что среди всех ценностей сугубо религиозные (вера в Бога, чтение религиозной литературы) выбрали около 7% респондентов. Остальные выделили, прежде всего, так называемые вечные ценности нашей жизни, которые в кризисных условиях приобретают особую значимость: любовь, здоровье, семья, достаток, уважение.

Вывод: Прагматизм сегодняшней жизни существенно потеснил интеллектуально-познавательные и нравственно-эмоциональные ценности бытия. Не вышли в число значимых и ценности религиозной жизни. В нашей стране с началом обвальных перемен молодежь не в меньшей степени, чем поколение, почувствовала разрушение морально-нравственных опор в жизни личности, навязывание, культивирование чуждых нам нравственных принципов и не к месту скопированных с иной социальной системы, с иного миропонимания вызвало новые процессы в сознании учащейся молодежи.

Тяга учащейся молодежи к поиску духовной опоры, своей веры будет сохраняться. В сегодняшних условиях вера для молодежи приобретает многозначный смысл. Для одних она становится знаком групповой или национальной принадлежности, для других – эстетически любознательным занятием, для третьих – это высшая духовная потребность, способ миропонимания, форма бытия.

Читать еще:


Новые материалы:

Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД. Профилактика ВИЧ-инфекции :: Освоение навыков командного взаимодействия в тренинге :: Психологический практикум "Использование невербальных средств общения в педагогических ситуациях" :: Психологическая помощь детям при разводе родителей :: Тактика общения с аудиторией (занятие с педагогами) :: Между нами горы ( The Mountain Between Us ), 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Стеллажи и Перегородки/Полки / Merdes / Полка книжная Домино ПК-20 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD