Классный час по теме "Пылая местью и любовью, восстала русская земля" для учащихся 8–9-х классов : История и обществознание

Классный час по теме "Пылая местью и любовью, восстала русская земля" для учащихся 8–9-х классов : История и обществознание

Презентация. (Слайд 1)

Указом Президента 2012 год объявлен годом истории. Много памятных дат этого года напоминают о многовековом историческом пути нашего народа.

(Слайд 2). Одна из них – 200 лет победе русского оружия в войне 1812 года.

(Слайд 3). 1812 год. Был год, который не был равен ни одному из множества годов……. (текст на слайде).

(Слайд 4) 12 (24) июня 1812 года армия Наполеона вторглась на территорию России, перейдя реку Неман.

(Слайд 5)

Численность французской армии была в три раза больше, российской. Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли воины покоренных народов Европы, поэтому ее называли армия “двунадесяти языков”.

Александр 1 обратился с Манифестом к народу, призывая отстоять родную Отчизну.

И млад и стар откликнулся на царственный призыв.

(Слайд 6)

Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть – чем в рабстве жить.

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем сомкнемся в ратном строе
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу.

(Слайд 7) Под натиском Наполеона русские войска отходили к Витебску, а затем к Смоленску. К Смоленску прибыл новый командующий армией. Им стал ученик А.В.Суворова, любимец солдат М.И. Кутузов (Слайд). Обрадованные таким назначением, солдаты говорили: “Приехал Кутузов бить французов”.

Французы взять Смоленск сходу не смогли и две русские армии, наконец, соединились. Ф.Н. Глинка писал:

“…Солдаты наши желали, просили боя. Подходя к Смоленску, они кричали: “Мы видим бороды наших отцов, пора драться”.

(Слайд 8) 16 августа 1812 г. на рассвете Наполеон начал сражение за город. Под ядрами и гранатами запылал весь город. Горели дома, магазины, сараи, амбары. Рушились здания. Среди огня, в дыму и пыли, метались жители, плакали дети, стонали раненые. Казаки подхватывали детишек в седла и увозили их из города. Наполеон понял, что штурмом не возьмет Смоленск, и задумал обойти его. Но русские ли разгадали маневр Наполеона и стали отступать. Командиры, солдаты негодовали и рвались в бой: они же два дня били французов! Но Барклай исполнял свой долг: “Великая армия” была все еще много сильнее. Рисковать было нельзя: другой армии у России не было. Пылающий красавец Смоленск, был разрушен. С солдатами уходили и жители.

Утром французские войска вошли в город и бросились грабить то, что уцелело от огня. Наполеона всегда поражала стойкость и боевое умение русских солдат. Одного из них он увидел мертвым на берегу Днепра. Императору доложили, что этот русский солдат, укрывшись на берегу, один удерживал у переправы роту французов. Каждый выстрел этого русского егеря бил наповал. Пришлось подтащить пушку. Ее ядра разбили в щепы дерево, служившее ему укрытием. Только к ночи русский прекратил стрельбу, погибнув.

Захватив Смоленск, Наполеон двинулся к Москве. В 90 км от Москвы у села Бородино произошло сражение, определившее ход событий войны 1812 года.

(Слайд 9) Накануне битвы, объехав будущее место сражения,Наполеон сказал, “Шахматы поставлены, игра начнется завтра”. Он плохо спал в эту ночь.

(Слайд 10) В русском накануне сражения был совершен крестный ход с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, спасенной из горевшего Смоленска. К иконе приложились офицеры, а затем солдаты.

(Слайд 11) Битва началась ранним утром 26 августа (7 сентября).

Рано утром, 26-го августа, Наполеон со свитой подъехал к Шевардинскому редуту, откуда он намеревался руководить своей шахматной партией. Здесь император и свита сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост. Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона:

“Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!”

Сражение, продолжавшееся около 15 часов, стихло лишь в сумерки. Настроение русских войск, отошедших от занимаемых первоначально позиций не более, чем на 1 км, было таково, что все, от рядового до генерала считали битву выигранной.

(Слайд 12) Унтер-офицер Тихонов вспоминал, что когда закончилась битва, “приказание привезли, чтобы завтра атаковать француза. Мало его осталось, повалили мы его страсть что: он очень густо стоял, нашим пушкам ловко было палить; наших зарядов много меньше пропадало, чем французских, да мы и стояли пореже. Повалил он, после полудня, у нас много народу, но все не столько, сколько мы у него”

(Слайд 13) После сражения встал вопрос, что делать дальше.

На совете в деревне Фили было принято решение: отступить и сдать Москву.

Кутузов рассуждал так: французы в Москве не задержатся. Нечего есть, нечем кормить лошадей, да и делать нечего. Захотят вернуться в Европу. Но идти по Смоленской дороге, которая ими же разорена, где они уничтожили все запасы продовольствия, фуража, им не резон. Наполеон будет отступать на Калугу, Брянск, где русская армия держала большой запас продуктов для себя. Надо построить укрепления, перекрыть Калужское направление и встретить французов хорошим огоньком и обязательно заставить отойти на Смоленск. Оторвавшись от французов, армия Кутузова получила возможность передохнуть, пополнить ряды с 85-ти тысяч до 120-ти тысяч.

(Слайд 14) Наполеон вошел в Москву. (Текст по слайду.)

(Слайд 15) Шел октябрь месяц. Наполеон сидел в Москве. Кутузов стоял лагерем в Тарутино.

Положение французов было катастрофическим, Наполеон понял, что его план победить Россию – провалился. Французы стали спешно паковать награбленное, и покидать Москву. Обоз, где были много золота и награбленного добра, двинулся к Смоленску. Армия – по Новой Калужской дороге. Это к западу от Тарутино. Наполеон задумал скорым маршем проскочить мимо Кутузова, выйти на Калугу, разжиться хлебом и боеприпасами, а уж затем повернуть на Смоленск. Разведкапартизан, в лице Александра Никитича Сеславина, донесла Кутузову о маневре неприятеля, и он бросил наперехват передовой отряд Дохтурова. 12 октября отряд прибыл в Малоярославец.

(Слайд 16) К тому времени город уже находился в руках французов. В коротком бою русские выбили неприятеля. Французы, получив подкрепление, вновь заняли город. Затем русские, собрав свежие силы, выбили неприятеля. Восемь раз город переходил из рук в руки. Бои были страшные. Город горел, черные облака закрывали небо. Колонны солдат давили массой друг друга, кололи штыками, били прикладами. Телами убитых и раненых были завалены овраги и русло Лужи. В сражении с обеих сторон участвовало по 25 тысяч человек. К вечеру городом овладели французы. Наутро к югу от Малоярославца Кутузов выстроил свою армию. Это было предложение Наполеону провести генеральную битву. Такую же, как под Бородино. Весь день 13 октября Наполеон думал: биться или нет? А утром 14 октября французские войска в спешном порядке отступили на Смоленск. Струсили. После Малоярославца инициатива полностью перешла к Кутузову. Адъютант Наполеона Филипп Се Гюр напишет: “Здесь остановились завоевания Вселенной”. У поселка Красный (65 километров от Смоленска) Кутузов встретил горе – завоевателей. Бой продолжался 3 дня и закончился победой русских. Наполеон потерял лучшие части, 6 тысяч убитыми, 26 тысяч пленными, большую часть артиллерии. Остатки французов бежали на запад – к Березине, месту их окончательного разгрома

(Слайд 17) Французская армия постепенно разлагалась в условиях тяжелейшего отступления. Из 650 000 солдат, пришедших с Наполеоном в Россию, кампанию пережило лишь около 93000. В конце 1812 года остатки некогда непобедимой армии перешли Неман и покинули Россию.

25 декабря последний солдат некогда великой армии покинул пределы Российской империи, император Александр 1 издал манифест об окончании Отечественной войны. А Михаил Илларионович Кутузов поздравил свои войска с победой и призвал “довершить поражение неприятеля на собственных его полях”. Всего три месяца русскому народу и его армии, чтобы сокрушить Наполеона. Он имел полное право сказать такие слова: “Война закончилась за полным истреблением неприятеля”. К русским же солдатам он обратился с приказом об окончании войны, в котором были замечательные слова: “Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!”. И вслед за Кутузовым и мы повторяем: “Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!”.

Приложение 2. Состязание.

Приложение 3. Домино. Восстала Русская земля.

Читать еще:


Новые материалы:

Красота русского народного костюма :: Сценарий вечера встречи выпускников :: Агитбригада "Юные друзья пожарных" :: Литературно-музыкальная композиция "Сражались со взрослыми рядом" :: Нетрадиционный урок технологии в 5-м классе по теме: "Праздник хлеба" :: Тихое место (A Quiet Place), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list23.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list23.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list23.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Убийство в Восточном экспрессе ( Murder on the Orient Express ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD