Методическая разработка урока истории по теме "Тоталитарный режим и судьбы народа". 11-й класс : История и обществознание

Методический замысел урока:

На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный характер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села.

Цель:

  • Доказать или опровергнуть, что Советское государство в 30-40-е г. действительно являлось тоталитарным, выяснить,  как складывались судьбы людей при данном режиме.

Задачи:

  • Способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций учащихся;
  • Продолжать развивать умение оценивать исторические явления и персоналии;
  • Через осмысление прошлого формировать позитивное отношение к истории;
  • Воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа, рассказ, размышления, рассуждения.

Метод урока: репродуктивный с постановкой проблемного вопроса.

Средства обучения: ТСО, слайд-презентация, исторические документы.

Ход урока

На слайде:

  • Власть принадлежит единственной массовой партии, стоящей над государственными органами или сращиваемой с ними.
  • Общеобязательная государственная идеология.
  • Репрессии как неотъемлемое средство политики.
  • Контроль над СМИ.
  • Централизованное руководство экономикой, господство государственной собственности.
  • "Монополия на оружие", на управление вооруженными силами.

Учитель: Перед вами перечислены признаки определенного государственного строя. Сможете ли вы определить, к какому режиму это относится?

(Предполагаемые ответы: Тоталитарный режим- государственный строй, осуществляющий полный контроль над всеми областями общественной жизни).

Учитель: Как вы думаете, почему я с этого начала урок?

(предполагаемые ответы: будем говорить о тоталитарном режиме, или что в СССР был тоталитарный режим)

Постановка проблемного вопроса: Действительно ли советское государство в 30-40-е являлось тоталитарным, и как это отражалось на судьбах людей?

Учитель:  В 1931 г. появилась пьеса Афиногенова "Страх". Её название отражало то чувство, которое было общим для миллионов советских людей. Один из персонажей пьесы так говорил о жизни общества:

Слайд:

"80% : живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне - насильственной коллективизации, советский работник - непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники - обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха!"

Вопросы для обсуждения:

Почему "великий страх" - неотъемлемая характеристика тоталитарного общества? ( ответы детей)

Почему тоталитарному государству был необходим террор?

(Предполагаемые ответы: Террор был необходим тоталитарному государству для создания всеобъемлющей репрессивной системы - "лагерной империи". Государство истребляло не только тех , кто противодействовал его политике, но и тех, кто был ему предан - для создания "подсистемы страха", который проникал в саму сущность человека.)

Учитель: В истории советского государства всегда было место для репрессий. С помощью этого механизма укреплялась власть, с помощью этого механизма ликвидировались те, кто не подходил под стандарты, определённые властью. Наибольшего размаха репрессии достигли в 1930-х годах, когда во главе НКВД стоял Н.Ежов. В этот период террор против населения СССР стал по истине большим. Почему? (ответы детей)

Мозговой штурм: У вас на столе чистые листки. Я предлагаю вам записать ассоциации, которые вызывают у вас слова "Большой террор" и "репрессии" и прикрепить их на доске. (Предлагаемые варианты записываются без обсуждения и отбора).

А теперь по очереди подойдите и сгруппируйте сходные ассоциации. Давайте обсудим, что у нас получилось, прокомментируйте. (ответы детей должны содержать такие понятия, как арест, ссылка в Сибирь, разветвленная система ГУЛАГа, бесплатная рабочая сила и т.п.)

Учитель: Перед вами письмо школьницы Нины Шевцовой И.Сталину. 13 января 1937 г., а после него один из самых знаменитых лозунгов того времени. Прочтите документ и сопоставьте его с лозунгом. Сделайте выводы.

Работа с документами:

Документ №1

" Здравствуйте, дорогой тов. Сталин! Наш любимый вождь, и друг всей счастливой советской страны. Я шлю вам свой горячий и сердечный привет и желаю вам лучших успехов в Вашей жизни, быть здоровым навсегда. Я хочу вам описать свою невеселую жизнь.

Дорогой тов. Сталин! Я слышала по радио о Ваших речах, вы говорили, что в Советском Союзе жить детям очень хорошо, они учатся в школах.

Дорогой Иосиф Виссарионович, я и мой брат не в силах ходить в школу, потому, что питания у нас нет. Корову и лошадь отобрал у нас сельский совет в 1935 г.. Теперь у нас нет никакой скотины, т.к. сельский совет неправильно наложил на нас налог около 2000 руб. Такой большой налог уплатить мы не в силах: Семья у нас, тов. Сталин, 8 человек: 6 детей.

Дорогой И.В., в колхоз мы не вступили потому, что отец мой инвалид, он сражался на 2-х. войнах и потерял там все свое здоровье, так что работать в колхозе он не может.

Дорогой тов. Сталин, мне очень хочется ходить в школу, но нет питания и сильное малокровие:

Так вот, тов. Сталин, любимый наш вождь, я вам описала свою жизнь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу. Пишите, пожалуйста, дорогой тов. Сталин, мне ответ, я буду ждать с нетерпением".

Лозунг того времени:

Спасибо тов.Сталину
За нашу счастливую жизнь!
За детство счастливое наше,
За наши счастливые дни!

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы можете прокомментировать письмо девочки?

2. Могло ли оно в реальности попасть к Сталину?

3. Какова была бы реакция Сталина на письмо?

4. Сопоставьте письмо и знаменитый лозунг того времени, сделайте вывод.

Документ №2:

Слайд: "Без 37-го года, возможно и не было бы войны в 1941 году. В том, что Гитлер решился начать войну: большую роль оказала оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел".

маршал Сов. Союза А.М.Василевский

Вопросы:

- Как вы расцениваете слова Василевского?

- На основе каких фактов маршал СССР заявляет о нереализованной возможности предотвратить В.О.в? Согласны ли вы с его мнением?

Учитель: Как народ СССР воспринимал репрессии, существовало ли сопротивление репрессированной машине? (ответы). При обсуждении проблемы сталинизма всегда встает вопрос о нравственном выборе людей, живших в те годы, об отсутствии активного сопротивления происходящему. Давайте ознакомимся с отрывком из произведения А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" и попробуем ответить на вопрос, который он же нам и предлагает.

Работа с отрывком из произведения А.И.Солженицына:

А.И.Солженицын. "Архипелаг ГУЛАГ".

"Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда пересажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих квартирах делали бы засады по нескольку человек с топорами, ведь заранее известно, что эти ночные гости не с добрыми намерениями идут - так не ошибешься, хрястнув по душегубцу. Или воронок с одиноким шофером, оставшийся на улице - угнать его или шины проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников, и несмотря на жажду Сталина - остановилась бы проклятая машина!".

Вопросы:

- Остановилась бы проклятая машина?

- К чему призывал Солженицын?

- Было ли сопротивление?

Учитель: Давайте наполним историю живыми людьми, рассказами о судьбах тех, кто страдал, любил, ненавидел, но надеялся и верил. Хочу пригласить вас к этой работе, которую назвала“Жертвы политических репрессий”.

Выступление учителя школы, Базаровой Л. А.(дочери репрессированной немки): /Людмила Акрамовна рассказывает о депортации немцев Поволжья, о трудной судьбе своих родственников и многих немцах, переживших ужасы Джидлага/

Учитель: Сейчас я хочу, чтоб вы вспомнили, кто же был жертвами , можно назвать своих знакомых, родственников и т.д.), (домашнее задание: узнать, были ли репрессированные в семьях учеников 11 класса).

Учитель: В начале урока перед нами стояла задача, доказать или опровергнуть, что Советское государство в 30-40-е действительно являлось тоталитарным, какой вывод вы можете сделать?

Какой знак можно поставить между тоталитарным режимом и репрессиями?(ответы учеников)

Слайд: ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ = РЕПРЕССИИ

Самооценка учащихся.

Читать еще:


Новые материалы:

Применение электромагнитных явлений на железной дороге :: Урок физики в 7-м классе. Тема: "Плавание тел" :: Источники света. Распростанение света :: Сценарий конференции "Соло для соли" :: Урок русского языка в 4-м классе по системе Л.В. Занкова "Образование прилагательных" :: Хит, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Кантри КА-212.01 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD