Закон стоит на страже природы : История и обществознание

Тип урока: комбинированный урок

Форма организации работы: общеклассная, групповая и индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

  • Систематизировать знания по охране природы
  • Использовать полученные знания в своей практической деятельности

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическую культуру и экологическую грамотность учащихся
  • Оценивать жизненную значимость экологически грамотного поведения человека

Развивающие:

  • Совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их
  • Совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме

Задачи урока:

  • Донести мысль об ответственном отношении к природе.
  • Познакомить учащихся с правовой основой защиты окружающей среды.

Оборудование: учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Н.; карта урока; Приложение 1 (буклет для работы на уроке), Приложение 2 (мультимедийная презентация), Приложение 3 (творческая мастерская); проектор;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Настрой на урок. Чтение стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Весна, весна! как воздух чист!  
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко  
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,  
Летают облака!

Клонит к лени полдень жгучий,
Замер в листьях каждый звук,
В розе пышной и пахучей,
Нежась, спит блестящий жук;
А из камней вытекая,
Однозвучен и гремуч,
Говорит, не умолкая,
И поет нагорный ключ...

Слово учителя: Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения были выбраны для нашего урока? Что объединяет все эти стихотворения?

Ответы учащихся.

Слово учителя: Как авторы описывают природу? В чем выражается природная красота?

Ответы учащихся.

Переход к изучению новой темы

Слово учителя: Все мы знаем, что природу надо беречь. Ведь защита окружающей среды – это обязанность гражданина.
Сегодня на уроке мы поговорим об охране природы. А также познакомимся с законами, которые регулируют отношения человека и природы. И познакомимся мы не только с российскими законами.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте подберём эпиграф к нашему уроку.

  1. «Человек – царь Земли, на которой живет»

  2. «Природа – кладовая, а человек в ней   хозяин»

  3. «Пора бы человечеству понять,
    Богатства  у природы отбирая,

    Что Землю тоже нужно охранять,
    Она как мы – такая же живая»

(Подчеркнутый эпиграф правильный)
 
Ребята, давайте подумаем, почему мы выбрали именно этот эпиграф?  

Ответы учащихся.

Вывод: Мы не должны забывать об охране природы. Каждый человек должен заботится об окружающем мире, чувствовать ответственность за чистоту и сохранность природы.

II. Изучение новой темы

Слово учителя: Ребята, сегодня нам с вами не понадобится тетрадь. У каждого из вас на столе лежит буклет (Приложение 1), с которым вы сегодня будете работать. Откройте его пожалуйста, и запишите дату, цель и эпиграф нашего урока.
Ребята, мы несколько уроков посвятили теме «Природа». Сегодня мы говорим о её охране. Что же значит слово «Охранять»? Откройте пожалуйста свои буклеты и подберите несколько синонимов к слову «охранять».
Давайте вспомним, что такое синонимы?

Ответы учащихся.

Слово учителя: Ребята, в словаре русского языка В.И. Даля я насчитала 15 синонимов. (стеречь, беречь, оберегать, сторожить, караулить; боронить, защищать, безопасить, крыть, отстаивать, заступать, застаивать, держать в целости, сохранно, спасать.). Вы назвали многие из этих слов. Посмотрите какие важные слова являются частичкой понятия «Охранять». Охранять природу – это не просто следить за порядком и чистотой вокруг. Ещё это означает любовь к природе, проявление заботы к окружающему нас миру.
Мы с вами на прошлых уроках обсуждали качества настоящего гражданина, выполняющего обязанности по охране природы. Это, например, ответственность. Какие ещё примеры мы можем вспомнить?

Ответы учащихся.

Слово учителя: Все верно. Но не только граждане ответственны за сохранность природы. Государство разработало специальные документы для того, чтобы защитить природу. И сейчас мы с ними познакомимся.
Ваша задача, слушая мою лекцию, делать краткие записи в табличку в буклете.

Работа с таблицей
Начало начал

                    

Законы Хаммурапи

А как у нас?

     

Законы Петра I

Закон об охране природы РСФСР

           

ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»

          

А как у них?

         

Законы США об охране природы

Лекция

Первые дошедшие до нас законы об охране природы были изданы в Древнем Вавилоне царём Хаммурапи в XVIII в. до н. э. Эти законы касались защиты лесов от вырубки.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома
хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
В царствование Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других документов, связанных с охраной природы. Следует отметить Указ от 30 марта 1701 года, которым впервые в России запрещалась расчистка леса под пашню и сенокосы на расстоянии 30 верст от сплавных рек. Указом от 1719 г. наказание за загрязнение Невы предусматривалось в виде вечной ссылки на каторжные работы. Указом от 6 апреля 1722 г. "О вальдмейстерах" впервые в России были введены должности лесничих  вальдмейстеров, и подлесничих  унтер-вальдмейстеров. Издание 3 декабря 1723 года Обервальдмейстерской инструкции, включавшей всего 28 статей, придало лесному законодательству единство.
   
Первый закон об охране природы в РСФСР был принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г. Согласно этому закону объектами охраны природы являются земля, недра, воды, леса и иная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, редкие и достопримечательные объекты, животный мир, атмосферный воздух. В данном законе последовательно формулировались задачи и принципы охраны окружающей среды, дан перечень объектов охраны, — практически все они в той или иной мере защищались средствами уголовного закона.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. такой подход в принципе сохранен. В законе сформулированы основные принципы и объекты охраны окружающей среды. В нём указано, что главным является охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий. Закон направлен на сохранение животного и растительного мира страны, её природных ресурсов.  Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определяет полномочия государства в вопросах охраны окружающей среды. Охране, согласно закону, подлежат: земля и недра, флора и фауна, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.
Государством разработаны также законы об охране воды, воздуха, редких и исчезающих видов животных и растений, законы о сохранении земли и недр.
В США существует множество экологических законов. И хотя они имеют разные цели, но направлены на то, чтобы защитить живую и неживую природу, сохранить здоровье и благополучие человека.
Вот некоторые из них. Закон «Об охране федеральных вод от загрязнений» и Закон «О чистом воздухе» позволяют контролировать хозяйственную деятельность человека. Для компаний – банкротов, загрязняющих среду, в США существует специальный фонд, средства которого направляют на очистку загрязнённых территорий.
В законе «Об охране редких и исчезающих видов животных и растений» упоминается белоголовый орёл. Он был выбран национальной птицей новой страны. В отличие от РФ, в США охрана природы находит отражение только в законодательных актах, и нигде более. В РФ охране природы посвящена статья в Конституции, главы в УК РФ и КоАП РФ.

Ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали?

Самопроверка.

1. Что попадало под охрану Вавилонского царя Хаммурапи? (Леса)

2. Основная политика Петра I, связанная с охраной природы? (Запрет на вырубку леса вдоль рек, загрязнение вод,  вырубку редких деревьев, создание лесных хозяйств)

3. Что попадает под охрану государства по закону РСФСР? (Земля, недра, воды, леса и иная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, редкие и достопримечательные объекты, животный мир, атмосферный воздух.)

4. Что является главным объектом охраны по ФЗ РФ «Об охране природы»? (Охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий, научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества.)

5. Чем отличается законодательство США И РФ по вопросу охраны природы? (В отличие от РФ, в США охрана природы находит отражение только в законодательных актах, и нигде более. В РФ охране природы посвящена статья в Конституции, главы в УК РФ и КоАП РФ)

Творческая мастерская (Приложение 3).

Слово учителя: Ребята, благодаря вашим выступлениям мы можем сделать три важных вывода:

  • Из-за малейшего нарушения человек может нанести природе вред
  • Из-за малейшего нарушения человек может ощутить на себе серьезные последствия.
  • Из-за малейшего нарушения человек несёт ответственность за свои поступки (Административная, Уголовная)

III. Закрепление изученного на уроке

Слово учителя: Ребята, на одном из прошлых уроков мы с вами читали стихотворение. Я бы хотела ещё раз его озвучить.

Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа – наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится.
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней…

Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

(ученица средней школы пос. Рождествено)
Это стихотворение написала девочка, ученица школы пос. Рождествено. Давайте тоже попробуем написать стихотворение. Первой строчкой стихотворения будет «Должны природу мы беречь….»

IV. Подведение итогов урока

Слово учителя: Ребята, какой вывод мы можем сделать в конце урока?

Ответы учащихся.

Слово учителя: Как бы наше государство не охраняло природу, как бы не заботилось о ней и какие бы законы не выпускала, все начинается с человека. С его отношения к природе, с его заботы, осознания и понимания ситуации, с его ответственности. Чтобы достичь результата, нужно начинать с себя лично.

V. Домашнее задание

Выписать два определения: Экологический кризис и Экологическая катастрофа. К каждому определению сделать иллюстрацию.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие-мастерская для учащихся 8–9-х классов "Активная доброта" :: Факультативное занятие "Вот какие чудеса!" :: Методические рекомендации по созданию воспитательной системы класса в школе 3-й ступени :: Урок-игра "Летим в прошлое", 4-й класс :: Конкурсная программа для учащихся 5–7-х классов "Тани, Танечки, Танюши", посвященная Татьяниному дню (25 января) :: Ловушка ( A Kind of Murder ), 2015 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный BELDA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD