Деловые игры на уроках обществознания: обучение через перевоплощение : История и обществознание

Участники игры Учащиеся 10-11 классов
Длительность мероприятия Целесообразно отвести на данную игру не менее одной недели.
Образовательные технологии Технология интерактивного обучения; технология воспитания в процессе обучения; технология групповой деятельности.
Цель игры Освоение типичных ролей гражданина через участие в обучающих ролевых играх, моделирующих ситуации реальной жизни, через формулирование правил и норм социального взаимодействия
Задачи:

Воспитательные задачи:

1. Воспитание современного правового и политического сознания личности.

2. Повышение политической культуры и грамотности учащихся.

3. Формирование позитивного отношения учащихся к школе, товарищам, одноклассникам.

Социокультурные: 1. Социализация ребенка, выработка навыков социального поведения и социального взаимодействия.

2.Усвоение знаний, правовых ценностей и норм, присущих современному обществу в целом и группе сверстников в частности.

3. Формирование толерантного отношения к социальному окружению.

Развивающие: 1. Развитие умения формулировать и отстаивать собственную точку зрения.

2. Развитие умения работать в команде.

Планируемый результат Усвоение учащимися: основ избирательного права и избирательного процесса; механизмов функционирования субъектов избирательного процесса; основ технологии проведения выборов в демократическом обществе.
Ресурсы Помещение школы; нормативно-правовая база: Закон о выборах президента школьной республики, Положение об ученическом самоуправлении; протоколы избирательной комиссии (шесть протоколов); бюллетени для голосования; стенд с фотографиями и программами кандидатов в президенты; модель избирательного участка (урна, кабинки для голосования); технические средства ОУ: компьютеры, принтеры, проекторы, фотоаппараты.
Организация пространства Работа в группах.
Этапы игры

 

 

Значение данного этапа для учащихся

“Готовимся к выборам” 2. “Мы выбираем, нас выбирают” 3. “Мы - за честные выборы!” 4. “А что в итоге....”
(рефлексия)
Деятельность
обучающихся
Формируемые умения Деятельность
обучающихся
Формируемые умения Деятельность
обучающихся
Формируемые умения Деятельность
обучающихся
Формируемые умения
Учащиеся “примеряют социальные маски”, погружаются в обстановку игры; ощущают себя частью большой команды усвоение поставленной задачи,

саморегуляция;

психологический настрой

процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;

овладение знаниями, умениями, системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами социальной деятельности

Умение перевоплощаться; умение , понятьмысли, чувства, поступки, в определенной социальной ситуации; диалоговое взаимодействие;

погружение в общение

Выработка навыков социального взаимодействия Рефлексирует, оценивает себя и других, аргументирует свою оценку.Направляет мысли, выслушивает ответы, организует взаимо и самооценивание  

Умение делать выводы

“Ролевые игры при изучении обществознания – обучение через перевоплощение”

Что такое детская игра, знает любой человек, потому что игра для ребенка - это один из самых естественных способов общения с миром. Посредством игры происходит развитие, познание этого самого мира. А если игра еще и ролевая, это всегда несет в себе большой обучающий потенциал!

Поэтому, играя в ролевые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему".

Принципиальное отличие ролевой игры от других методов обучения состоит в том, что игра предполагает подачу материала в динамическом развитии, конкретная ситуация рассматривается во всем многообразии взаимосвязей с другими областями знаний.

Ролевая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.

При этом возможно одновременное вовлечение в активный учебный процесс практически каждого участника. В этом одно из преимуществ ролевых игр перед сложившейся практикой учебных занятий. Ролевая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения.

Игры, включаемые в учебно-воспитательный процесс, отличаются от развлекательных своей социальной направленностью и содержанием, особенностями целей и задач.

Учебно-ролевая игра “Выборы президента школьной республики”

Ход игры

1. “Готовимся к выборам...”

Подготовительный этап данной игры достаточно сложный и долгий. Он требует как от учителя, так и от учащихся времени, сил, творческого подхода.

На данном этапе проводится общее собрание старшеклассников, на котором происходит знакомство с целями проведения деловой игры “ Выборы...”, общей схемой игры. Важно именно на начальном этапе, привлечь ребят к формированию ученического самоуправления, создать устойчивый интерес, выработать положительную мотивацию. Также на этом собрании объявляются сроки выдвижения кандидатов и их регистрации, определяется день выборов; определяются рабочие группы учащихся, которые будут задействованы в процессе игры.

Рабочие группы Функции
Избирательная комиссия школы Организует подготовку и проведение выборов Формирует избирательные участки (по параллелям)

Составляет списки избирателей, протоколы подсчёта голосов, вырабатывает форму избирательного бюллетеня.

Готовит место проведения выборов – избирательный участок.

Пресс-центр Обеспечивает гласность проведения выборов. Знакомит с деятельностью избирательной комиссии, освещает ход предвыборной кампании.

Выпускают газеты, берут интервью у участников игры, проводят пресс-конференции.

Центр изучения общественного мнения Эта группа социологов изучает мнение школьного “электората” об их отношении к выборам, ученическому самоуправлению, проблемам школьной жизни. Предполагаются, как минимум, три социологических опроса: в начале игры, перед выборами, и на заключительном этапе.
Независимые наблюдатели Наблюдают за ходом предвыборной борьбы, проведением выборов.

Обеспечивают равные права всем участникам.

Технический центр Создаётся на технической базе компьютерного класса.

Оказывает техническую поддержку кандидатам в президенты в изготовлении агитационных материалов, а также избирательной комиссии, журналистам и социологам.

2. “ Мы выбираем, нас выбирают”

Второй этап игры состоит из нескольких мини-этапов, каждый из которых несет свою смысловую и функциональную нагрузку.

А)Выдвижение кандидатов.Предвыборная борьба начинается с выдвижения кандидатов. Каждый класс может выдвинуть 1 и более кандидатов. Допускается самовыдвижение, в таком случае необходимо собрать подписи (не менее 30). Избирательная комиссия производит регистрацию кандидатов, выдает удостоверения установленного образца. Центр изучения общественного мнения в этот период проводит социологический опрос среди учащихся 9-11 классов по следующим пунктам:

  • Насколько необходимо в нашей школе ученическое самоуправление?
  • Какие проблемы, по твоему мнению, оно способно решить?
  • Каким будет твоё участие в работе Совета школы?
  • Считаешь ли ты участие в выборах обязательным для тебя?
  • Чем для тебя является участие в выборах?

Далее идет обработка полученных данных и их публикация информационным центром в виде “Наказа избирателя”, который должен помочь кандидатам разработать свои предвыборные программы.

Б)Избирательная кампания.На данном этапе игры каждый кандидат в президенты школьной республики выдвигает свою предвыборную программу. В школе проводится “настоящая” предвыборная кампания: агитационные листовки, настенные и печатные газеты, видеоролики и мультимедийные презентации, концерты в поддержку отдельных кандидатов и т.д. К оформлению работ выдвигаются определенные требования: содержательность, корректность, эстетичность.

На данном этапе проводятся встречи с избирателями, кандидаты отвечают на вопросы будущих избирателей.

(Технологии предвыборной кампании у всех разные....)

В)“Открытый микрофон”. Данный этап игры предполагает публичные выступления кандидатов перед широкой аудиторией, в присутствии всех конкурентов. Необходимо изложить свою программу, показать подготовленные материалы, поучаствовать в дебатах на тему “Как сделать жизнь школы лучше?”, ответить на вопросы журналистов и избирателей. Как показывают проведённые впоследствии соцопросы избирателей, именно успешное выступление кандидатов на данном этапе влияет на конечный выбор.

3. “Мы - за честные выборы!”

На данном этапе игры происходит голосование, которое организуется в читальном или актовом зале школы.

Избирательные участки открываются и работают на переменах. Голосование происходит по мажоритарной системе, победители определяются простым большинством голосов. За ходом голосования наблюдают представители ученического и учительского коллектива, обозначенные в начале игры как “наблюдатели”. После голосования избирательная комиссия производит подсчёт голосов и оформляет протоколы голосования, которые подписывают председатель избирательной комиссии, наблюдатели.

4. “А что в итоге....”

(рефлексия)

На следующий день после проведения голосования проводится круглый стол для всех участников игры, оглашаются результаты голосования. Ребята высказывают своё мнение, оценивают проведённые мероприятия, степень собственного участия, высказывают предложения по совершенствованию правил игры.

В качестве рефлексии учащимся старшей на уроках обществознания школы предлагается написать эссе “Зачем я иду на выборы”.На основе изученных сочинений и высказанных мнений учитель может сделать вывод о том, насколько участие в игре было познавательным и полезным для всех её участников.

Читать еще:


Новые материалы:

У Лукоморья. 4-й класс :: Театрализованное представление "Ура! Каникулы! История муравья-муравьишки" :: Бинарный урок искусств "Искусство Средневековья". 8–9-й классы :: Принципы и подходы к обучению и воспитанию детей в условиях модернизации образования на уроках музыки в начальной школе :: История одной песни :: Ёлки новые, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Мягкая мебель/Пуфы / Бител / Пуф Бочонок ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD