Изучение темы "Культура Руси XV–XVI вв." с использованием метода коллективно-распределительной деятельности. 11-й класс : История и обществознание

Изучение темы "Культура Руси XV–XVI вв." с использованием метода коллективно-распределительной деятельности. 11-й класс : История и обществознание

Изучение истории в старших классах должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. При всех достоинствах технологии развивающего обучения учитель в условиях массовой школы не всегда имеет возможность реализовать ее в полном объеме. Но вполне возможна реализация основных ее принципов. На наш взгляд большой эффект в обучении можно достичь с помощью коллективно-распределительной деятельности учащихся, т.к. именно она помогает формированию коммуникативных действий на уроках.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются  различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для современного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и,  наконец, представить найденные совместно результаты. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие  на развитие ребенка.

Исследования психологов показывают, что учащийся со средним уровнем активности отвечает на  уроках только 7 минут в день. Есть дети, которые в силу своих психологических особенностей не любят и не могут публично выступать и высказывать свои мысли вслух   перед всем классом и учителем. Но зато в группе он может занимать активную  позицию,  обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в    такой ситуации чувствует себя увереннее.

Можно выделить следующие особенности организации групповой работы учащихся на уроке:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. В качестве примера рассмотрим следующий урок из курса истории 11 класса.

Цели урока:

1) Опираясь на исторические условия развития русской культуры XIV-XVвв., имея в виду историко-культурный процесс, познакомить учащихся с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры XV-XVI вв.; объяснить, что создание  этой культуры является великим подвигом народа.
2) Продолжить работу по развитию умения проводить анализ основных направлений историко-культурного процесса данного периода.

Оборудование: репродукции икон, архитектурных  сооружений, карта, карточки с терминами, презентация.

План изучения нового материала:

1. Особенности развития русской культуры XV-XVI вв.
2. Основные жанры русской литературы данного периода.
3. Основные направления общественной мысли. Становление национального самосознания.
4. Развитие зодчества и живописи как отражения развития духовной культуры.

Ход урока

Учитель: объявляет тему урока. (Объяснение и закрепление материала проводится с использованием презентации).
В процессе формирования единого Русского государства преодолевались местные культурные особенности, складывалась единая русская культура. Она впитывала в себя     самые лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи. В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретала самобытные национальные черты.

Вводная беседа: (должна помочь учащимся представить историческую обстановку, в которой развивалась русская культура). В вводной беседе затрагиваются следующие вопросы.

– Что было нового в историческом развитии нашей страны этого периода?
– Какие перемены происходили в политическом строе?
– Какие земли были присоединены к России?
– Как продолжала формироваться русская народность?
– Что мы понимаем под термином «культура»?

Учитель: подводит итоги вводной беседы результаты просмотра презентации.

Для историко-культурного развития русских земель период конца XV-XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось образование русской народности. Всё это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов. В русской культуре учитываются светские и демократические элементы.

Учитель: используя полученную учениками информацию и опираясь на основные этапы плана освоения нового материала, предлагает ученикам проанализировать достижения русской культуры XV-XVI вв. Класс разделён на 4 группы, каждая из которых получает задание.

Задания по группам:

1 гр. – в области развития общественной мысли и летописания;
2 гр. – в области литературы;
3 гр. – в области зодчества;
4 гр. – в области живописи.

(Каждая группа, используя дополнительную литературу, готовит ответ по своей проблеме и сообщает его классу, в конце делается вывод. В процессе рассказа на доске появляются карточки с основными понятиями данного урока: юродивый; печатник; иконостас; житие; четьи минеи; национальное самосознание.)

Учитель: для закрепления освоенного материала предлагает ученикам сформулировать ответы на следующие вопросы:

1. Каковы особенности русской культуры XV-XVI вв?
2. Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу?
3. Какова главная идея теории «Москва – третий Рим»?
4. Какие изменения происходят в русском зодчестве?
5. Какие процессы происходят в русской живописи этого периода?
6. Определить значение книгопечатания на Руси.

Учитель подводит итоги, выставляет отметки, определяет домашнее задание.

Приложение 1

Читать еще:


Новые материалы:

Урок обучения грамоте. Буквы П, п, звуки [п] [п'] :: Знакомство с буквой П, п :: Мастер-класс урока математики в 1-м классе по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова (программа 1–4) :: Спутник Земли – Луна :: Обучение высказыванию детей через составление рассказов цепной организации :: Три биллборда на границе Эббинга, Миссури ( Three Billboards Outside Ebbing, Missouri ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Комоды и Тумбы/Тумбы / Столлайн / Тумба навесная Рио СТЛ.135.06 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD