Комплект рабочих тетрадей по обществознанию. Методическое пособие для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования : История и обществознание

Существующие рабочие тетради по различным учебным дисциплинам, в том числе и по обществознанию, представляют собой сборники заданий, которые выполняются преимущественно самостоятельно, то есть дома. Безусловно, эти задания могут быть применены и для первичного закрепления нового учебного материала во время урока, и в качестве проверочной работы по теме, и в составе итоговой контрольной работы по разделу, курсу. Однако, так или иначе, подобные учебные пособия – это сборники заданий для выполнения с применением полученных на уроке и в результате внеаудиторной самостоятельной работы знаний и умений. Свое предназначение такие рабочие тетради с успехом выполняют.

У Комплекта Рабочих тетрадей (Приложение 1, Приложение 2), который я имею честь представить, несколько иное назначение. Хорошо известно, что такое технологическая карта урока (по-старому и по-простому - конспект). Всем знаком процесс, когда преподаватель расписывает в специальную таблицу этапы урока: “что делают студенты?”, “что делает преподаватель?” и так далее. Получается некий рабочий документ для преподавателя, инструкция, если хотите, дорожная карта. Выдержать порядок, хронологические рамки этапов, успеть сделать все запланированное на уроке – все это действительно важно. И очень помогает в работе четкое знание того, что нужно делать, когда нужно делать, как нужно делать. Научиться самому организовывать учебный процесс – для преподавателя это много, но еще не все. Нужно научить этому и студентов. Ведь главная цель педагога в современных условиях не просто научить, а научить учиться, научить организовывать свою учебную деятельность. Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции.

О подходах, целях и технологиях

Комплект Рабочих тетрадей предусматривает работу с учебником А.Г. Важенина “Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей” [См.: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей тех-нического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. – 10-е изд., пере-раб. – М.: Издательский центр “Академия”, 2014. – 464 с.;] и предполагает выполнение заданий из Практикума к этому учебнику [См.: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей тех-нического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2014. – 192 с.].

Комплект Рабочих тетрадей разработан на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта и является частью методического обеспечения учебного курса “Обществознание”. По сути, каждая тема – это технологическая карта урока для студента. Уроки спланированы в логике технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП), что означает следующее:

  • уроки построены с логическим выделением стадий “Вызов”, “Осмысление”, “Рефлексия”;
  • некоторые уроки делятся на логические части, которые так же выдержаны в логике РКМЧП, то есть в рамках стадии “Осмысление” несколько раз повторяется цепочка “Вызов – Осмысление – Рефлексия” (использован принцип эффективной лекции);
  • применяются такие приемы технологии РКМЧП как кластер, синквейн, танка, хокку, бортовой журнал, концептуальная (сравнительная) таблица, таблица “Кто? Что? Когда? Где? Почему?”, эссе (как задание для внеаудиторной самостоятельной работы);
  • применяются такие педагогические стратегии как уже упомянутая эффективная лекция и групповая работа.

Как показывает практика, ни один из существующих ныне учебников по логике изложения учебного материала, не совпадает с рабочими программами, составленными по примерным программам по обществознанию. То же касается и учебников, используемых в образовательных организациях при реализации рабочих программ. Таким образом, одной из задач, стоящих перед преподавателем в этих условиях, становится приведение в логическую связь программы и учебника, или “проторение и разметка пути” от темы программы к параграфу учебника. Комплект Рабочих тетрадей должен помочь решить и эту проблему. Он выполнен в соответствии с рабочей программой, ориентирован на учебник и практикум к нему и содержит некоторые дополнительные материалы, которые позволяют расширить кругозор студентов.

О структуре уроков

Работа по темам строится следующим образом.

На комбинированных уроках на этапе проверки знаний предполагается проведение понятийных диктантов (что остается за рамками Рабочих тетрадей).

На стадии “Вызов” студенты вовлекаются в работу по осмыслению и принятию цели, формулированию задач урока; используется “Кластер предположений”; заполняется Бортовой журнал.

Стадия “Осмысление” предполагает лекцию преподавателя, работу с текстом учебника, дополнительной литературой, раздаточным материалом; продолжается работа с Бортовым журналом, составляются и заполняются различные схемы и таблицы.

На этапе первичного закрепления материала студентам предлагается выполнить задания из Практикума.

На стадии “Рефлексии” студентам предлагается составить синквейн, танка или хокку и после обсуждения сформулировать вывод урока.

После того, как сформулирован и записан вывод урока, студентами проводится рефлексия – самоанализ собственной деятельности на уроке, оценка результатов.

По результатам изучения каждого раздела программы предполагается написание эссе (художественная форма письменной рефлексии) по одной из тем, приведенных в конце Рабочей тетради на выбор (вариант задания: выбор темы самостоятельно из дополнительных источников).

В конце каждого урока содержатся задания для внеаудиторной самостоятельной работы, важная роль в которой отводится работе с Терминологическим словарем, помещенным в конце Рабочей тетради.

Некоторые темы программы предлагаются для самостоятельного изучения студентами с последующим представлением результатов и обсуждением в аудитории.

Изложенный алгоритм проведения уроков по обществознанию позволяет обеспечить условия развития критического мышления у студентов, добиться усвоения ими учебного материала, развивать универсальные учебные действия, развивать в студентах такие ключевые компетенции как самоорганизация, целеполагание, планирование, постановка познавательных задач, анализ, самооценка деятельности, выдвижение гипотез, владение способами совместной деятельности в группе.

В качестве примера использования авторской разработки "Комплект рабочих тетрадей по обществознанию: методическое пособие для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования" приводится разработка урока по обществознанию по теме "Религия как феномен культуры" (Приложение 3, Приложение 4).

О технической функции

Комплект рабочих тетрадей выполняет не только методическую функцию, но и чисто техническую.

Во-первых, он исправляет недостатки организации Практикума (содержит специальные формы для выполнения заданий).

Во-вторых, он позволяет отказаться от ведения студентами обычных тетрадей (на уроках вместе с Рабочей тетрадью используются только черновики).

Итак, в целом Комплект рабочих тетрадей призван обеспечить условия для успешного овладения студентами базовым понятийным аппаратом общественных наук и облегчить работу преподавателя по предварительной подготовке, организации и проведению учебно-воспитательных занятий по курсу “Обществознание”.

Представляется, что материалы, содержащиеся в Комплекте, при внесении необходимых изменений могут быть использованы на уроках как с любыми учебниками по дисциплине “Обществознание”, так и без таковых.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное занятие по литературе "Декабрь — вершина года" :: Роль студенческих объединений в формировании профессионально-коммуникативной подготовки бухгалтера :: "Вышивка шелковой лентой". Рукоделие. Для учащихся 9-х классов :: Праздник выходного дня по теме "Мои домашние питомцы" :: Сценарий праздника "Посвящение в студенты" :: Форсаж 8 ( The Fate of the Furious ), 2017 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Ротонда Модель 378 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD