Урок истории по теме "Казанская губерния в начале XX века: общественно-политическая жизнь и национальное движение" : История и обществознание
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок истории по теме "Казанская губерния в начале XX века: общественно-политическая жизнь и национальное движение" : История и обществознание

Цель урока: изучение особенностей общественно-политического развития Казанской губернии в начале XX века.

Задачи урока:

  • выявить общие черты и отличия в политических течениях и партиях России и Казанской губернии начала ХХ века.
  • развитие умения анализировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, интерпретировать текстовую информацию в схемы и таблицы, формулировать обобщающие выводы, давать оценку событиям и процессам.
  • формирование активной гражданской позиции; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другой точке зрения.

Основные понятия: джадидизм, кадимизм, “танчылар”, ваисовское движение, “Ит-тифак аль-муслимин”, мусульманская фракция, мусульманская трудовая группа.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Опережающее задание: подготовить выступление о деятельности Садри Максуди, Мухлиса Буби.

План урока:

1) политические силы в крае и их представители;

2) национальное движение;

3) мусульмане в Государственной думе.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация. Приложение 1. Слайд 2

Однажды мы в пятом году проснулись, встречая рассвет,
И кто-то призвал нас: трудись, святой исполняя завет!
Увидев, как низко горит на утреннем небе звезда,
Мы поняли: кончилась ночь, настала дневная страда...

- Кто автор стихотворения? Как называется стихотворение? (Г.Тукай "Сознание" ("А?"))

- О чем говорится в стихотворении? О какой знаменательной дате идет речь? (Первая русская революция 1905-1907 года).

- Что изменилось в политической сфере российского общества? (появились новые политические партии и организации, 17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест, созыв Государственной Думы)

Какие политические силы существовали в России в начале ХХ века. Слайд 3

Повторение политических партий и их программ. Слайд 4

Партии, лидеры Аграрный вопрос Форма правления и государственного устройства.
Конституционно-демократическая,

Лидер - Милюков П.Н.

Отмена выкупных платежей, наделение малоимущих крестьян гос. землей и монастырской. Частичное принудительное отчуждение владений помещиков с государственной компенсацией. Парламентская монархия. Сохранение государственного единства России с возможным автономным устройством Царства Польского и восстановлением Конституции Финляндии.
“Союз 17октября”,

Лидер - Гучков А.И.

Продажа крестьянам государственных и удельных земель, переселение, частичное отчуждение помещичьей земли. Конституционная монархия, сохране-нием за монархом титула “самодержца”, сохранение “единства и нераздельности Российского государства”.
Социалисты-революционеры,

Лидер - Чернов В.М.

Социализация, т.е. отмена частной собственности без выкупа; земля становилась общенародным достоянием; распределение общиной. Республика; федерация – широкая автономия для областей и общин, национальных регионов.
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Лидеры - Ленин В.И. (большевики), Плеханов и Мартов Ю.О. (меньшевики) Ликвидация помещичьего землевладения. Национализация земли.

Муниципализация, т.е. передача земли в собственность местных органов власти

Республика; право наций на самоопределение, “диктатура пролетариата”.
Правые партии: “Союз русского народа”,

Лидер - Дубровин А.И., Пуришкевич В.М.

Продажа крестьянам казенных земель по пониженным ценам, содействие переселению, развитие мелкого кредита. Неограниченная монархия; единая и неделимая Россия, при господствующей роли русского народа.

Усвоение новых знаний, закрепление.

В годы революции произошел также резкий подъем национального движения. На арену активной политической жизни вышли многие народы Российской империи. Во многих регионах страны, в том числе и в Казанской губернии, возникли национальные партии и организации.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об общественной жизни нашего края в начале XX века, политических силах и национальном движении, о деятельности представителей татарского народа в Государственной думе России. Слайд 5

Итак, чтобы выявить общие черты и отличия в политических течениях и партиях России и Казанской губернии класс мы разделим на 5 групп.

Политические силы в крае и их представители.

1) Работа с учебником п.3 стр.22-25, заполнить таблицу. Слайд 6

Партии Лидеры Социальный состав Печатный орган Основные идеи
I. РСДРП        
II. Социал-революционеры        
III. Кадеты        
IV. Окябристы        
V. Правые партии (монархисты)        

2) Выступление групп, дополнения учителя. Слайд 7 – 11

Вывод: В начале века в Казанской губернии были созданы и действовали местные организации различных российских партий – от левых до правых. По всей территории Российской империи не прекращалось противостояние между самодержавием и теми политическими силами, которые хотели его ликвидации или превращения в конституционную монархию. Эти движения серьезно затронули и мусульманские регионы страны, в первую очередь Казанскую губернию. Слайд 12

Национальное движение. Слайд 13-14

Учитель: первая российская революция пробудила политическую активность татарского общества. Стремление добиться национального равноправия, свободы исполнения своих религиозных и народных обычаев, участия в политической жизни страны охватывает его широкие слои. Возобновляется ваисовское движение. Политическую окраску приобретает джадидизм.    На основе джадидизма формируется либерально-демократическая партия российских мусульман "Иттифак аль-муслимин" ("Союз мусульман"). В августе 1905 года в Нижнем Новгороде с участием около 120 человек, в том числе Ф.Туктарова и Г.Исхаки, нелегально состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Устроители съезда арендовали пассажирский пароход “Густав Струве” и во время прогулки на нем провели 6-ти часовое заседание. Здесь и было принято решение о создании общероссийской политической организации мусульман. В резолюции съезда в основном речь шла об обеспечении равенства в политических, имущественных и религиозных правах мусульман с православным населением страны.

В состав руководства “Союза мусульман” вошли такие, уже известные нам лидеры джадидистского движения, как Р. Ибрагимов, Ю. Акчура, И. Гаспринский, С. Алкин, М. Бигиев, Г. Баруди, Г. Буби и еще восемь человек. В Казани печатными органами партии являлись газеты "Казан мухбире" (\'Казанский вестник") и "Ахбар (\'Известия\').

К началу первой мировой войны партия татарских либералов сошла с политической арены. Правительство П.А. Столыпина стало проводить "политику русского национализма". Так, в 1910 г. им было проведено "Особое совещание по Приволжскому краю", на котором была выдвинута задача постепенного "обрусения инородцев". Усилились гонения на мусульман, обычным явлением стали аресты и обыски мусульманских деятелей. В 1911 г. властями было закрыто новометодное медресе "Иж-Буби", арестовано 14 мулл и учителей.

Словарная работа:

Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид — новый метод), культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XXвв. Первоначально — узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман.

Кадимизм (от араб. — старый, древний) — консервативное движение в татарском обществе и среди мусульман России кон. XIX — нач. XX вв.Сторонники кадимизма защища-ли патриархальные устои жизни, вели активную борьбу против религиозного реформаторства, джадидизма, придерживались схоластической системы в области образования и воспитания.

Ваисовское движение — религиозно-общественное движение среди татарских крестьян, ремесленников, мелких торговцев Казанской губернии, возникшего в XIX веке на основе учения Бахаутдина Ваисова.

Рассказ ученика о деятельности Мухлиса Буби. Слайд 15

Мухлиса Буби – просветитель из деревни Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Татарстана). Первая в России женщина-казый (судья). Вместе с братьями Габдулла и Губайдулла Буби, она открывает школы джадидского направления.Более двадцати лет она занималась женским образованием, после чего стала членом Духовного управления мусульман (1917-1937). В 1930 году ее арестовывают, обвинив в контрреволюционной деятельности. Через семь лет тюрьмы приговаривают к смертной казни. 23 декабря 1937 года приговор приводится в исполнение путем расстрела. Сегодня о Мухлисе Буби вспоминают не только как о просветителе, религиозном деятеле, но и как о первом политике среди татарских женщин…

Мусульмане в Государственной думе. Слайд 16 - 17

Учитель:

Важное место в работе Думы всех четырех созывов занимала деятельность мусульманской фракции. Эта фракция состояла из депутатов от мусульманских народов Поволжья, Приуралья, Казахстана, Средней Азии, Кавказа и Крыма. Общими для ее членов были идеи национального и религиозного равноправия, развития языка, образования и культуры мусульманских народов. Программой фракции являлась программа партии "Союз мусульман".

   Общее число мусульманских депутатов Думы за 1906-1917 гг. составило более 70 человек, около половины их них были татары и башкиры. В I Думу было избрано 24 депутата от мусульман России, из них - 12 татар; во II Думу - 34 депутата, 15 татар; в III Думу - 10 депутатов, семеро татар; в IV Думу - 7 депутатов, четверо татар. Таким образом, число мусульманских депутатов неуклонно сокращалось. Дело в том, что царское правительство путем внесения поправок в законы создавало затруднения для избирателей-мусульман. Так, в выборах в III Думу не смогло принять участие большинство мусульман Средней Азии, а по итогам выборов в IV Думу от Казанской губернии не прошел ни один депутат-татарин.

Выступление ученика о деятельности Садри Максуди. Слайд 18. Садри Максуди - депутат Государственной думы России, председатель парламента и правительства Национально - культурной автономии мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири, профессор возглавивший кафедру Сорбонны, профессор Анкарского и Стамбульского университетов, депутат турецкого парламента .

1906 году его избрали членом ЦК партии “Иттифак ал-муслимин”. Через год Максуди становится депутатом II и III-й Государственной Думы. Во II Думе является членом президиума и секретарем мусульманской фракции. Будучи депутатом в Думе, Максуди становится одним из признанных лидеров татарского либерализма. К его голосу прислушивались, поскольку как юрист, получивший диплом в Сорбонне, он требовал исполнения принятых самой же Думой законов и указов императора, например, о свободе вероисповедания в России. 16 ноября 1909 года, обращаясь к депутатам Думы, С.Максуди произнес слова, которые процитировали многие газеты: "... Рано или поздно я буду иметь такие же права, как и вы... До тех пор, пока вы не поймете, что существующие в России национальности имеют такое же право на самобытное существование, как вы, вы не в состоянии будете управлять государством".

Учитель: В 1907 году создается мусульманская трудовая группа (газета “Дума”). Редактор газеты "Дума" Калимулла Хасанов, показывая с трибуны кусок хлеба, которым питались его сельчане, более похожий на глину, перемешанную с соломой, уличал власти в разворовывании крестьянских земель. Недовольные его выступлением депутаты-черносотенцы и монархисты начали освистывать Хасанова и выкрикивать, что ему надо уехать в Турцию, как и другим татарам. Тогда депутат произнес слова, сделавшие его знаменитым: "Мы родились на этой земле, здесь мы живем и будем жить вместе с русским народом!". Слайд 19

Этот инцидент стал темой знаменитого стихотворения Г. Тукая \'Мы не уйдем!\' 

Подведем итоги:

- в начале века в Казанской губернии были созданы и действовали местные организации различных российских партий – от левых до правых.

- под влиянием революции 1905-1907 гг. на более высокую ступень поднялось татарское национальное движение.

- население нашего края накапливало опыт участия в выборах в Государственную Думу, а его представители – депутаты – опыт думской деятельности.

Дом работа. Подготовьте сообщение :

1) Жизнь и деятельность Гаяза Исхаки

2) Открытие первого татарского театра

Использованные литература и материалы.

  1. учебник “ История Татарстана. XX – начало XXI века”, – Б.Ф.Султанбеков - КАЗАНЬ “ТаРИХ” - 2006.
  2. учебник “История России XX – начало XXI века”, – А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брант – М., “Просвешение” - 2011.
  3. сайт “Моя Казань” http://kazan.ws
  4. Сайт http://www.tataroved.ru/
  5. Атлас “История Татарстана” Казань, ТаРИХ, 2001
  6. И.М.Фокеева “Национально-региональный компонент исторического образования”, - Казань “ТаРИХ” – 2003.
Читать еще:

Новые материалы:

Род имен существительных. 3-й класс (Т.Г. Рамзаева) :: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится…" :: Урок окружающего мира "Растения-производители". 3-й класс :: Интегрированный урок (русский язык + литературное чтение) "Имя прилагательное". 3-й класс :: Учебно-игровой урок по теме: "Информация. Кодирование информации" :: Тор: Рагнарёк ( Thor: Ragnarok ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru