Интегрированный урок (история + ИЗО) на тему "Страницы истории Москвы" : История и обществознание

Цели урока:

Оборудование: проектор, смарт-доска, творческие папки, карандаши

Подготовительный этап.

Класс, в котором проводится открытый урок, украшается иллюстрациями и фотографиями с видами декоративного искусства, на стендах так же можно поместить дополнительную информацию по теме. В качестве фона открытого урока звучит мелодия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Оборудование: проектор, смарт-доска, творческие папки, карандаши

Подготовительный этап.

Класс, в котором проводится открытый урок, украшается иллюстрациями и фотографиями с видами Москвы, на стендах так же можно поместить дополнительную информацию по теме. В качестве фона открытого урока звучит мелодия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в историю одного города. А куда лежит наш путь, вы мне скажите, отгадав ключевое слово нашего кроссворда.

КРОССВОРД (Приложение 1)

1. Старинное русское название наиболее укреплённой части города

2. Прозвище князя Юрия с именем, которого связано основания в 1147 г. современной столицы России

3. Название башни Кремля, на которой расположены куранты.

4. Прозвище князя Ивана Даниловича, при котором вокруг кремля были возведены мощные дубовые стены.

5. Первая столица Руси

6. Имя первого московского князя.

Учитель: Правильно, мы отправляемся в прошлое Москвы.

Учитель: Наша работа на уроке будет носить сегодня исследовательский характер. Каждая из трех групп будет выполнять свою часть мини-проекта. Итогом нашей работы будет создание художественно-исторического альбома “Страницы истории Москвы”

Группы получают набор заданий, и должны выполнив их оформить свою часть альбома. (по три страницы)

ГРУППА 1. Археологи. (Приложение 2, Приложение 5)

1. Используя справочные материалы ответить устно на вопросы по истории возникновения Москвы:

- Где возникла Москва?

- А какой год принято считать годом основания Москвы?

- Какого князя считают основателем Москвы?

- Кому принадлежала Москва до 1147 г.?

2. Оформите страницы альбома и впишите на них мини-рассказы об истории появления крепостных стен Москвы

3. Установи соответствие между изображениями и надписями

Справочные материалы

I. Основание Москвы Впервые упоминание о Москве появилось в летописях в конце XII века, в те времена, когда между князьями велась непрекращающаяся война из-за Киева.

Весной 1147 года суздальский князь Юрий Владимирович, известный нам, как Юрий Долгорукий, направил свою дружину на Новгород. Именно с этим походом и связано первое упоминание Москвы в летописях. В новый городок Юрий пригласил своего одного из своих союзников, Святослава. Весть о встрече князей перед огромной междоусобной войной, которой грозил окончиться поход, сделала Москву известной на всю Русь.

В планы Юрия не входило устраивать столицу в Москве. Однако город был узлом между несколькими княжествами, в нем сходились дороги и водные пути. Сухопутные дороги протянулись с севера на юг — из Новгорода через Волоколамск к Рязани — и с запада на юго-запад, соединяя через Москву Черниговское и Смоленское княжества с Владимирской землей. И это предрекло его дальнейшую судьбу.

Крепость, ставшая началом Москвы, была построена на холме над Москвой-рекой. Позднее для обороны будущей столицы был воздвигнут Китай-город, а затем Белый город и земляное укрепление, которое кольцом охватило Москву.

Первыми жителями Москвы стали крестьяне из так называемых Кучковых сел, принадлежавших казненному Юрием опальному боярину Степану Кучке. Новый город даже какое-то время назывался Кучковым, но потом его переименовали. Новое название дали в честь реки, на которой была воздвигнута будущая столица.

Существует много версий происхождения слова “Москва” (славянская, балтская, финно-угорская). Точно известно лишь, что своим именем город обязан реке Москве, которая действительно сыграла важную роль в его возникновении.

2. Оформление страниц альбома и мини-рассказ об истории появления крепостных стен Москвы

- деревянный Кремль времен Ивана Калиты (дата (век) постройки, судьба Кремля)

- Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском (дата (век) постройки, судьба Кремля)

- Кремль Времен Ивана III (дата (век) постройки, судьба Кремля)

Справочные материалы для группы 1

Основание Москвы

Впервые упоминание о Москве появилось в летописях в конце XII века, в те времена, когда между князьями велась непрекращающаяся война из-за Киева.

Весной 1147 года суздальский князь Юрий Владимирович, известный нам, как Юрий Долгорукий, направил свою дружину на Новгород. Именно с этим походом и связано первое упоминание Москвы в летописях. В новый городок Юрий пригласил своего одного из своих союзников, Святослава: “Приди ко мне, брате, в Москов”. Весть о встрече князей перед огромной междоусобной войной, которой грозил окончиться поход, сделала Москву известной на всю Русь.

В планы Юрия не входило устраивать столицу в Москве. Однако город был узлом между несколькими княжествами, в нем сходились дороги и водные пути. Сухопутные дороги протянулись с севера на юг — из Новгорода через Волоколамск к Рязани — и с запада на юго-запад, соединяя через Москву Черниговское и Смоленское княжества с Владимирской землей. И это предрекло его дальнейшую судьбу.

Крепость, ставшая началом Москвы, была построена на холме над Москвой-рекой. Позднее для обороны будущей столицы был воздвигнут Китай-город, а затем Белый город и земляное укрепление, которое кольцом охватило Москву.

Первыми жителями Москвы стали крестьяне из так называемых Кучковых сел, принадлежавших казненному Юрием опальному боярину Степану Кучке. Новый город даже какое-то время назывался Кучковым, но потом его переименовали. Новое название дали в честь реки, на которой была воздвигнута будущая столица.

Существует много версий происхождения слова “Москва”. Название реки и города связывают с влажным, мокрым местом. В древнерусском языке “Мо” - “Мокрость”, “ва” - “вода”. “Москвы” - болото.

ГРУППА 2. Историки (Приложение 3, Приложение 5)

Готовят странички о наиболее известных памятниках Москвы

1. Установи соответствие между изображениями и надписями

2. Используя справочные материалы, составьте описание изображения храмов по плану:

- местоположение (где находится)

-описание внешнего вида (кратко не более 3х предложений)

- укажите время создания памятника

2. Оформите страницы альбома и впишите в них мини-рассказы о наиболее известных памятниках Москвы.

ГРУППА №3. РЕСТОВРАТОРЫ-ХУДОЖНИКИ (Приложение 3, Приложение 5)

1. Восстановите изображение герба Москвы и оформите обложку альбома:

2. Работа с текстом:

- Прочитайте текст,

- вставьте в него пропущенные слова

- опираясь на текст, расскажите об истории герба Москвы (рассказ вклейте на лист с рамкой)

3. Используя справочные материалы расскажи о гербе Марьина (2-3 предложения) (рассказ запишите вклейте на лист с рамкой)

Вставь пропуски в текст

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА. (Приложение 4)

На гербе Москвы изображен всадник на коне, пронзающий копьем __________. Всадник – это Георгий Победоносец.

Основателем Москвы был ________ Юрий Долгорукий.

Небесным покровителем князя был _________ Победоносец. Юрий верил, что святой Георгий ____________ его от бед и несчастий. Георгия _____________ стали изображать на княжеских печатях и деньгах в образе ____________ с копьем. Со временем это изображение утвердилось как герб города ___________________.

Герб Москвы стал частью герба нашей ________ – России. Российский герб представляет собой двуглавого ______________, на груди которого поместили герб Москвы. Это означает, что Москва - _____________ нашего государства.

ЗАЩИТА РАБОТ: (слова после выступления группы)

Группа 1.

Учитель: Археологические раскопки доказывают, то история поселения на месте Москвы гораздо старше летописной, однако именно 1147 г. считать годом основания Москвы.

Группа 2.

Учитель: Но Москва знаменита и своими храмами. Вторая группа познакомит нас с тремя самыми известными памятниками русского зодчества.

Группа 3.

Учитель: Почти у каждого города, как и у государства, есть свой отличительный знак. Ребята, как он называется? Правильно герб. Наши реставраторы воссоздали герб Москвы и познакомят нас с его краткой историей. Но для этого им пришлось восстановить текст, в котором были утеряны слова.

Учитель: Каждый район современной Москвы также имеет свой герб и наши художники не только воссоздали исторические объекты, но и символ района Марьина.

Учитель: Вот и подошло к концу путешествие в Древнюю Москву, но на этом история города не заканчивается.

Вам и вашим сверстникам продолжать страницы летописи нашей столицы.

Читать еще:


Новые материалы:

Наше отношение к школе :: Из опыта работы по развитию адекватной самооценки детей подросткового возраста в условиях проживания в приюте :: Применение информационных технологий для развития познавательной и личностной сферы учащихся 2–3-х классов :: Научите ребенка замечать счастье :: Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления школьников :: Ой, мамочки ( Telle mère, telle fille ), 2017 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Аллегра 140х200 Модель 1204 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD