Интегрированный урок (история + ИЗО) на тему "Страницы истории Москвы" : История и обществознание

Интегрированный урок (история + ИЗО) на тему "Страницы истории Москвы" : История и обществознание

Цели урока:

  • закрепить усвоение детьми изученного материала по истории
  • развивать интерес к изучению истории своего народа, страны;
  • воспитывать патриотизм, гордость за героические дела наших предков;
  • научить самостоятельно выполнять эскизы рисунка по заданной теме.

Оборудование: проектор, смарт-доска, творческие папки, карандаши

Подготовительный этап.

Класс, в котором проводится открытый урок, украшается иллюстрациями и фотографиями с видами декоративного искусства, на стендах так же можно поместить дополнительную информацию по теме. В качестве фона открытого урока звучит мелодия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 

  • развивать навык смыслового чтения - самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
  • интегрировано воспринимать информацию из разных областей знаний;
  • работать с информацией в разных формах (рисунок, текст, таблица).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
  • работать по плану, находить и исправлять ошибки.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  • излагать свое мнение, аргументируя его;
  • организовывать работу в группе;

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • осознавать эстетическую  ценность русской культуре,  воспитывать уважительное отношение к родному  городу, гордость за него;
  • воспитывать в себе уважение к культурному наследию;
  • развивать достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование: проектор, смарт-доска, творческие папки, карандаши

Подготовительный этап.

Класс, в котором проводится открытый урок, украшается иллюстрациями и фотографиями с видами Москвы, на стендах так же можно поместить дополнительную информацию по теме. В качестве фона открытого урока звучит мелодия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в историю одного города. А куда лежит наш путь, вы мне скажите, отгадав ключевое слово нашего кроссворда.

КРОССВОРД (Приложение 1)

1. Старинное русское название наиболее укреплённой части города

2. Прозвище князя Юрия с именем, которого связано основания в 1147 г. современной столицы России

3. Название башни Кремля, на которой расположены куранты.

4. Прозвище князя Ивана Даниловича, при котором вокруг кремля были возведены мощные дубовые стены.

5. Первая столица Руси

6. Имя первого московского князя.

Учитель: Правильно, мы отправляемся в прошлое Москвы.

Учитель: Наша работа на уроке будет носить сегодня исследовательский характер. Каждая из трех групп будет выполнять свою часть мини-проекта. Итогом нашей работы будет создание художественно-исторического альбома “Страницы истории Москвы”

Группы получают набор заданий, и должны выполнив их оформить свою часть альбома. (по три страницы)

ГРУППА 1. Археологи. (Приложение 2, Приложение 5)

1. Используя справочные материалы ответить устно на вопросы по истории возникновения Москвы:

- Где возникла Москва?

- А какой год принято считать годом основания Москвы?

- Какого князя считают основателем Москвы?

- Кому принадлежала Москва до 1147 г.?

2. Оформите страницы альбома и впишите на них мини-рассказы об истории появления крепостных стен Москвы

  • 1 лист - деревянный Кремль времен Ивана Калиты (дата (век) постройки, судьба Кремля)
  • 2 лист - Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском (дата (век) постройки, судьба Кремля)
  • 3 лист - Кремль Времен Ивана III (дата (век) постройки, судьба Кремля)

3. Установи соответствие между изображениями и надписями

Справочные материалы

I. Основание Москвы Впервые упоминание о Москве появилось в летописях в конце XII века, в те времена, когда между князьями велась непрекращающаяся война из-за Киева.

Весной 1147 года суздальский князь Юрий Владимирович, известный нам, как Юрий Долгорукий, направил свою дружину на Новгород. Именно с этим походом и связано первое упоминание Москвы в летописях. В новый городок Юрий пригласил своего одного из своих союзников, Святослава. Весть о встрече князей перед огромной междоусобной войной, которой грозил окончиться поход, сделала Москву известной на всю Русь.

В планы Юрия не входило устраивать столицу в Москве. Однако город был узлом между несколькими княжествами, в нем сходились дороги и водные пути. Сухопутные дороги протянулись с севера на юг — из Новгорода через Волоколамск к Рязани — и с запада на юго-запад, соединяя через Москву Черниговское и Смоленское княжества с Владимирской землей. И это предрекло его дальнейшую судьбу.

Крепость, ставшая началом Москвы, была построена на холме над Москвой-рекой. Позднее для обороны будущей столицы был воздвигнут Китай-город, а затем Белый город и земляное укрепление, которое кольцом охватило Москву.

Первыми жителями Москвы стали крестьяне из так называемых Кучковых сел, принадлежавших казненному Юрием опальному боярину Степану Кучке. Новый город даже какое-то время назывался Кучковым, но потом его переименовали. Новое название дали в честь реки, на которой была воздвигнута будущая столица.

Существует много версий происхождения слова “Москва” (славянская, балтская, финно-угорская). Точно известно лишь, что своим именем город обязан реке Москве, которая действительно сыграла важную роль в его возникновении.

2. Оформление страниц альбома и мини-рассказ об истории появления крепостных стен Москвы

- деревянный Кремль времен Ивана Калиты (дата (век) постройки, судьба Кремля)

- Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском (дата (век) постройки, судьба Кремля)

- Кремль Времен Ивана III (дата (век) постройки, судьба Кремля)

Справочные материалы для группы 1

Основание Москвы

Впервые упоминание о Москве появилось в летописях в конце XII века, в те времена, когда между князьями велась непрекращающаяся война из-за Киева.

Весной 1147 года суздальский князь Юрий Владимирович, известный нам, как Юрий Долгорукий, направил свою дружину на Новгород. Именно с этим походом и связано первое упоминание Москвы в летописях. В новый городок Юрий пригласил своего одного из своих союзников, Святослава: “Приди ко мне, брате, в Москов”. Весть о встрече князей перед огромной междоусобной войной, которой грозил окончиться поход, сделала Москву известной на всю Русь.

В планы Юрия не входило устраивать столицу в Москве. Однако город был узлом между несколькими княжествами, в нем сходились дороги и водные пути. Сухопутные дороги протянулись с севера на юг — из Новгорода через Волоколамск к Рязани — и с запада на юго-запад, соединяя через Москву Черниговское и Смоленское княжества с Владимирской землей. И это предрекло его дальнейшую судьбу.

Крепость, ставшая началом Москвы, была построена на холме над Москвой-рекой. Позднее для обороны будущей столицы был воздвигнут Китай-город, а затем Белый город и земляное укрепление, которое кольцом охватило Москву.

Первыми жителями Москвы стали крестьяне из так называемых Кучковых сел, принадлежавших казненному Юрием опальному боярину Степану Кучке. Новый город даже какое-то время назывался Кучковым, но потом его переименовали. Новое название дали в честь реки, на которой была воздвигнута будущая столица.

Существует много версий происхождения слова “Москва”. Название реки и города связывают с влажным, мокрым местом. В древнерусском языке “Мо” - “Мокрость”, “ва” - “вода”. “Москвы” - болото.

ГРУППА 2. Историки (Приложение 3, Приложение 5)

Готовят странички о наиболее известных памятниках Москвы

1. Установи соответствие между изображениями и надписями

2. Используя справочные материалы, составьте описание изображения храмов по плану:

- местоположение (где находится)

-описание внешнего вида (кратко не более 3х предложений)

- укажите время создания памятника

2. Оформите страницы альбома и впишите в них мини-рассказы о наиболее известных памятниках Москвы.

ГРУППА №3. РЕСТОВРАТОРЫ-ХУДОЖНИКИ (Приложение 3, Приложение 5)

1. Восстановите изображение герба Москвы и оформите обложку альбома:

2. Работа с текстом:

- Прочитайте текст,

- вставьте в него пропущенные слова

- опираясь на текст, расскажите об истории герба Москвы (рассказ вклейте на лист с рамкой)

3. Используя справочные материалы расскажи о гербе Марьина (2-3 предложения) (рассказ запишите вклейте на лист с рамкой)

Вставь пропуски в текст

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА. (Приложение 4)

На гербе Москвы изображен всадник на коне, пронзающий копьем __________. Всадник – это Георгий Победоносец.

Основателем Москвы был ________ Юрий Долгорукий.

Небесным покровителем князя был _________ Победоносец. Юрий верил, что святой Георгий ____________ его от бед и несчастий. Георгия _____________ стали изображать на княжеских печатях и деньгах в образе ____________ с копьем. Со временем это изображение утвердилось как герб города ___________________.

Герб Москвы стал частью герба нашей ________ – России. Российский герб представляет собой двуглавого ______________, на груди которого поместили герб Москвы. Это означает, что Москва - _____________ нашего государства.

ЗАЩИТА РАБОТ: (слова после выступления группы)

Группа 1.

Учитель: Археологические раскопки доказывают, то история поселения на месте Москвы гораздо старше летописной, однако именно 1147 г. считать годом основания Москвы.

Группа 2.

Учитель: Но Москва знаменита и своими храмами. Вторая группа познакомит нас с тремя самыми известными памятниками русского зодчества.

Группа 3.

Учитель: Почти у каждого города, как и у государства, есть свой отличительный знак. Ребята, как он называется? Правильно герб. Наши реставраторы воссоздали герб Москвы и познакомят нас с его краткой историей. Но для этого им пришлось восстановить текст, в котором были утеряны слова.

Учитель: Каждый район современной Москвы также имеет свой герб и наши художники не только воссоздали исторические объекты, но и символ района Марьина.

Учитель: Вот и подошло к концу путешествие в Древнюю Москву, но на этом история города не заканчивается.

Вам и вашим сверстникам продолжать страницы летописи нашей столицы.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по теме "Вверх, до самых высот!" 7-й класс :: Интегрированный урок "Не забывайте слов благодаренья…" :: Разработка урока русского языка по теме "Обстоятельство". 5-й класс :: «Полная и краткая форма прилагательного». 5-й класс :: Конкурсно-развлекательная программа по литературе: "В гостях у сказки" :: Белый парень Рик (White Boy Rick), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Последний богатырь, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD