Урок по теме "Древнее Двуречье" : История и обществознание

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-еизд. – М.: Просвещение, 2013

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Страна двух рек
  2. Города из глиняных кирпичей
  3. Башни от земли до неба
  4. Письмена на глиняных табличках

Цели урока:

Предметные

Метапредметные:

Личностные:

Ход урока

1. Мотивация и актуализация знаний и умений обучающихся

2. Изучение нового материала

Деятельность учителя Деятельность учащихся
а) Природные условия Южного Двуречья

Задание:

Прочитать пункт 1 на странице 65-66 и ответить на вопросы:

Что общего в природных условиях Египта и Двуречья?

В чем разница?

1. Страна двух рек

Читают и анализируют материал

Ожидаемые ответы:

Разливы рек, плодородные почвы, теплый климат, природные условия благоприятны для земледелия

Разливы Тигра и Евфрата проходили бурно и могли наносить вред людям и их хозяйству

б) Работа с историческим документом

Познакомить с иллюстрацией на странице на странице 70 учебника “Глиняная клинописная табличка”

Задание: прочитать миф о потопе на странице 70 учебника

Поставить вопрос: Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?

Миф о потопе (по клинописному тексту на глиняной табличке)

Самостоятельное чтение

Ожидаемый ответ:

Из-за бурных разливов рек Тигр и Евфрат потоки воды обрушивались на селения и пастбища, сносили жилища и загоны для скота, гибли люди. Такие трагические события отразились в рассказах людей, обросли фантастическими подробностями и превратились в миф

в) Города древних шумеров

Задание:

Прочитать пункт 2 “Города из глиняных кирпичей” на страницах 66-67 учебника

Изучить иллюстрацию “Поселок шумеров” на странице 66 учебника

По плану на странице 69 учебника рассказать о поселке шумеров

2. Города из глиняных кирпичей

Самостоятельное чтение, осмысление учебного материала

Соотнесение иллюстративного и текстового учебного материала

Рассказ по плану

г) Боги древних шумеров

Задание:

Выписать имена богов в тетрадь и их характеристики

Объяснить, зачем шумеры строили ступенчатые башни

3. Башни от земли до неба

Выполнение задания

Ожидаемый результат:

Работа в тетради:

Шамаш – бог Солнца

Син – бог Луны

Эа – бог воды

Иштар – богиня плодородия и любви

Объснение:

Башня – храм бога, покровителя города

Вверху святилище, куда поднимались только жрецы

Жрецы “беседовали” с богами – Солнцем и Луной, по звездам предсказывали судьбу

Проводили астрономические наблюдения, вычисляли затмения солнца и луны, создали календарь; сделали открытия в области метематики

д) Письмо древних шумеров

Объяснение учителя :

Глиняные таблички

Понятие клинописи

Объяснение значения рисунков

Чему учили в шумерской школе

4. Письмена на глиняных табличках

Слушают и осмысливают рассказ учителя

Рассматривают и анализируют иллюстрацию “Превращение рисунков в клинописные знаки” на странице 68 учебника

Чтение, понимание и осмысление исторического документа “Сказания о Гильгамеше” на странице 69 как пример того, что изучали в шумерской школе

Пересказ содержания сказания

3. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий на странице 69 учебника:

4. Рефлексия

Составление кластера на доске

Ожидаемый результат:

б) ПОПС-формула

Опираясь на кластер, составьте мини рассказ по одной-двум стрелочкам-направлениям

Ожидаемый результат:

а) Древнее Двуречье расположено в долине рек Тигр и Евфрат. Они очень бурные, разливаются и затопляют берега. Следовательно, люди должны были строить крепкие земляные насыпи.

б) В Древнем Двуречье жили шумеры. Они построили города Ур и Урук. При строительстве они использовали кирпичи из необожжённой глины. Кирпичи были непрочными и крошились. Следовательно, крепостные стены приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

в) В Древнем Двуречье люди изобрели рисунчатое письмо, как в Египте. Но в Двуречье было мало растительности, деревьев. Зато много было такого материала, как глина. Следовательно, ее и использовали жители для изготовления табличек для письма.

г) В Древнем Двуречье нашли глиняную табличку с текстом, где рассказывалось о приключениях царя Гильгамеша. Там рассказывается о подвигах легендарных героев и фантастических существах. Следовательно, древние шумеры умели фантазировать и сочиняли мифы.

в) Составление синквейна

шумеры —> древние жители Двуречья —> изобрели клинопись, построили города из глиняных кирпичей, возвели ступенчатые башни, где поклонялись богам —> древняя культура шумеров очень интересная —> они сочинили мифы о потопе и о Гильгамеше —> благодаря древним жителям Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов —> достижения шумеров имеют большое значение для людей

5. Организация домашнего задания

Прочитать параграф 13, ответить на вопросы и выполнить задания на странице 68 учебника, выполнить задания в контурной карте на странице 2

Читать еще:


Новые материалы:

Игра "Брейн-ринг" в 8-м классе :: Обобщающий урок в 9-м классе по теме "Музыка" :: Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 8–9-х классов на уроках химии :: Контрольное тестирование по теме "Углеводороды" в 10-х классах :: Урок по теме "Природные источники углеводородов: нефть и продукты ее переработки" :: The Force (), 2019 :: Корпусная мебель/Комоды / MnogoMeb / Обувница К-4 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD