Урок по теме "Древнее Двуречье" : История и обществознание

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-еизд. – М.: Просвещение, 2013

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Страна двух рек
  2. Города из глиняных кирпичей
  3. Башни от земли до неба
  4. Письмена на глиняных табличках

Цели урока:

Предметные

  • Познакомить с природными особенностями Двуречья и древней цивилизацией шумеров
  • Показывать на исторической карте реки Тигр и Евфрат, рассказывать о разливах рек, их последствиях и влиянии на особенности ведения хозяйства древними шумерами
  • Знать названия городов древних шумеров Ур и Урук, находить и показывать на исторической карте
  • Характеризовать особенности строительства и архитектурные особенности сооружений в городах Южного Двуречья
  • Анализировать и выстраивать связь природных условий Двуречья с верованиями и взглядами на мир древних шумеров, а также методами хозяйствования жителей Южного Двуречья
  • Объяснять значение слов шумеры, клинопись, глиняная табличка, “отец школы”, “сыновья школы”
  • Понимать и рассказывать, кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар
  • Рассказывать о письменности в Двуречье, школах и занятиях в них

Метапредметные:

  • Анализировать исторические объекты и проводить сравнение
  • Составлять рассказ и представлять его устно
  • Выполнять задания при работе с исторической картой, уметь читать легенду карты, наносить знаковые обозначения в контурной карте и выполнять задания
  • Последовательно излагать учебный материал по плану
  • Понимать и соотносить иллюстративный, знаково-графический и текстовый материал в учебнике
  • Аргументировать свою точку зрения при рассуждении
  • Отвечать на вопросы
  • Делать выводы в форме умозаключений

Личностные:

  • Определить свое отношение к истории и культуре древних шумеров
  • Развивать эстетические чувства, знакомясь с произведениями искусства древних шумеров
  • Понимать ценности образования
  • Уважать культуру и традиции других народов
  • Ценить труд, воспитывать у себя трудолюбие, понимать и уважать ценности коллективизма, взаимопомощи
  • Воспитывать толерантность к другим религиозным взглядам и традициям
  • Развивать любознательность, критическое мышление
  • Усвоить правила ведения диалога, выслушивать и понимать другую точку зрения

Ход урока

1. Мотивация и актуализация знаний и умений обучающихся

  • Работа с исторической картой на странице 33 учебника. Ответы на вопросы (проверка домашнего задания и подготовка к изучению нового материала)
  • Рассмотреть дома внимательно карту на станице 33
  • Найти две реки, в долине которых, как и в долине Нила, было развито земледелие
  • Запомните название этих рек (Тигр и Евфрат), они пригодятся нам в новом историческом путешествии на следующем уроке
  • Найдите в долине этих рек города, прочитайте их названия
  • Обратите внимание на город Вавилон и подумайте, чем он на карте отличается от других городов (там сходятся важнейшие торговые пути)
  • Прочитайте название местности между двумя реками, какие географические особенности местности вы заметили вокруг этой территории

2. Изучение нового материала

Деятельность учителя Деятельность учащихся
а) Природные условия Южного Двуречья

Задание:

Прочитать пункт 1 на странице 65-66 и ответить на вопросы:

Что общего в природных условиях Египта и Двуречья?

В чем разница?

1. Страна двух рек

Читают и анализируют материал

Ожидаемые ответы:

Разливы рек, плодородные почвы, теплый климат, природные условия благоприятны для земледелия

Разливы Тигра и Евфрата проходили бурно и могли наносить вред людям и их хозяйству

б) Работа с историческим документом

Познакомить с иллюстрацией на странице на странице 70 учебника “Глиняная клинописная табличка”

Задание: прочитать миф о потопе на странице 70 учебника

Поставить вопрос: Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?

Миф о потопе (по клинописному тексту на глиняной табличке)

Самостоятельное чтение

Ожидаемый ответ:

Из-за бурных разливов рек Тигр и Евфрат потоки воды обрушивались на селения и пастбища, сносили жилища и загоны для скота, гибли люди. Такие трагические события отразились в рассказах людей, обросли фантастическими подробностями и превратились в миф

в) Города древних шумеров

Задание:

Прочитать пункт 2 “Города из глиняных кирпичей” на страницах 66-67 учебника

Изучить иллюстрацию “Поселок шумеров” на странице 66 учебника

По плану на странице 69 учебника рассказать о поселке шумеров

2. Города из глиняных кирпичей

Самостоятельное чтение, осмысление учебного материала

Соотнесение иллюстративного и текстового учебного материала

Рассказ по плану

г) Боги древних шумеров

Задание:

Выписать имена богов в тетрадь и их характеристики

Объяснить, зачем шумеры строили ступенчатые башни

3. Башни от земли до неба

Выполнение задания

Ожидаемый результат:

Работа в тетради:

Шамаш – бог Солнца

Син – бог Луны

Эа – бог воды

Иштар – богиня плодородия и любви

Объснение:

Башня – храм бога, покровителя города

Вверху святилище, куда поднимались только жрецы

Жрецы “беседовали” с богами – Солнцем и Луной, по звездам предсказывали судьбу

Проводили астрономические наблюдения, вычисляли затмения солнца и луны, создали календарь; сделали открытия в области метематики

д) Письмо древних шумеров

Объяснение учителя :

Глиняные таблички

Понятие клинописи

Объяснение значения рисунков

Чему учили в шумерской школе

4. Письмена на глиняных табличках

Слушают и осмысливают рассказ учителя

Рассматривают и анализируют иллюстрацию “Превращение рисунков в клинописные знаки” на странице 68 учебника

Чтение, понимание и осмысление исторического документа “Сказания о Гильгамеше” на странице 69 как пример того, что изучали в шумерской школе

Пересказ содержания сказания

3. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий на странице 69 учебника:

  • “Объясните значение слов”
  • “Проверьте себя”
  • “Подумайте”

4. Рефлексия

Составление кластера на доске

Ожидаемый результат:

б) ПОПС-формула

Опираясь на кластер, составьте мини рассказ по одной-двум стрелочкам-направлениям

Ожидаемый результат:

а) Древнее Двуречье расположено в долине рек Тигр и Евфрат. Они очень бурные, разливаются и затопляют берега. Следовательно, люди должны были строить крепкие земляные насыпи.

б) В Древнем Двуречье жили шумеры. Они построили города Ур и Урук. При строительстве они использовали кирпичи из необожжённой глины. Кирпичи были непрочными и крошились. Следовательно, крепостные стены приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

в) В Древнем Двуречье люди изобрели рисунчатое письмо, как в Египте. Но в Двуречье было мало растительности, деревьев. Зато много было такого материала, как глина. Следовательно, ее и использовали жители для изготовления табличек для письма.

г) В Древнем Двуречье нашли глиняную табличку с текстом, где рассказывалось о приключениях царя Гильгамеша. Там рассказывается о подвигах легендарных героев и фантастических существах. Следовательно, древние шумеры умели фантазировать и сочиняли мифы.

в) Составление синквейна

шумеры —> древние жители Двуречья —> изобрели клинопись, построили города из глиняных кирпичей, возвели ступенчатые башни, где поклонялись богам —> древняя культура шумеров очень интересная —> они сочинили мифы о потопе и о Гильгамеше —> благодаря древним жителям Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов —> достижения шумеров имеют большое значение для людей

5. Организация домашнего задания

Прочитать параграф 13, ответить на вопросы и выполнить задания на странице 68 учебника, выполнить задания в контурной карте на странице 2

Читать еще:


Новые материалы:

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе :: Исследовательская деятельность учащихся по биологии :: Обобщающие уроки по биологии :: Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости" :: Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии :: Распрекрасный ( Charming ), 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Woodville / Кресло компьютерное Palamos ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Упражнения во время месячных для похудения

Какие упражнения можно делать во время месячных Содержание: Какие упражнения можно делать во время месячных? Этим вопросом задаются многие женщины, которые ведут...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать мышцы кора

Тренируем мышцы кора: упражнения, техника выполнения Актуальность упражнений для развития и укрепления мышц кора возникла из-за необходимости поддерживать...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Валики на спине как убрать

Валик из полотенца под спину: убираем живот по японской методике Многие люди хотят избавиться от лишних отложений в районе живота, а параллельно выровнять осанку...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

От приседаний ноги качаются или худеют

Приседаем правильно и худеем в ногах Приветствуем вас, дорогие читательницы. Помните, как поется у Высоцкого? « Если вы совсем устали – сели, встали; сели, встали...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD