Урок-эссе по истории на тему «Роль Петра I в истории России» : История и обществознание

Урок-эссе по истории на тему «Роль Петра I в истории России» : История и обществознание

Урок истории по теме «Роль Петра Первого в истории России» проводится в соответствии с рабочей учебной программой по ОУД 04 «История» в группах 1 курса.

Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах.

В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки.

При написании эссе нужно учитывать следующие:

  1. Раскрыть тему.
  2. Четко поставить вопросы.
  3. Выразить свою точку зрения на личность Петра 1
  4. Сохранить смысловое единство и логическую связь текста.
  5. Обратить внимание на аргументы и факты, удачное сочетание которых позволяет достичь целостности работы.
  6. Заканчивая работу, есть смысл сослаться на мнение учёного.

Раздел: История России в конце ХVII – в начале ХVIII века.

Цели:

  • Научить написать эссе как самостоятельное изложение в письменном виде свою точку зрения на историческое событие.
  • Формировать потребность выражать собственное мнение.
  • Способствовать воспитанию чувств любви к Родине и её истории.

Задачи:

  • Дать оценку деятельности Петра Первого как исторической личности.
  • Выявить, что он сделал для развития России во внешней политике, в военном строительстве, в экономике, какие результаты были достигнуты.

Метод обучения: Самостоятельная работа с элементами исследовательского и сравнительного характера.

Оборудование урока:

  • Учебник по Истории России для 10 класса А. Н. Сахаров М. 2010 г.
  • Н. И. Павленко «Петр Великий.» серия Ж.З.Л.
  • В.О. Ключевский «История Государства Российского.»
  • С.М. Соловьёв «История Государства Российского.»
  • Е.В. Тарле «Петр Первый.»
  • DVD фильм «История Государства Российского.»

Эпиграф к уроку

«При стуке топора и громе пушек наша страна вошла в число мировых держав»

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих студентов.

Вступительное слово преподавателя: «Мы сегодня с вами пишем письменную работу. Эссе по теме «РОЛЬ ПЕТРА ПЕРВОГО В ИСТОРИИ РОССИИ»

Кто знает что такое ЭССЕ?

Ответ нам даёт энциклопедический словарь.

Эссе (от французского-опыт, набросок) - малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением.

Основатель жанра Мишель Леонтель-французский писатель ХVI века, автор книги «Опыты.» Этот жанр дошёл до нашего времени примером
может быть роман-эссе В.С. Гросмана «Жизнь и судьба.» (о Сталинградской битве).

Структура эссе:

1. Мысль автора излагается в форме кратких тезисов.

2. Мысль должна быть подкреплена фактами или аргументами.

3. Творческим началом считается авторская индивидуальность, ясно выраженная авторская позиция по теме.

4. Эссе призвана удивить читателя (интересным вопросом или высказыванием) проблемным вопросом.

План написания эссе:

1. Вступление или введение – это актуальность темы почему вы решили раскрыть данные вопросы по теме.

2. Основная часть – это изложение тезисов и фактов.

3. Заключение или вывод по теме.

Критерии оценки эссе:

Можно по категории или в баллах:

1. За актуальность или введение

2. Раскрытие вопросов и темы с доказательствами

3. За творчество

4. Историография или ссылка на авторов

5. Заключение

Проблемный вопрос урока-эссе:

Для чего пишется эссе? Как вы считаете?

Ответ: Может пригодится в профессиональной подготовке, при работе над дипломным проектом, при поступлении на работу, чтобы составить анкету или резюме, чтобы работодатель разглядел образ конкретного работника.

Работа студентов на уроке:

  • Открыть учебник А.Н. Сахарова «История России» параграф № 41-45
  • Используя текст учебника составить вопросы перед собой по теме которые бы могли раскрыть тему и ответить на них в эссе, тема на доске.

Примеры вопросов:

1. Какие события повлияли на характер Петра I в детстве?

2. Какими методами проводил преобразования в стране ПетрI?

3. К каким результатам привели реформы Петра I Россию?

4. Докажи с помощью фактов, какие задачи решала Россия в Северной войне?

5. Какие личные качества проявил Петр I в Полтавской битве?

6. Стала ли Россия при Петре I Великой державой?

7. Какие изменения внес Петр I в развитие экономики, политики, культуры?

8. Как реформы Петра I повлияли на развитие образования и просвещения в России?

9. Можно ли говорить о Петре I как о талантливом дипломате?

10. Был ли Петр I организатором побед Русской армии?

11. Сопровождались ли реформы Петра I с напряжением сил народных?

12. Как преобразование в стране повлияли на будущее России?

Пример написания Эссе

Введение

Я выбрал эти вопросы к теме, потому, что, на мой взгляд, она затрагивает проблему личности в истории, которая мне интересна. Петр Первый - одна из важнейших фигур Русской истории, во многом определившая своей деятельностью ее дальнейшее развитие. Правление первого русского императора не оставляет равнодушными историков, а проведенные реформы остаются в центре внимания научных дискуссий.  Для меня лично Петр Первый является наиболее любимой царской фигурой, из тех фактов о Петре, которые я узнал, из учебников, различных книг и кинофильмах. Все, что я узнал подтолкнуло меня к дальнейшему изучению личности Петра Первого и его места в истории. Про него можно сказать: «Он был правителем, не имевшим себе равных в мировой истории» - как писал Н.И. Павленко в биографии Петра Первого в книге «Жизнь замечательных людей».

Для того чтобы разобраться в личности Петра я поставил перед собой следующие вопросы:

1. Можно ли говорить о Петре Первом как о дипломате?

2. Был ли Петр Первый талантливым полководцем?

3. Как реформы Петра Первого повлияли на положение народа?

4. Как преобразование в целом отразились на развитие России?

Дипломат

Итак, был ли Пётр дипломатом вообще, и, тем более, талантливым и проницательным? Думаю, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Вспомнить только, что Великое посольство I697—1698 гг. имело дипломатические цели (так, Пётр хотел выявить интересы европейских держав и возможность создания союза против Турции), и то, что его провал (было очевидно, что Европа не готова воевать с Турцией) был выгодно использован Петром. Царь понял, что у него есть возможность повернуть силы в другом направлении, и создал Северный союз против Швеции, дипломатически подготавливая Северную войну (1700—1721). Можно сказать, что он также расширял связи Европы с Россией (как политические, так и экономические, и культурные), что всегда идёт на благо дипломатическим отношениям.

Полководец

Нельзя не согласиться и с тем, что Пётр был хорошим военным организатором и полководцем. Нужно сказать, организатором Пётр был прекрасным во всех смыслах, потому что его деятельность по реформированию всех сфер жизни государства повысила работоспособность как страны, так и армии. Но и в самой военной сфере Пётр провёл множество реформ (создание регулярной армии, флота, инженерной, Навигацкой школ и т.д.), что в итоге позволило сосредоточить все силы государства для победы в Северной войне. Как пишет И.В. Курукин, «Пётр завершил в России процесс «военной революции» — переход от традиционного рыцарского войска к современной армии, вооружённой современным оружием». Важнейшие битвы, такие как осада Нотебурга 1702 г., взятие Нарвы 1704 г. были тщательно спланированы до самих битв, крепости изучались по имевшимся о них данным. Пётр и его полководцы применяли и военные хитрости, такие как «маскарад» при взятии Нарвы или использование преимуществ изрезанной береговой линии и более лёгких и небольших кораблей в битве при Гангуте (1714) и Грен-гаме (1720). Личная храбрость Петра Первого проявилась в Полтавской битве как свидетельствуют современники: одна пуля прострелила седло, другая пуля попала в шляпу, третья - повредила нательный крест.

Петр Первый лично участвовал в захвате шведских судов на реке Неве, за это был награжден орденом Андрея Первозванного и получил звание капитана-командора.

Напряжение сил народных

Насколько серьёзным испытанием для народа стали преобразования Петра и война? «Для резкого рывка навстречу Европе Пётр был готов пожертвовать всем, даже собой, своими близкими», — пишет С.Ф. Платонов, и так оно и было. Рекрутская повинность, подушная подать и дополнительные повинности, связанные с масштабным строительством, легли тяжёлой ношей на плечи народа. В то же время реформы Петра укрепили это положение, усилив зависимость крестьян от дворянства. Даже производство было организованно по жёстким правилам и, в отсутствие свободной рабочей силы, основано на использовании труда зависимых крестьян. Работных людей набирали из разорившихся горожан, беглых крестьян, бродяг и учили их мастерству. Уходить с заводов было запрещено, поэтому работные люди фактически являлись крепостными. По петровским указам началось массовое строительство заводов (мануфактур). Если в начале правления Петра насчитывалось около 30 крупных предприятий, то к концу правления в России было от 100 до 230 мануфактур.

Будущее страны

Ответим на последний вопрос: а было ли это испытание необходимым? Тарле пишет, что Россия «отстаивает своё будущее», но что он имеет в виду? На мой взгляд, здесь под «будущим» государства подразумевается возведение России в ранг империи. Именно это достижение и стало пиком всей деятельности Петра, главным результатом. К тому же в начале правления Петра Алексеевича, привычные институты управления, вроде тех же приказов, традиционные экономические и социальные отношения начинали устаревать и тормозили развитие государства. Пётр смог вовремя понять нужды России и спасти её от надвигающегося кризиса с помощью реформ.

Заключение

Итак, Петру Первому удалось организовать государство и армию, чтобы проводить необходимую внешнюю политику. Будучи талантливым дипломатом, Пётр сумел создать себе военную поддержку союзников. Его политика позволила России стать империей и в будущем влиять на европейские международные отношения. Но нужно помнить и слова СМ. Соловьёва: «Никогда никакому народу не удавалось совершить такого подвига, как российскому народу во времена Петра Первого». Победы Петра не могли произойти без по-настоящему героического трудового напряжения всех сил страны, и эта черта рассматриваемого периода, на мой взгляд, не должна забываться.

Критерии оценки:

Работы студентов оцениваются в баллах:

1. За введение - 1 балл (за четкую постановку вопросов)

2. За основную часть - 1 балл (тема раскрыта)

3. За творчество - 1 балл (авторская позиция выражена, удачное сочетание аргументов и фактов)

4. За историографию -1 балл (есть ссылка на конкретные работы)

5. За заключение - 1 балл (сделан вывод и заключение)

Итого - 5 баллов

Вывод

Умение и навыки полученные при подготовке и написанию эссе, могут на мой взгляд быть полезными в дальнейшей жизни студентов, подготовить аргументированное выступление, написать автобиографию.

Список использованной литературы

  1. Н.И. Павличенко Серия ЖЗЛ «Петр Великий» М-2010г.
  2. П.А. Баранов «История» Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ (схемы, таблицы). М-2017г.
  3. А.А. Талызина «Историческое эссе». М-2016г.
  4. А.Н. Сахаров «История России» Учебник 2 ч . для 10 классов. М-2010г.
  5. С.М. Соловьев «История государства Российского». М-2010г.
  6. DVD-фильм по сочинению Н.М. Карамзина «История государства Российского» 500 серий.
Читать еще:


Новые материалы:

Соревнование – месячник "Встречаем Advent" :: Живопись эпохи Ренессанса и Модернизма :: Queen Elizabeth II :: Бинарное занятие по английскому языку "Kamchatka – the Land of Wonders". 7–9-й классы (дополнительное образование) :: Профессиональная реализация личности через творческий подход к методике преподавания курса "Машинопись и делопроизводство" :: Гринч – похититель Рождества ( How the Grinch Stole Christmas ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-05 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD