Конспект урока по обществознанию по теме «Гражданин Российской Федерации» : История и обществознание
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Конспект урока по обществознанию по теме «Гражданин Российской Федерации» : История и обществознание

Преподаватель начинает занятие с вопросов:

  1. Кто может быть гражданином РФ?
  2. Есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России и гражданами РФ?
  3. Кому может быть отказано в получении российского гражданства?

После ответов обучающихся, преподаватель говорит о том, что эти вопросы в настоящее время актуальны в связи с большим потоком миграции, беженцами (обсудить недавние события в Европе).

Затем преподаватель называет тему урока и предлагает обучающимся ситуацию: «Родители Ивана, граждане бывшего СССР, приехали на жительство в Ростов-на-Дону в 1993 году из страны, которая в прошлом была одной из союзных республик. Иван родился в 1994 году на территории РФ. В 1998 году семья обратилась по вопросу приобретения гражданства РФ. Является ли Иван гражданином РФ?»
После обсуждения предположений обучающиеся записывают план:

  1. Понятия и основания приобретения гражданства РФ.
  2. Права гражданина РФ.
  3. Обязанности гражданина РФ.

Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин» и останавливается на понятии: индивид, наделённый правами и обязанностями. Гражданин РФ не может быть выслан или выдан другому государству. Государство гарантирует защиту конституционных прав гражданина. Но, требует от гражданина соблюдения законов. Эта ситуация носит экстерриториальный характер (обсуждение понятия). Каковы же основания получения гражданства РФ?

1. По рождению:
А) если родители граждане РФ.
Б) один из родителей гражданин РФ, другой – лицо без гражданства.
В) один из родителей гражданин РФ, другой – иностранец, ребёнок родился на территории РФ и другого гражданства не имеет.
Г) оба родителя – иностранцы, ребёнок родился на территории РФ и другого гражданства не имеет.
Д) родители не известны, ребёнок находится на территории РФ более 6 месяцев.

2. В результате приёма в гражданство (натурализация):
А) совершеннолетний и дееспособный.
Б) не менее 5 лет проживший в РФ.
В) знающий русский язык.
Г) имеющий доход.
Д) законопослушный.

3. В результате восстановления в гражданстве.
4. По иным основаниям:
А) усыновление, удочерение.
Б) оптация.

Затем снова возвращаются к задаче и обучающие уже могут точно и правильно ответить на вопрос.

Итак, гражданин – это индивид, наделённый правами и обязанностями. На какие группы можно разделить права человека и гражданина?

Преподаватель раздаёт обучающимся листы, на которых написано по одному праву. На доске таблица:

Личные права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 

 

 

 

 

Каждый обучающийся подходит к доске и прикрепляет свой лист в соответствующий столбик, объясняя свой выбор.

Далее преподаватель задаёт вопросы:

  1. В каком документе изложены эти права?
  2. Что такое Конституция?
  3. Когда в России отмечается День Конституции? Почему в этот день?
  4. Посмотрите на таблицу – какие из прав являются правами человека, а какие правами только гражданина? Почему права гражданина РФ не могут принадлежать каждому человеку?
  5. Принадлежат ли права гражданина РФ человеку, если он бипатрид?
  6. Что такое обязанности? (Разбор определения «объективно необходимое поведение»)
  7. Какие обязанности вы знаете?

Перечисляются обязанности по Конституции РФ. Затем обучающиеся выступают с ранее подготовленными презентациями по темам: «Воинская обязанность», «Обязанность платить налоги» (Приложение 1 и Приложение 2)

Затем, обучающиеся по вариантам получают задания:

1 вариант: Найдите верные суждения и обведите цифры, под которыми они указаны:

  1. Молодой человек в год достижения 18-летнего возраста обязан встать на воинский учёт.
  2. На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
  3. За уклонение от призыва на военную службу установлена административная ответственность.
  4. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, предусмотренных законом.
  5. Срок альтернативной гражданской службы такой же, как и срок военной службы.

2 вариант: Установите соответствие между примером и элементом статуса налогоплательщика, который он иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

Пример

Статус налогоплательщика

А) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию.
Б) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган информацию, необходимую для льготного налогообложения.
В) Гражданин уплатил налог на принадлежащее ему транспортное средство.
Г) Гражданин отказался выполнить неправомерные требования должностного лица налогового органа.
Д) Гражданин ведёт в установленном порядке учёт своих доходов и расходов.

1) права
2) обязанности

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Домашнее задание: параграф № 22 прочитать, выполнить задание № 4 на странице 240.

Итак, рассмотрев тему, вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока (рассмотрение и ответы на вопросы: Кто может быть гражданином РФ? Есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России и гражданами РФ? Кому может быть отказано в получении российского гражданства?).

И ещё один вопрос, его задал Николай Алексеевич Некрасов в произведении «Поэт и гражданин»:

«Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?»

Обучающиеся называют свои версии, и возвращаемся к произведению: слова Н.А. Некрасова: «Отечества достойный сын». Преподаватель спрашивает, что значит быть достойным гражданином в 15-16 лет? Среди ответов обратить внимание на достойную учёбу и перейти к закреплению полученных знаний – выполнение следующих заданий:

  1. Сергеев Никита, 1991 года рождения, принял решение о замене военной службы по призыву (в апреле 2012 года) на альтернативную гражданскую службу. В декабре 2011 года он подал в военный комиссариат заявление. В котором указал двух свидетелей, готовых подтвердить его пацифистские убеждения. Тем не менее в прохождении АГС ему было отказано. Правомерен ли такой отказ?
  2. Нарушение каких прав человека показал в своём произведении «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский?
  3. Какие из перечисленных ниже обязанностей закреплены в Конституции РФ?
    - соблюдать законы
    - платить налоги
    - состоять в какой-либо политической партии
    - быть членом профкома
    - работать на предприятии
    - защищать Отечество
    - сохранять природу и окружающую среду
    - бережно относиться к памятникам культуры и истории.

Выставление оценок за урок.

Рефлексия:

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
  2. Что вас удивило или заставило задуматься?
  3. Чему вы научились?

Урок окончен. До свидания!

(Занятие сопровождается презентацией -  Приложение 3. Технологическая карта урока -  Приложение 4).

Читать еще:

Новые материалы:

Урок по теме "Передача информации". 5-й класс :: Проект «Мир тепловых явлений. Что такое теплопроводность?» :: Обучение детей с нарушением интеллекта первичным способам усвоения общественного опыта в сюжетно-ролевых играх :: Конспект коррекционного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения в старшей группе :: Тема урока: "Отделка изделия" :: Как разговаривать с девушками на вечеринках ( How to Talk to Girls at Parties ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru